Офтоп
TJ

12 заповедей журналиста

Автор: Ольга Гриневская

Перед тем, как попасть в «Главстарт» и Plug and Play Russia, где я уже 3 года занимаюсь поиском проектов для инвестиций и помогаю проинвестированным компаниям превратиться в полноценные бизнесы, я училась на журфаке, зарабатывала на жизнь статейками про культуру и верила, что главное в жизни – просто делать классные вещи.

Теперь, имея дело с инвестициями, я, можно сказать, перешла на сторону зла и прекрасно понимаю, что значит вложить деньги в бизнес. В медиа, не в медиа, не важно.

Есть такие странные люди — инвесторы. Они заработали денег и хотят вложить их в нечто перспективное, чтобы заработать ещё больше денег. Это милейшие парни, которые готовы отдавать свои собственные деньги чужим людям, потому что по какой-то причине верят в них. Если инвестиции были удачными — хорошо, если неудачными — надо фиксировать убытки и идти дальше. Это бизнес.

До сих пор большинство моих друзей работают в разных журналах или вертятся в так называемой медиа-тусовке, поэтому часто, особенно в виду последних событий, наши разговоры касаются «задушенных свобод и разогнанных редакций». Я с одной стороны могу понять угнетённых творцов, с другой стороны знаю, как неприятно терять собственные деньги из-за чужих неудач.

И я прекрасно понимаю, что журналисты говорят с инвесторами на разных языках: у первых цель — создание классного продукта, вторых волнуют в первую очередь экономические показатели. Это просто два разных мира. Журналистика сейчас растёт из-за развивающегося дикими темпами интернет-рынка, в котором в России действительно шарит всего около сотни людей, и из-за размытия форматов он переживает то ли стагнацию, то ли перерождение.

О разных мирах можно судить хотя бы по публичному диалогу Кронгауз и Винокурова, а такого быть не должно. Не должно хотя бы потому, что об убыточности должен переживать генеральный директор, а не редактор. И спрашивать должны с генерального директора, как с управляющего бизнесом — именно бизнесом, а не журналом.

Недавно я пыталась убедить одного знакомого журналиста, что слияние бизнесовой и контентой части, новые модели заработка и новые принципы управления — это логичный и чуть ли не единственный путь выживания и развития «новых медиа», и, собственно, из этого разговора и родились эти 12 заповедей для современного журналиста.

  • Инвесторы в медиа делятся на две категории: на благотворителей или стратегических инвесторов, которым эти медиа нужны по каким-то косвенным причинам, и на безумцев, верящих в медиа как в инвестиционно привлекательный бизнес.

  • Талантливые журналисты не должны уметь продавать. Они должны талантливо создавать контент, который будет продаваться.

  • Как бизнес, медиа должны научиться зарабатывать.

  • Хотите выжить — зарабатывайте.

  • Хотите быть независимыми — зарабатывайте.

  • Рекламная модель уязвима и хреново масштабируется.

  • Ни в коем случае нельзя создавать ситуацию, при которой у человека, отвечающего за проект, нет реального понимания о количественных показателей в деньгах или аудитории. Иначе получается странная история: «Замечательные мы сделали замечательный журнал. Нас мало читают, аудитория не растёт, убытки растут, но нам это не важно, так как мы не про бизнес. Мы — про высшее нечто и честность перед аудиторией». Это глупость.

  • Новые модели заработка нужно пробовать, а не планировать. Об эффективности новых моделей, как и о проекте в целом, следует судить только после проверки жизнью.

  • Нельзя просто придумать новую модель монетизации медиа и отдать её на реализацию команде журналистов «старого режима».

  • У медийного проекта, как и у любой компании, должен быть толковый CEO из мира бизнеса. Бизнесмены-журналисты в большинстве своём сюр.

  • Для правды и бесплатного контента Боженька послал нам блоги.

  • Мир поменялся. Хватит жевать сопли, что профессия умирает. Надо учиться жить и работать по-новому.

И да, всё это моё личное мнение, вы можете с ним не согласиться.

Ура,
Ольга Гриневская,
Почти специально для TJournal

#Колонка