Офтоп
TJ

Как стать знаменитым в интернете за 68 долларов

Автор: Игорь Челотканов

В эпоху социальных сетей и доступной покупки сотен тысяч фолловеров в Твиттере очень легко ввести непросвещенных людей в заблуждение об уровне своей известности. Мы перевели статью Кевина Эштона о том, как он создал фейка под именем Santiago Swallow — и убедил всех, что он знаменит.

Сантьяго Своллоу, наверное, является одним из самых известных людей, о котором никто не слышал.

Глаза Сантьяго прожигают вас со страницы его профиля в Twitter: он по-голливудски красив и обладает высокими скулами и грязно-светлыми волосами. Рядом с его именем находится одна из наиболее ценных вещей социальных медиа — галочка верифицированного аккаунта. Под ним — счётчики, которые вполне заставят многих пользователей завидовать: у Сантьяго десятки тысяч фолловеров. А твиты, которые пишет Сантьяго, полны загадочных крупиц мудрости, похожих на записки из китайских печений с предсказаниями: «Перед тем как потерять вес, найди надежду», говорится в одном. Другой гласит: «Быть писателем — значит жить вечно».

Своллоу — настоящий продукт Интернета: «оратор и мыслитель», который специализируется на «переосмыслении себя в онлайн-эпоху» и является звездой престижных конференций TED и South By South West. Его биография в Википедии объяснет, почему: Сантьяго — «американский мотивационный оратор мексиканского происхождения, консультант, педагог и автор, чьи выступления и публикации сосредоточены на понимании современной культуры в эпоху социальных сетей, глобальной взаимосвязанности СМИ, пользовательского контента и Интернета», который «посвятил свою жизнь для помощи другим узнавать больше о том, как в 21-м веке можно манипулировать средствами массовой информации и отдельными персоналиями».

Есть только один факт о Сантьяго Своллоу, который вы вряд ли бы нашли до 17 апреля этого года: его создал Кевин Эштон, британский технологический пионер и основатель исследовательской группы Auto-ID при Массачусетском технологическом институте. Все остальное справедливо. У Сантьяго действительно есть Твиттер с десятками тысяч фолловеров, про него действительно была статья на Википедии и у него действительно есть официальный сайт. Но он никогда не был на конференции TED или South By South West. Об этом Эштон солгал.

Создание аккаунта Сантьяго и онлайн-доказательств его существования стоило Эштону всего двух часов и 68 долларов. Имя для «оратора и мыслителя» было создано при помощи программы Scrivener, текстового генератора для писателей и авторов. Затем Эштон купил 90 тысяч фолловеров за 50 долларов на сайте fiverr.com, а из трёх различных портретов с сервиса «Картинки Google» создал фотографию профиля в пробной версии Adobe Lightroom. Рядом с именем Сантьяго в изображение шапки Эштон пририсовал галочку верификации, чтобы завоевать ему немного больше доверия со стороны пользователей. К тому моменту, как все эти манипуляции были проделаны, у Сантьяго уже появилось приличное количество читателей, хотя ещё даже не был заполнен профиль и не было написано ни одного твита.

Чтобы заставить свежесозданный аккаунт писать, Эштон использовал демо-версию сервиса TweetAdder, который автоматически твитил, ретвитил и подписывался на других пользователей от имени Сантьяго. В качестве тем были выбраны слова из «хипстерского словаря эпохи TED и SXSW»: дельфины, фаблеты, Стив Джобс, мобильность, стевия и так далее. Чтобы количество твитов росло как можно быстрее, TweetAdder отправлял сообщения каждые одну-две минуты и ретвитил сообщения других пользователей микроблогов, в основном из категории «Религия и вера».

После этого была написана аккуратная статья в Википедии, чтобы не привлекать немедленного внимания модераторов, ищущих мошенников и саморекламу. Для этого была заимствована биография эксперта по менеджменту Питера Друкера, из которой Эштон удалил большую часть и переписал оставшуюся, сделав Сантьяго экспертом в несуществующей тематике TED — «воображаемое я». А заключительным аккордом стал персональный сайт Своллоу на WordPress, который обошёлся ещё в 18 долларов.

По словам Эштона, этот эксперимент доказал, что создание или по крайней мере «усиление» своей идентичности не ново: вполне реальные люди делают всё то же самое, чтобы улучшить свою репутацию, выглядеть популярными и «продавать» себя. Есть не менее реальные люди, которые наживаются на этом, продавая ботов, созданных нажатием одной кнопки. Интернет буквально наводнен мошенниками с поддельными друзьями, многие из которых обладают самостоятельно созданными биографиями в Википедии и придуманными статусами «профессиональных ораторов», «экспертов» или «гуру», говорит Кевин.

При этом «специалисты по социальным медиа» утверждают, что могут анализировать поведение пользователей в сети и точно оценить их уровень влияния. Одной из наиболее известных подобных услуг является Kred, предоставляемая компанией PeopleBrowsr, в число клиентов которой входят Procter&Gamble, Budweiser, Ogilvy&Mather и Wieden+Kennedy. Менее чем через день после того, как Сантьяго был придуман, его влияние в Kred составило 754 из 1000. И если такие компании, как PeopleBrowsr так легко обмануть, то простых людей одурачить ещё проще, утверждает Эштон.

После «камингаута» Эштона Твиттер-аккаунт Сантьяго временно заблокировали. Он был восстановлен обратно примерно 30 часов спустя — похоже, что Эштона попросили убрать галочку с картинки в шапке. Статью в Википедии тоже прикрыли: теперь она редиректит на статью про самого Кевина. Мораль истории: если бы Кевин Эштон не рассказал об обмане, «оратор и мыслитель» Сантьяго Своллоу продолжил бы дурить людей.

А был ли мальчик?
Игорь Челотканов,
Ketchum Maslov,
Специально для TJournal

#Статья