Офтоп
TJ

Большая ошибка App.net

Автор: Настя Праздничная

Журналист из британского Wired Мэт Хонан рассуждает о том, что происходит сейчас с платформой App.net, которую ошибочно приняли за платный клон Твиттера, и что нужно сделать её создателям, чтобы преуспеть. TJournal перевёл материал Хонана, чтобы лучше разобраться в том, куда подевалась с радаров некогда амбициозный проект.


Основатель App.net Далтон Колдуэлл

Ещё до начала золотой лихорадки венчурного капитала и публичного размещения акций существовала идея о том, что интернет должен не просто менять мир, но активно менять его к лучшему. Как говорилось, экономическая выгода и расширение прав и возможностей должны сосуществовать.

Такой идеалистический подход теперь кажется всё более странным. В некоторой степени, мы поплатились за его смерть такими вещами, как программа разведки PRISM американского Агентства национальной безопасности, но некоторые проявления идеализма всё же имеют место быть.

Change.org напоминает о тех временах, когда идеи улучшения мира была не просто пустыми словами. Как и «Проект “Гутенберг”». Это, пожалуй, наиболее очевидные примеры, но старый добрый идеализм присутствует и в App.net.

Задуманный и запущенный год назад, App.net представляет собой платформу для социальных приложений: место, где залогинившиеся пользователи могут делать множество вещей в единой сети. Они могут делиться ссылками, видео и фото, могут загружать и хранить файлы, обмениваться документами, обновлять статус и общаться со своими друзьями. В отличие от инструментов широко известных социальных сетей, хранящих наши персональные данные, исследующих наше поведение и предлагающих нам таргетированную рекламу, в App.net открытость занимает центральное место среди принципов работы.

В любой момент времени пользователи имеют полный контроль над тем, как хранятся, совместно используются или монетизируются их личные данные — загруженные файлы, персональная информация и социальные связи. Разработчиков уверяют в том, что сам App.net не будет конкурировать с ними или ограничивать функциональность их приложений. И это своеобразный антитезис статусу-кво в популярных социальных сетях. Как сад без ограды, экосистема, изолированная от корпоративного вмешательства. Это то, чего нам так не хватает в Интернете, если верить прозорливым сетевым наблюдателям.

твитнуть

App.net наконец-то готов изменить мир, но сначала ему придётся сломить общее непонимание того, чем он является.

Если вы вообще хоть что-нибудь слышали об App.net, то, скорее всего, представляете его себе как клон Twitter. Это не так. Может быть, если вы знаете об App.net чуть больше, то считаете, что это хиппи-версия социальной сети с открытым исходным кодом, наподобие Identi.ca или Diaspora. Но и это тоже не так. App.net во многих аспектах — это средство заработка. Возможно, вы слышали, что его называют элитной версией Twitter для тех, кто готов заплатить за личное место для общения с друзьями без назойливых отбросов общества со значком @. Но и это опять-таки не совсем правильное понимание.

«App.net — это социальная платформа», — говорит основатель и генеральный директор Далтон Колдуэлл. «Это ваш пропуск в мир социальных сетей с отличными приложениями. И я пытаюсь донести идею, что вы можете переносить по своему желанию все свои личные данные из всех этих различных приложений».

Только представьте. Вы регистрируетесь в Vine, и добавляете огромное количество друзей и создаёте целую библиотеку видео. Но потом вы пробуете Instagram с новой возможностью обмена видео и решаете, что в нём вам гораздо больше нравятся функции редактирования.

Как правило, это означало бы, что нужно начинать всё сначала, без друзей и файлов. Но, допустим, что оба этих сервиса были бы всего лишь приложениями, работающими на базе App.net. Вместо того, чтобы начинать всё заново, когда вы впервые заходите в Instagram, ваши друзья и видеофайлы уже ждут вас там. Это и есть App.net — или то, чем он хочет быть.

«Вы всего лишь предоставляете приложениям доступ к своим личным данным в вашем собственном облачном хранилище», — объясняет Колдуэлл. И это поразительно радикальная мысль: идея того, что пользователи являются собственниками своих данных и социальных связей. (просто попробуйте, скажем, перенести все свои фотографии из Facebook в Twitter)

И если способ работы с данными и связями нестандартный, то бизнес-план компании радикален. App.net собирает деньги с пользователей, объединяет их и распределяет между разработчиками. Хотите быть собственником своих данных и своего социального графа и иметь возможность переносить его из одного места в другое, как посчитаете нужным? Тогда придётся раскошелиться. (есть и бесплатный уровень доступа, но в этом случае вы можете добавить в друзья не больше 40 пользователей)

Первым приложением был сервис коротких заметок наподобие Twitter под названием Alpha, но за прошедший год App.net серьёзно изменился. Учитывая наличие пробной бесплатной версии и паспортного сервиса, вполне возможно, что он наконец-то готов изменить мир, но сначала ему придётся многое преодолеть. Далеко не в последнюю очередь — непонимание самой концепции того, чем он всё-таки является.

Есть идея

В августе 2012 года Twitter опубликовал ныне печально известное сообщение, в котором оговаривались «квадранты» будущей деятельности компании, настроенной на развитие, и указывалось на недопустимость создания сторонними лицами приложений-клиентов или иных продуктов, которые бы конкурировали с Twitter. Компания сообщила, что сторонние клиенты отныне имеют ограничение в 100 тысяч пользователей. Причиной этому стала необходимость продвигать рекламные возможности официального клиента. Изменения означали, что огромное количество разработчиков, строивших свой бизнес на базе Twitter, остались ни с чем.


Менеджер по продукту Михаэль Гринспэн работает перед огромным монитором в офисе App.net

Началась ругань. «Twitter — разработчикам предложений: “Подыхайте”», — резюмировал Джон Грубер на своём сайте Daring Fireball. И таким был общий настрой. Twitter долгое время позиционировал себя как «крыло свободы слова в партии свободы слова», а теперь же он явно демонстрировал, что хочет покончить с одной из форм слова: со своим API, программным интерфейсом, с помощью которого разработчики могли присоединиться к мощному потоку обновляемых в реальном времени данных.

В течение многих лет, критики (особенно Дэйв Вайнер) предупреждали о том, что произойдет, если Twitter полностью захватит сферу сервиса коротких сообщений в реальном времени. Несмотря на попытки повторить успех сервиса со стороны коммерческих и некоммерческих проектов, ничего подобного не случилось.

На этот раз всё было иначе. Люди были недовольны не сервисом Twitter, а компанией Twitter. Это был не fail whale, из-за которого нельзя читать твиты, это был пересмотр API, из-за которого исчезла возможность зарабатывать деньги. Разработчикам, которые строили свой бизнес на платформе Twitter, новые правила грозили потерей средств к существованию.

В этом же порыве гнева и сомнений был Далтон Колдуэлл, написавший в прошлом июле статью, которая сейчас, в ретроспективе, смотрится как безобидный пост в блоге. В своё время он прозвучал как призыв к действию. Колдуэлл сожалел об исходе внутренней борьбы в Twitter по вопросу бизнес-модели, когда рекламщики победили тех, кто предпочитал брать деньги за услуги. Он назвал это решение «трагической ошибкой» Twitter.

«Если строить рекламный/медиа бизнес» — писал Колдуэлл, — «впоследствии тебе будет нужно стать собственником всего реального объёма экрана, что видит пользователь. Следующим логическим шагом будет убить всех посторонних разработчиков клиентских программ и закрыть данные в целях контроля над контентом».

Колдуэлл имел свои основания сомневаться в «больших» социальных сетях. Они сделали его богатым, но и привели к краху трёх созданных им компаний. Он основал iMeem, один из крупнейших социальных музыкальных сервисов, и продал его MySpace, который тут же бесцеремонно его закрыл. Та же участь постигла компанию Picplz, которая позволяла делать фотографии, накладывать фильтры и отправлять их в другие социальные сети: этот стартап во многом потерял смысл из-за развития Instagram.

Далее последовал App.net. В изначальном виде это был сервис, построенный на Facebook OpenGraph и позволяющий посмотреть, какие приложения скачивают ваши друзья. Со стороны Facebook была поддержка, но только до тех пор, пока не появился Facebook App Center, который позволял делать то же самое, и в итоге App.net заблокировали.

твитнуть

Колдуэлл: «Инфраструктура соцсети несовместима с рекламной моделью. Пусть на рекламе зарабатывают приложения».

Колдуэлл решил, что инфраструктура социальной сети изначально несовместима с бизнес-моделью, основанной на доходах от рекламы. Пусть приложения зарабатывают на рекламе для пользователей, но компания, которая предоставляет базовую структуру, ткань, соединяющую пользователей, должна быть именно обслуживающей программой, а не вещательной сетью.

Две недели спустя он вернулся с планом.

«Я глубоко убеждён в необходимости финансово устойчивого realtime feed API и сервиса, и потому я хочу сделать App.net именно таким», — написал Колдуэлл, а его команда уже сделала большую часть работы. У App.net было приложение под iOS, инфраструктура для обработки миллионов запросов API и документация для разработчиков. «Это не пустое заявление о продукте», — добавил Колдуэлл.

Чтобы начать работу, они решились на краудфандинг. «Мы примем деньги на этот финансово устойчивый сервис без рекламы, если мы соберём, что называется, критическую массу. Я определяю минимальную критическую массу как $500 тысяч, что примерно равно 10 тысячам пожертвований».

Месяц спустя, App.net удалось собрать более $800 тысяч. Наступило время либо выпустить продукт на рынок, либо заткнуться.

Вскоре после анонсирования проекта, Колдуэлл сообщил о первом продукте для App.net: Alpha, сервис коротких сообщений наподобие Twitter, позволяющий пользователям размещать сообщения в 256 знаков. Чтобы присоединиться, нужно было сначала заплатить $50. Естественно, это понравилось далеко не всем, и именно из-за этого пошли разговоры о том, что ADN — просто «элитный» Twitter.

Но мало того, что App.net ошибочно считался «Твиттером для белой элиты», о нём ещё и сложилось неверное представление формата «Twitter-и-всё-такое», а это ещё хуже: пользователи перепутали платформу (App.net) и продукт (Alpha).

«Думаю, это с самого начала было проблемой ADN», — говорит Дэвид Картье, изначальный спонсор ADN и маркетолог программного обеспечения AgileBits. «Короткие сообщения было легко запустить, так как для большинства это понятный продукт, но, думаю, что первые пользователи и разработчики застряли в этом».

Вы всё не так поняли

Картье прав. Если посмотреть на самые популярные приложения на ADN, все они, так или иначе, напоминают Twitter. Есть Netbot, приложение для iOS, которое практически идентично приложению Tweetbot (что неудивительно, ведь они сделаны одним и тем же разработчиком). Есть Kiwi, настольный клиент — и он тоже очень похож на Tweetbot. И ещё есть вещи, не похожие на Twitter, но всё равно похожие на что-нибудь другое. Есть Sprinter, приложение для публикации фотографий, схожее с Instagram. Climber — приложение для видео, «одолжившее» (будем великодушны) многое у Vine.


Общее рабочее пространство App.net

Alpha была первым продуктом, выпущенным в ответ на что-то, что делал Twitter. А значит, большая часть разработок касалась именно вещей, близких к Twitter. Поэтому неудивительно, что у людей App.net ассоциируется именно с Твиттером. А как только у людей формируется мнение о том, чем является продукт, изменить это представление уже очень тяжело.

Но Колдуэлл спорит и упрямо не хочет признавать, что у App.net есть проблемы с идентификацией продукта. Какая разница, если небольшой процент людей, знакомых с продуктом, считают его не тем, чем он является на самом деле?

«Причина, по которой мы не стали сразу запускать пробный бесплатный уровень доступа, в том, что мы не хотели запускать продукт, о котором огромное количество людей получит неверное представление», — говорит основатель App.net. «Именно сохранение небольших масштабов, так, чтобы большинство людей даже ничего не услышали, и лишь немногие завели бы аккаунт — это и был способ сохранить новизну».

Иными словами, очень важно, что сотни миллионов людей вообще ничего об этом не слышали. И к тому времени, как это произойдёт, у ADN уже будут разнообразные новые приложения, и опыт, и различные уровни доступа. А начинать, будучи клоном Twitter? Колдуэлл считает, что в этом тоже был смысл.

твитнуть

«Клон Твиттера» Alpha был создан как платформа для обсуждения развития самой платформы: там сидели одни разработчики.

«Причина, по которой нам было важно заниматься Alpha, в том, что мы создали востребованный продукт, и ещё мы вывели на рынок API», — объясняет Колдуэлл. Таким образом было заложено ядро продукта. К тому же, Alpha «самосовершенствовалась»: разработчики использовали её, чтобы общаться друг с другом, и она стала коммуникационной платформой для усовершенствования коммуникационной платформы. Ведь если бы не было «Домашнего компьютерного клуба» (Homebrew Computer Club), не появилась бы Apple.

«Если бы мы не предоставили никакого пользовательского интерфейса, наши шансы на успех были бы равны нулю. Если бы мы на самом деле представили “чистый лист”, он бы точно не сработал. Многие, кто стал нашим фанатом и поддерживал нас, изначально были убеждены, что наша идея превратится в очередной продукт, о котором много говорили, но так и не выпустили на рынок — вроде Diaspora или даже Pebble. Это очень частая проблема при краудфандинге».

Кажется, у ADN есть некая движущая сила, во всяком случае, в том, что касается разработчиков. У них сумасшедшая программа поддержки: ежемесячная премия в $30 тысяч популярным приложениям — весомый повод для разработчиков прийти и попробовать свои силы. Ещё они наконец-то запустили пробный бесплатный доступ, а это означает, что теперь можно потестировать приложение, прежде чем купить его (как на Android). И, пожалуй, самое интригующее: сделан шаг в сторону возможности входа внутри приложения, так, чтобы необязательно было иметь аккаунт в ADN для доступа к приложениям. (Хотя всё равно приходится переходить в iTunes, чтобы загрузить Passport, приложение App.net для управления аккаунтами — по крайней мере, так происходит в iOS).

«Сейчас мы всё ещё на этапе эксперимента; они стремительно обновляют API и разработчики активно экспериментируют со всем возможным», — говорит Картье. «Причём мы видим не просто растущее число разнообразных приложений, но доработанные приложения, со множеством улучшений для пользователя».

Действительно, начинают появляться по-настоящему инновационные и высококачественные приложения. Patter позволяет создавать чаты, публичные или личные, и его качество на должном уровне. Orbit — инструмент по управлению файлами, который находится в строке меню. Whisper — мило реализованный способ передачи личных сообщений. Ohai — восхитительный, красивейший инструмент для ведения журнала и отслеживания местоположения.

Но всё же кое-чего по-прежнему не хватает, и это очевидно: игры. App.net нуждается в Dots, или Candy Crush, или Words With Friends, которые бы встраивались в его социальную сферу. Нужно ведь что-то не то чтобы очень полезное, зато весёлое. Что-то классное.

И если представить себе игру, основанную на социальных связях, можно предположить и примерно такое развитие событий: App.net подтверждает возможность входа непосредственно через приложение, так, чтобы не приходилось скачивать ещё одно приложение для входа — или чтобы никто даже не понял, что попадает на App.net. Программа поддержки разработчиков Колдуэлла (и новая партнёрская программа YCombinator) помогает привлечь внимание молодых голодных программистов, которые смогут сделать крутую игру с сильным социальным компонентом.

Игра ADN поднимается в чартах iTunes, где люди, просто ради интереса, загружают её и играют. Число пользователей App.net переваливает за миллион. Понятно, что они прочно стоят на ногах, и другие разработчики в спешке пытаются сделать то же самое. Рост продолжается, и всё идёт, как надо. В какой-то момент мы принимаем как само собой разумеющееся, что наши личные данные и наш социальный граф принадлежат нам.

Или вот ещё один вариант развития событий: не появляется никаких прорывных приложений. Никаких WhatsApp или DrawSomething. App.net остаётся игрушкой для разработчиков и гиков на какое-то время, но в конце концов они устают и отправляются попробовать себя в Dropbox. Неверная идея правит бал. И вот проходит два года, вы пытаетесь вспомнить, когда последний раз залогинивались, и не можете. И мир абсолютно не изменился.

Эта статья является переводом оригинальной колонки Мэта Хонана “The Great App.Net Mistake” в Wired.

#Статья