Офтоп
TJ

Новая эра Microsoft

Известный интернет-предприниматель о последствиях ухода Стива Балмера

Автор: Настя Праздничная

Уход главы Microsoft Стива Балмера породил массу предположений о будущем почти тридцатилетней корпорации. Аарон Леви, основатель компании Box, занимающейся облачным хранением данных, услугами которой пользуются 92% корпораций из Fortune 500, даёт советы будущему преемнику Балмера.

В сфере технологий события, подобные этому, случаются только единожды в жизни каждого поколения.

Заявление о том, что Стив Балмер покинет свой пост главы Microsoft, означает конец одного из мощнейших и интереснейших «режимов» в истории технологий. Условно, это как завершение эпохи, которую возглавлял Билл Гейтс, затем они вместе с Балмером, и в последнее время — только Балмер. Мы считаем эти периоды разными. Хотя у Балмера, может, и не было присущей Биллу технологической дальновидности, многое из того, что делал Microsoft в двухтысячных, было продолжением стратегии, определявшей развитие компании в девяностых.

На историю Microsoft под руководством Стива Балмера можно посмотреть с двух разных точек зрения. С точки зрения общественности, Microsoft медленно реагировал на появление производителей бюджетного софта, нарушивших равновесие на рынке, вроде Google Apps и Amazon Web Services; упустил волну успеха мобильных устройств во главе с Apple и Google, что ощутимо ослабило монополию Microsoft; к тому же ещё и пережил череду провалов при запуске сервисов вроде Zune, Windows Vista и других.

Второй вариант куда менее на слуху. При Балмере Microsoft увеличил свою годовую прибыль более чем в три раза: с $22 млрд, на момент когда он занял должность главы компании, и до более $78 млрд к тому времени, как он решил покинуть пост.

Именно при Балмере Microsoft начал заниматься облачными хранилищами, запустил успешные онлайн-сервисы и платформы — Office 365 и Azure, и приобрёл мощные технологии и компании вроде Skype и Yammer. Поисковая доля Microsoft выросла на 30% благодаря получению всего объёма поискового трафика Yahoo и Facebook. Microsoft также был единственным корпоративным инвестором в Facebook. При Балмере Microsoft даже начал заниматься открытым ПО и другими подобными платформами.

Но, так или иначе, в нашем двоичном мире ты либо победитель, либо побеждённый — так нужно, чтобы победа была более явной. И даже на пике недавнего успеха фондовый рынок не признал Microsoft победителем.

твитнуть

Microsoft должен признать, что мир стал куда более разнообразным и альтернативным, чем когда-либо.

И чем же это объяснить? Ответ в том, что устаревшая стратегия зачастую отказывается признавать новые реалии изменившегося рынка. На сегодняшний день Министерство юстиции также «обеспокоено» монополией Редмонда, как Государственный Департамент — Канадой. У Microsoft уже нет былого уровня контроля над экосистемой разработчиков, и в целом это неплохо, как для рынка, так и, в конечном счёте, для будущего самой компании. Альтернативность выбора стимулирует конкуренцию, а конкуренция — инновации. Apple, производя всё более качественные девайсы, заставляет Google разрабатывать улучшенные операционные системы, и так далее. Microsoft должен признать, что мир стал куда более разнообразным и альтернативным, чем когда-либо.

И ещё Microsoft необходимо адаптировать свою стратегию в соответствии с новыми условиями. В то время как последняя реорганизация, по-видимому, была направлена на достижение лучшей интеграции внутри компании, столь же важно подстроиться под происходящее за её пределами.

Мир программного обеспечения и технологий больше не представляет собой игру с нулевой суммой. Наследнику Балмера придётся осознать эту новую реальность и принять её. Вот всего лишь несколько направлений, с которых ему нужно будет начать:

Приложения как отдельный продукт. Microsoft привык действовать в мире, где его доминирование в сфере операционных систем приводило к исключительному успеху в целом ряде ключевых приложений. Как будто бы вся работа по созданию ОС делалась исключительно с целью последующей работы над приложениями, а не наоборот. Конкуренты были искоренены Microsoft один за другим (см. Lotus, Word Perfect, Netscape, Real Networks) по пути к захвату всех бюджетов на программное обеспечение. Теперь всё изменилось, и хвост виляет собакой – приложения используются для того, чтобы поддержать усилия Microsoft в работе над операционной системой.

В сегодняшнем динамичном мире, когда подавляющее большинство имеющих выход в Интернет устройств работают не на базе Windows, эти сервисы нужно обособить от Windows как отдельные продукты. Сервисы вроде Microsoft Office остаются недоступны или имеют ограниченный функционал на устройствах Apple и Android. Учитывая, что за несколько следующих лет продажи планшетов превысят продажи новых персональных компьютеров, Microsoft как никогда важно понять, что его приложения должны вступить в конкурентную борьбу сами по себе.

Открытость. Одним из главных преимуществ облачных хранилищ является то, что отдельные приложения наконец-то могут напрямую взаимодействовать друг с другом. Пользователям больше нет необходимости приобретать все услуги у двух-трёх поставщиков, чтобы достичь необходимого уровня интеграции. API и интеграция приложений дают возможность объединять и согласовывать их для получения оптимальных инструментов: ERP (программа для планирования ресурсов предприятия) на Netsuite или Workday может получать данные от приложения для работы с клиентами Zendesk, которое, в свою очередь, обменивается информацией с потоком данных на Jive. Эта новая платформа «Cloud Stack» приводит ко всё большей открытости между приложениями, и, следовательно, ко всё большей полезности для пользователей. Но на сегодняшний день Microsoft не виден в этом красочном изобилии новых приложений.

Например, если нужно было интегрировать последнюю веб-версию Office в стороннее приложение (скажем, Box) – потребовался бы чуть ли не Акт Конгресса, а не просто вызов API. Закрытый характер их приложений был допустим во времена, когда была необходимость контролировать операционную систему, но не в период нынешнего буйного расцвета IT. Новый лидер в Редмонде должен будет обеспечить гораздо большую открытость продуктов и их способность к взаимодействию с программным обеспечением компаний, которые когда-то считались противниками.

Продукты, продукты и ещё раз продукты (и разработчики). Большая часть линейки продуктов Microsoft все еще по инерции почует на лаврах прежней славы. В отличие от других технологических гигантов, которые известны своими инновациями в последние десятилетия - Android, Chrome, iPad или даже более причудливыми и футуристическими инновационными девайсами вроде самоуправляющихся автомобилей и очков Google Glass - подавляющее большинство успешных творений Microsoft за последние десять лет представляет собой реплики на тему продуктов, выпущенных в разгар эры ПК, и едва ли вписывается в «посткомпьютерную» эпоху.

твитнуть

Microsoft нужно стать местом, где будут разработаны грядущие отличные приложения, причём не самим Microsoft.

В конечном итоге, Microsoft должна стать компанией, предоставляющей платформу (снова). Google взял на себя роль великодушного монополиста, предоставляющего трафик с помощью Поиска, стандарты — посредством Chrome, и их распространение через Android. Apple схожим образом поспособствовала появлению стартапов с миллионными долларовыми оборотами, при этом не посягая на их территорию (Uber, Instagram, Angry Birds, Super Cell, Spotify, и другие). Microsoft нужно придумать, как стать местом, где будут разработаны грядущие отличные приложения — причём разработаны другими компаниями, не Microsoft. И на этот раз, Microsoft должен преодолеть желание уничтожить каждый успешный стартап, возникший из его экосистемы.

Видение. Последняя по времени стратегия, оглашённая публично, заключалась в том, что «Microsoft – это компания, создающая устройства и предоставляющая сервисы». Примерно так же будет звучать, если Disney заявит о себе как о «кинокомпании и парке аттракционов». Представление о Microsoft как о поставщике ПК на каждый стол и в каждый дом привело к тому положению, в котором компания сейчас, к тому же, для таких целей необходим вселенский масштаб миссии. Недостаточно просто иметь стратегию, которую понимают акционеры и аналитики; необходимо иметь такую стратегию, которая заинтересует потребителей.

Microsoft нужно делать нечто уникальное. Однажды мир уже подчинялся продуктам Microsoft, теперь же Microsoft позволяет другим подчинять себя.

Конечно, со стороны легко говорить. Microsoft — одна из 50 крупнейших компаний мира, и указывая на успехи её конкурентов, говорить «Microsoft надо было сделать вот это» гораздо проще, чем заниматься тяжёлой работой по принятию верных решений в условиях стремительно меняющихся обстоятельств.

Уже сейчас мы можем заметить признаки движения в правильном направлении: благодаря таким лидерам, как Сатья Наделла, Ки Лу и Тони Бейтс, Microsoft становится гораздо более открытой компанией. На конференции разработчиков Build в этом году были представлены демо-версии продуктов, использующих Mac: всего десятилетие назад это бы посчитали святотатством, а теперь это означает лишь публичное признание Microsoft новой реальности. Microsoft также ускоряет темпы внедрения инноваций посредством обновления своих веб-продуктов и платформ несколько раз в квартал, — это большой прогресс по сравнению с их традиционным циклом обновления продукта раз в три года.

Технологической экосистеме необходимы компании, которые будут поднимать планку всё выше и выше, причём как друг для друга, так и для потребителей. Будем надеяться, что, вне зависимости от того, кто будет выбран новым штурманом «нефтяного танкера» в Редмонде, этот кто-то сможет выбрать верный курс для Microsoft в эту абсолютно новую эпоху.

Эта статья является переводом колонки Аарона Леви «Microsoft's Next Era» на TechCrunch.

#Статья