Офтоп
Султан Сулейманов

Мочи пирата

Как прошел первый месяц с антипиратским законом

Прошел первый месяц с того дня, как вступил в силу антипиратский закон. Крупнейшие интернет-компании предупреждали, что он несет угрозу для всего Рунета из-за непродуманности и нечеткости формулировок. TJournal вспоминает, чем запомнился этот месяц и сбылись ли страшные предсказания.

Антипиратский закон приняли крайне быстро, за пару недель. В процессе обсуждения сферу действия закона сильно урезали, оставив только фильмы — к остальным типам контента законодатели обещали вернуться осенью. Почему оставили именно фильмы, никто толком не объяснял — но, по видимому, это было связано с тем, что как раз с совещания президента Владимира Путина с кинематографистами и началась вся эпопея с борьбой с пиратством в Сети.

Почти сразу с критикой законопроекта выступили те, кого он, по идее, должен касаться в последнюю очередь: интернет-гиганты «Яндекс», Google и Mail.Ru Group. Они указывали на размытые формулировки, позволяющие подвести под «информационного посредника» (он несет ответственность за пиратский контент) всех, кто имеет дело со ссылками: ими могут быть не только сами сайты с нелегальными материалами, но и поисковики, и «Википедия», и даже простые пользователи. Отрасль предлагала свои поправки в закон, которые депутаты пообещали учесть, но в итоге проигнорировали. 2 июля документ подписал президент, а сразу после этого на сайте «Российская общественная инициатива» появилась петиция за отмену закона.

Закон вступил в силу 1 августа. В тот же день компания «Кино без границ» подала первую жалобу — на соцсеть «ВКонтакте». Глава «Кино без границ» Сэм Клебанов объяснял: «Люди, которые смотрят пиратские копии на ВКонтакте — не мои зрители. Это зрители ВКонтакте, который на них зарабатывает» (отметим, что жалобы касались пяти фильмов зарубежных режиссеров). Мосгорсуд рассматривать обращение Клебанова отказался. Как выяснилось, жалоба была подана с нарушением требований. У «Кино без границ» была возможность исправить недочеты и обратиться в суд снова, но за месяц такой потребности у компании так и не возникло.

Помимо компании Клебанова, в первый же день в суд с жалобой обратилось ЗАО «Сейчас», которое требовало наказать сайты «Турбофильм» и Rutor.org. Это обращение Мосгорсуд тоже отклонил из-за неправильно оформленных документов. Правообладателям потребовалась неделя, чтобы доработать жалобу, и 7 августа Мосгорсуд удовлетворил требование компании. «Турбофильм» обязали удалить сериал IT Crowd («Компьютерщики»), а «Рутор» — целый набор сериального шлака вроде «Интернов» и «Универа». «Турбофильм» требование выполнил, а через две недели представил нововведение, позволяющее сервису обходить российские законы: пользователям предложили заходить через специальный VPN-сервис, меняющий их IP-адреса на зарубежные и тем самым выводящий их из-под действия российских законов. Для российских же пользователей указанные судом сериалы недоступны — их набралось уже шестнадцать.

С Rutor.org вышло сложнее. Администрация уверяет, что удалила все спорные материалы сразу после получения уведомления. Однако Роскомнадзор 26 августа объявил, что требование суда было выполнено не полностью и внес «Рутор» в реестр пиратских сайтов — а значит, обязал интернет-провайдеров заблокировать доступ к файлообменнику. Проект попытался сменить IP-адрес, но и он впоследствии был заблокирован. В Rutor.org объявили, что блокировка связана не с основным содержимым сайта, а с комментарием пользователя, который якобы и содержал ссылку на нелегальный фильм. В Роскомнадзоре в ответ заявили, что это администрация ресурса попыталась ввести всех в заблуждение, прикрыв раздачи только на время. Но, объясняли в ведомстве, их крутых специалистов обмануть не удастся — те мониторят пиратские сайты постоянно и отслеживают все изменения.

Такому постоянному мониторингу должна быть благодарна администрация другого файлообменника, Opensharing.org. Он стал первой «жертвой» нового закона: 21 августа ресурс внесли в реестр пиратских сайтов за фильмы «Высоцкий. Спасибо что живой», «Адмирал» и «Каникулы строгого режима», а также за несколько российских сериалов. Но уже 26 августа, когда был заблокирован «Рутор», Opensharing.org из реестра исключили — выяснилось, что администрация удалила спорные фильмы.

Всего за месяц Мосгорсуд удовлетворил 22 обращения. Большинство из них касаются российских фильмов и сериалов (упоминаются среди них и произведения телеведущего Алексея Пиманова, которые он в июле выложил в открытый доступ на своем сайте). Но по одному из таких обращений «Турбофильм» удалил «Игру престолов» — самый скачиваемый сериал в мире. Примечательно, что на диком Западе создатели сериала совсем не против его пиратского распространения: по их мнению, так о нём узнает больше людей.

Интересная судьба постигла и петицию против антипиратского закона. В начале августа, спустя чуть больше месяца после старта, петиция набрала 100 тысяч голосов. Этого числа достаточно, чтобы обращение граждан рассмотрела Госдума — но только после специальной экспертной группы, куда входят вездесущие «интернет-эксперты» в лице сенатора Руслана Гаттарова и депутатов Роберта Шлегеля и Сергея Железняка (а также ряда других чиновников и общественников). Заседание экспертов пройдет только в сентябре, но другие нетерпеливые депутаты уже пообещали рассмотреть петицию, а другие — в лице партии КПРФ и кандидата в мэры Москвы Ивана Мельникова — внесли аналогичный законопроект в Госдуму. При рассмотрении самого антипиратского закона коммунисты не голосовали, а «против» было всего два голоса — от Дмитрия Гудкова и Ильи Пономарева.

Крупные компании, похоже, практически смирились со вступившим в силу законом. Только «Яндекс» к концу августа собрал журналистов, чтобы еще раз напомнить о своих предложениях. Результаты всех этих попыток отменить или исправить закон будут видны уже осенью.

Август уже продемонстрировал двоякость антипиратского закона. С одной стороны, опасность, о которой предупреждали все, кому не лень, в полной мере пока не проявилась: никто в первый месяц не жаловался ни на поисковики, ни на другие объективно добросовестные ресурсы. При этом Роскомнадзор, например, показал, что многое зависит от правоприменения: Rutor.org был заблокирован потому, что через форму поиска на сайте можно было найти фильмы, которые потребовал убрать суд. А значит есть вероятность того, что в скором времени «Яндекс» и Google во избежание проблем придется заниматься модерацией поисковой выдачи.

Еще до вступления закона в силу в отрасли шли разговоры о том, что осенью рынок заполнят «черные агенты», которые будут «топить» неугодные сайты: при «правильном» применении антипиратского закона чуть ли не любой ресурс можно поставить под угрозу блокировки на 15 дней. Об «агентах» пока не слышно, но первые звоночки прозвучали: некие злоумышленники написали некоторым интернет-провайдерам письма от лица Роскомнадзора, в которых требовали срочно закрыть один «пиратский» ресурс. Все веселье, видимо, намечено на осень.