В университете не следует выбирать профессию пиарщика или менеджера

Владислав Цыплухин о профессиях студентов

В закладки

В очередной воскресной колонке Владислав Цыплухин поделился своими мыслями о выборе профессии в вузе, системе образования и моде, которая влияет на решения молодых умов.

Нет, это не текст в стиле «не совершайте моих ошибок, не ходите в PR» или «если бы я вернулся в прошлое…». Я всего лишь хочу попытаться доказать мысль, которую озвучу прямо сейчас: в университете следует выбирать специализации, на которые не влияют время и мода, — фундаментальные науки или стоящие рядом с ними.

Впервые я задумался на эту тему в 2008 году, когда устраивался работать в газету «Деловой Петербург». Тогда у меня была полная уверенность, что образование и будущая работа связаны между собой напрямую. Однако уже внутри компании услышал следующий диалог:

— Если бы у тебя было образование журфака СПбГУ, шансов попасть к нам было бы меньше.

— Почему?

— Потому что они штампуют журналистов, пишущих в одинаковом стиле. И переучить их достаточно сложно.

Но сегодня я даже не про вузовские шаблоны. Я про тенденции и моду, которые часто наводят нас на недальновидные решения. Потому что цикл от зарождения тренда в профессиях до его смерти короче периода обучения в университете.

Вы открутите назад последние десять лет: в 2000-х, в связи с распространением компьютеров, случился бум программистов (я тоже собирался поступать в Таганрог на эту специальность), чуть позже — все вдруг решили стать менеджерами, через некоторое время быть менеджером стало немодно — лучше заниматься творческой профессией, стать фотографом, пиарщиком или журналистом. А теперь — свободные предприниматели или фрилансеры в Гоа, а медиа подсказывают, что для красивой истории лучше и вовсе быть отчисленным из вуза.

Часто на мою почту падают письма в стиле «Спасибо, слежу за вашей деятельностью, собираюсь поступать на факультет пиара». И какого черта? Потому что увидели историю человека, который просто оказался в нужное время в нужном месте? Я не знаю ни одного хорошего пиарщика, учившегося на этой специальности. Компании сегодня предпочитают нанимать журналистов — потому что они знают устройство кухни, на которую нужно повлиять.

PR — это не наука, а всего лишь набор методов для воздействия на людей, которые не меняются уже сотни лет. Свои поправки в эту область вносят только технологии, потому что изменяют форматы и скорость распространения информации. И пока вас в вузах будут обучать «современному» пиару, эти форматы в очередной раз изменятся. С другой стороны, если вы пойдете изучать историю или психологию, то поймете, что все уже придумали до нас, и на этих открытиях продолжает базироваться мир. Их нужно изучить, а затем соединить с технологиями, которые будут доступны человечеству на момент окончания вуза.

Дуров — филолог. Он изучал языки. Эта база, соединенная с навыками, которые он приобрел в процессе своего развития, сделала его самым неуязвимым и искусным оратором. Помимо того, что в свободное от учебы время он интересовался программированием, которое стало в итоге его профессией. Мой друг Егор Данилов изучал математику, а сегодня он один из лучших и высокооплачиваемых в России специалистов по продукту, который работает с моделями роста проектов. И таких примеров среди моих знакомых десятки.

Заблуждаются те родители, которые подталкивают детей к «конкретным» специальностям, как минимум, потому, что в процессе роста студент несколько раз меняет представление о том, кем он станет в будущем. А в первые годы работы его сознание еще несколько раз перевернется. Да, есть вероятность, что мне в жизни пригодится документооборот, который я изучал в университете, но очень невысокая.

Идти учиться менеджменту или пиару (и уже не в России, конечно) лучше всего в сознательном возрасте. Когда проработал в профессии пару лет, и твое желание в ней развиваться только укрепилось. Вот я, например, пиарщиком быть больше не хочу. И сейчас мне снова придется осваивать новую профессию. А учись я на филологии, истории или психологии, делал бы это гораздо быстрее, чем получается у меня сегодня.

Дошутился про матчасть,
Владислав Цыплухин,
Специально для TJournal

#Колонка #Воскресный_Цыплухин

Статьи по теме
Пять направлений SMM, куда нужно копать
{ "author_name": "Владислав Цыплухин", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0432\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u043d\u044b\u0439_\u0446\u044b\u043f\u043b\u0443\u0445\u0438\u043d"], "comments": 34, "likes": 44, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 47939, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sun, 15 Sep 2013 17:00:10 +0400" }
Офтоп
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Действительно важные push-уведомления
Подписаться на push-уведомления