Офтоп
Владислав Цыплухин

Почему я каждое воскресенье пишу колонки

Цыплухин о классической системе трудовых отношений, из которой мы пытаемся вырваться

Владислав Цыплухин о системе трудовых отношений, о том, почему мы добиваемся увеличения зарплаты, но не становимся счастливее, и о том, почему он каждое воскресенье пишет колонки для TJournal.

Знаете, почему я взялся каждое воскресенье писать колонки? Не потому, что у меня так много умных мыслей, которыми хочется делиться. Все проще: я делаю это для развития дисциплины.

О чём писать на этой неделе? Проанализировать абсурдную реакцию общества на заявления актёра Панина? Или привести цитаты из ужасающего интервью человека, который расчленил свою жену, и в очередной раз содрогнуться: «Ох, в каком ужасном мире мы живем»? А писать о чём-то надо.

Вот на выходных случайно встретил Дурова, прогулялись от Дома Зингера до Восстания. А после разговоров с ним всегда пропадает желание обсуждать какие-то местечковые инфоповоды и разборки в тусовочках. Озвучил ему, например, мысль о том, что рассматриваю возможность вернуться в Петербург. На что Павел отреагировал одобрительно:

— Что-то в последнее время любовь к Петербургу становится трендом. Я тут ходил на Джобса с Носиком — он тоже говорит, что ему стал нравиться город.

— Как тебе, кстати, фильм о Джобсе?

— Малобюджетно. Но дискуссионно.

Мне тут же пришлось пояснить, что мои намерения вернуться в Петербург не связаны с любовью к городу — это прагматичные рассуждения о том, где дешевле жить и эффективнее работать. «Ошибочно полагал, что нужно жить в Москве, поддерживать связи. Но оказалось, что как раз это, как и любая публичность, только мешает», — добавил я. И увидел в глазах Дурова одобрение вроде «наконец-то ребёнок повзрослел».

Расставшись с ним, задумался: а почему Петербург, если это не любовь к городу? Если исключительно прагматичный расчёт, то в Липецке, например, еще дешевле, а интернет такой же быстрый. И почему я так стремительно пытаюсь свалить из Москвы, куда ещё два года назад всеми усилиями рвался? Нет, дело не в «суетной» и «циничной» столице — отличный, между прочим, город. И дело не в Петербурге, в котором я всех знаю.

И почему тогда не Таиланд? Ещё дешевле, тепло, море. Ведь я смотрел фильм «Пляж», мечтал о том, чтобы собрать десяток друзей и построить коммуну. Ведь слышу от знакомых разговоры о том, что там уже существуют поселения русских «сеошников» и разработчиков. Тот же создатель Aviasales перевёз свою команду в Таиланд и вроде как счастлив.

Константин Калинов, создатель Aviasales.ru, на работе

Потому что знаю, что решившись на переезд в Таиланд, уже через шесть месяцев буду думать, как оттуда улететь.

Цель просто свалить из России сама по себе глупа. Такие порывы многие объясняют стремлением передвигаться, постоянно посещать новые страны и города. Только получая работу с большим количеством командировок, через время они начинают говорить, что устали от «этого всего».

Наверное, так происходит потому, что многие мои единомышленники ставят себе ошибочные цели, хотя интуитивно понимают, чего они хотят на самом деле. А хотят они освободиться от системы, которая заставляет сидеть в офисе, когда хочется улететь, ездить в метро в час-пик и терпеть начальников. Передвижения создают иллюзию свободы, но командировки — это передвижения вынужденные. Иллюзию создаёт и переезд в другую страну, потому что, освобождаясь от одной системы, мигранты всего лишь становятся заложником другой, иногда ещё более бюрократизированной.

Я не обсуждал эту тему со своими знакомыми, но по их действиям вижу, что они уже успели над этим поразмыслить. Один сейчас пытается получить второе гражданство, но продолжать работать в России: европейский паспорт просто снимет с него ограничения по передвижению. Другой сообщил начальству, что не хочет приходить на работу и будет делать всё из дома, присылая отчеты. А что ответит ему начальник, если он по-прежнему остается самым эффективным сотрудником?

Пишу эту колонку в «Жан-Жаке» на улице Марата. Как раз в этот момент сюда зашел Евгений Трифонов. Вот он, кстати, как раз мог бы устроиться пиарщиком в большую компанию и зарабатывать больше. Но Женя уже распробовал вкус несистемности — лучше писать колонки для Forbes и «ЦП», но быть при этом хозяином своего времени, чем быть рабом и ездить на Мерседесе. Машина может стать только лишь приятным дополнением к его счастливой жизни.

Всё нам играет на руку: визовые режимы упрощаются; IT-герои в фильмах романтизируются; специалистов, выстраивающих отношения с работодателем удаленно или занимающихся предпринимательством, становится все больше. Я знаю Илью, который забивает кальян, садится на своем уютном балконе и кодит. И знаю Меркурова, который консультирует клиентов по электронной почте, а сам катается между Лондоном и Арменией, занимаясь неприбыльными, но интересными делами. Знаю Андрея, который на время переехал в замечательный Киев, а дела от этого никак не пострадали. Или создателя Eviterra, который, став предпринимателем, подчинил время себе и взял за правило каждые выходные куда-то летать.

Меня с этими людьми объединяет одно: желание зарабатывать, не нарушая при этом границы собственной свободы, которые мы определили для себя зоной комфорта.

И я часто смеюсь. Смеюсь, прогуливаясь по Москве, что кто-то убил годы, зарабатывая на автомобиль, чтобы теперь убивать оставшиеся в пробках. Через год их зарплата удвоится, они купят другую машину, но и так и не смогут понять, почему жизнь не становится лучше. Они будут долго готовиться к разговору с начальником, в котором придётся обосновать повышение зарплаты и отдельный кабинет. Они зададут ему много вопросов, но не спросят главного: «Как вы относитесь к тому, что я три дня в неделю буду работать удаленно?»

Несистемность — это свободное дыхание, которое нужно заработать. Она заключается не только в побеге от устаревших форм трудовой деятельности, но и в ясном мышлении, позволяющем отстраниться от серьезных обсуждений заявлений актера Панина — я оставляю это тем, у кого есть лишнее время.

Сведя влияние системы на себя до минимума, не имея религиозных убеждений, ты вынужден придумывать себе новые цели и правила, по которым ты живешь. А это, поверьте, гораздо увлекательнее. Лично я начал с дисциплины — учусь просыпаться рано, систематизировать свои мысли и каждое воскресенье, даже когда нет никакого желания, пишу эти чертовы колонки.

Или я просто бездельник,
Владислав Цыплухин,
Специально для TJournal

#Колонка #Воскресный_Цыплухин