Офтоп
Вадим Елистратов

Научились считать до трёх

TJournal объясняет, зачем Valve собственная операционная система, брендированные компьютеры и странный геймпад

23, 25 и 27 сентября компания Valve последовательно представила публике операционную систему SteamOS, программу сертификации домашних компьютеров Steam Machines и геймпад под названием Steam Controller. Главной своей задачей создатели Half-Life 2 и ряда других важных игр назвали захват места в гостиной игрока. TJournal объясняет, зачем Гейбу Ньюэллу и его компании вместо создания новой игры вдруг понадобилось выйти на рынок железа и вступить в конфронтацию с Nintendo, Sony и Microsoft.

На рынке цифровой дистрибуции игр для PC и Mac Valve является если и не монополистом, то игроком, с которым нельзя не считаться и которого практически невозможно победить централизованно, разве что на местах. Сами Valve в определённый момент поняли это, и в русском сегменте Steam, например, появились щадящие рублевые цены и локализация в подавляющем большинстве игр. Несколько лет назад казалось, что какой-нибудь местный игрок может перехватить инициативу адресным подходом, как в свое время успели сделать «ВКонтакте» до полномасштабного прихода в Россию Facebook, но теперь об этом можно даже не думать.

твитнуть

Казалось, что местный игрок может перехватить инициативу у Steam адресным подходом, но теперь об этом можно забыть.

Безусловно, Steam еще есть куда расти, но с каждым годом конкурировать с ним становится все сложнее. Попытка французов из Ubisoft продавать свою библиотеку игр через магазин собственной выделки под названием Uplay формально провалилась: если бы было иначе, мы бы сейчас не смогли найти Splinter Cell: Blacklist и Far Cry 3 в магазине Valve – никто не станет платить посреднику, если можно продавать из первых рук. Electronic Arts со своим сервисом Origin зашли дальше и добились определенного успеха, но лишь благодаря феноменальной популярности Battlefield 3 и жесткому решению продавать ее только в своем магазине. Они и те же Blizzard оказались лишь исключением, подтверждающим правило: компаниями, которые смогли извлечь выгоду из того, что у них на руках было несколько успешных PC-серий, которые волей-неволей заставляли игроков передавать звонкую монету именно через их прилавок, а не чей-то еще.

Однако Гейбу Ньюэллу плохо спалось по ночам не из-за Origin и не из-за Battle.net, а из-за Microsoft. Когда последняя представила публике Windows 8, а Apple запустили Mac App Store, Valve, заполучившие такую огромную долю рынка благодаря своей дальновидности, почувствовали нависающую над ними угрозу. В отличие от Sony, Nintendo и Microsoft Valve не владелец платформы, а лишь гость на чужих площадках. Они предвидели, что в один прекрасный день Microsoft перестанут наплевательски относиться к игровой составляющей PC и захотят откусить кусок от этого растущего год за годом пирога, постепенно вытравив постороннего паразита. Из самой популярной настольной операционной системы в мире Windows превратилась для Valve в опасную прослойку между ее продуктом и пользовательским железом. Именно поэтому им понадобилась SteamOS.

твитнуть

В конце концов, Windows превратилась для Valve в опасную прослойку между ее продуктом и пользовательским железом.

В век законченных решений из коробки (да, речь об Apple) современный игровой компьютер выглядит архаичным монстром, на котором большинство людей, тем не менее, решают простейшие мультимедийные задачи: смотрят кино, играют в игры и листают фотографии котят. По схожим причинам планшеты продолжают вытеснять из наших домов вторые ноутбуки, а иногда и первые: подавляющему большинству не нужно генерировать контент, только просматривать. В таком контексте SteamOS выглядит очень даже хорошо: она не будет обременена лишними функциями и не будет как громада Windows влиять на производительность игр. А в случае со Steam Machines Valve пытаются решить задачу, над которой до них бились не один год – сделать покупку домашнего компьютера такой же простой, как покупка консоли.

Допустим, они договорятся с некоторыми производителями о выпуске брендированных компьютеров, допустим, они введут дружелюбную маркировку мощности, с которой любой человек сможет легко понять, пойдет ли на его машине конкретная игра из Steam или нет, однако все те же самые телодвижения в свое время принимали Microsoft со своей программой Games for Windows. Вы когда-нибудь покупали игру, руководствуясь рейтингом производительности системы? Видели его на коробке? Я тоже нет, и чем в данном случае решение Valve лучше – пока не ясно.

твитнуть

Если Valve хотят сделать игровой PC более дружелюбным, то он должен перестать быть похожим на рабочее место в офисе.

Желание компании вылезти из темного угла с кучей запутанных проводов в гостиную к большому телевизору понятно. Наши домашние компьютеры превратились в смартфоны и таблетки толщиной с карандаш, но телевизор никогда не будет мобильным просто потому, что его размер имеет значение: чем больше, тем лучше. Хотим мы этого нет, но, как и много лет назад, семьи чаще всего собираются у телевизора, именно вокруг него строится весь домашний отдых, и если Valve хотят сделать персональный компьютер более дружелюбным, то он должен перестать быть похожим на рабочее место в офисе.

В этот момент на сцену выходит Steam Controller – велосипед, который Valve пришлось заново изообрести. Возможно для многих это еще новость, но мышь и клавиатура – это офисные принадлежности, а большинство современных игр, включая шутеры, разрабатываются (в том числе по уровню динамики и сложности) под управление геймпадом. Контроллеры Xbox One и PlayStation 4 – это настоящие инженерные шедевры, прошедшие проверку временем и внушительным количеством итераций. Между тем, новичок в лице Valve неожиданно предлагает нам якобы совершенное решение, заменяющее мышь и клавиатуру даже в старых играх и не уступающее им ни по точности, ни по скорости доступа к определенным кнопкам. Очевидно, что таких чудес просто не бывает.

На практике уже сейчас понятно, что контроллер легко может оказаться удобным не для всех жанров (именно поэтому на PS3 и Xbox 360 нет стратегий, но есть файтинги и слэшеры) и создаст дополнительную головную боль для разработчиков мультиплеерных игр: им придется каким-то образом делить игроков на тех, кто сидит перед телевизором и тех, кто пользуется мышью – в том, что бой между ними будет априори неравным сомневаться не приходится.

твитнуть

SteamOS, Steam Machines и Steam Controller в большей мере нужны самим Valve, нежели игрокам.

Анонсы Valve, как в шутку заметили многие издания, говорят о том, что компания наконец-то научилась считать до трех. Другое дело, что SteamOS, Steam Machines и Steam Controller, пусть доводить их до ума и планируется вместе с игроками, кажется, больше всего нужны именно самому предприятию Гейба Ньюэлла, а не нам с вами: у игроков, предпочитающих стулу диван, место под телевизором уже давным давно занято, a Valve лишь предлагают старый опыт в новом углу квартиры и сомнительные костыли для того, чтобы до него дойти.

Полцарства за новое свидание с Аликс,
Вадим Елистратов,
TJournal

#Колонка