На днище
SMM российских СМИ оказался в глубоком кризисе
На сегодняшний день, пожалуй, не осталось ни одного российского СМИ, которое бы не пыталось «покорять соцсети». Теперь уже мало просто транслировать заголовки в Твиттер и Фейсбук: каждый хочет выделиться на фоне конкурентов. Получается пока довольно скверно, считает шеф-редактор TJournal.
Чтоб читатели понимали, почему я позволяю себе так жестко отзываться об SMM российских СМИ, я немного расскажу о себе. Чуть меньше двух лет назад я, сам того не ожидая, стал одним из авторов сообщества «Ленты.ру» во «ВКонтакте», а позже — соведущим её твиттера. Сначала паблик «Ленты» был очень скромным, но, благодаря усилиям Игоря Белкина, он превратился в уникальное явление с циничными шутками, мемами и комиксами по теме новостей, песнями, своеобразной атмосферой в комментариях и так далее.
Естественно, я следил за тем, что происходит в соцсетях у других СМИ. Сначала у них не происходило ничего интересного, но затем стали возникать попытки «догнать и перегнать» «Ленту.ру», ну или хотя бы скопировать эту модель поведения. То есть SMM в этой сфере развивался не органично, когда каждый игрок находил бы свой подход к читателю, а под постоянным прессингом от мысли, что «быть поживее» — это панацея, которая даст и аудиторию, и трафик.
Но всё это привело представительства наших СМИ к довольно плачевному состоянию, в котором модель «заголовок + ссылка и ничего лишнего» уже не кажется столь ущербной. Первые тревожные звоночки прозвучали еще в 2012 году, когда агентство РИА Новости, стремясь казаться модным и молодежным, написало «О, счастливчик» в твите об авиакатастрофе, а потом извинялось перед разгневанными читателями.
О, счастливчик! Установлена личность пассажира, не попавшего на борт рухнувшего #ATR-72 #Тюмень http://t.co/aRuaayuz
— РИА Новости (@rianru) 2 апреля 2012
Примерно в то же время агентство начало вводить моду на дешёвый способ повышения такого бесполезного параметра, как «вовлечение» аудитории — в конце твитов стали приписываться вопросы читателям, в духе «Китаец застрелил пять человек. А вы где покупаете оружие?». Позже РИА прекратило эту порочную практику, но некоторые издания упорно продолжают вворачивать «А вы что думаете?» в свои твиты.
Нервно закурили: "страшные картинки" на сигаретах не отпугнули россиян. А Вы стали курить меньше? http://t.co/qCXUROUJod
— Информагентство РБК (@ru_rbc) October 11, 2013
Завершающая новость сегодняшнего дня: в Москве наконец выпал первый снег. Мы его не заметили. А вы? http://t.co/fuoXZrmaeC
— Большой город (@bg_ru) 25 сентября 2013
@tvrain мне нравится
— 100Rm (@100Rm) October 16, 2013
Впрочем, отказавшись от одних сомнительных приёмов, SMM-щики РИА Новости переключились на другие, вроде «Восточных мудростей», не имеющих никакого отношения к новостям.
Другим довольно глупым приёмом злоупотребляют СМИ, считающие, что пользователи без лишней подсказки не догадаются кликнуть по ссылке в твите или посте. Тут каждый старается как может: от примитивных «читайте тут» до «загадочных» формулировок.
«Я ни разу в жизни не подавал в суд ни на кого, но Караулов — он такой запредельный». Кто будет судиться читайте тут http://t.co/2LKKttu4Ld
— Главные новости часа (@GazetaRu) 5 сентября 2013
Как Иран может ответить на американскую интервенцию в Сирии? Читайте тут http://t.co/L8mN0h69Yy
— Главные новости часа (@GazetaRu) 6 сентября 2013
Папа Римский написал письмо Путину. Папа Римский. Путину...И вот, что там написано... http://t.co/yjGOHg1bQX
— Телеканал ДОЖДЬ (@tvrain) 5 сентября 2013
Нередки случаи, когда дорога к адовым твитам проложена стремлением к лучшему. Например, так случается, если начать злоупотреблять хэштегами, не понимая, зачем они нужны.
Владимир #Путин внес в #Госдуму #законопроект, предусматривающий объединение высших #судов -- http://t.co/lKug9k8PCh
— kommersant.ru (@kommersant) 7 октября 2013
Пыль по судам засыпала #J.P.Morgan миллионными убытками http://t.co/HvQifoZFv6
— Информагентство РБК (@ru_rbc) October 11, 2013
#МИД РФ: #Россия не будет отговаривать страны #СНГ от заключения соглашения с #ЕС http://t.co/VaAxYwFiFS
— Голос России (@ruvr_ru) October 17, 2013
Порой случается, что SMM-щики, стремясь к красоте формулировок, перевирают содержимое заметок («Хабрахабр» действительно внесли в реестр запрещенных сайтов, но не заблокировали) или пишут совершенно невнятное нечто, пытаясь рассказать о претензиях МВД к телеканалу «Дождь». К счастью, пока для российских СМИ такие ситуации — редкость.
Роскомнадзор заблокировал сайт «Хабрахабр» http://t.co/9KERAXFng3
— НТВ (@ntvru) 10 октября 2013
В случае блокировки сайта, капли "Дождя" будут падать с IP-адреса и с YouTube #политика http://t.co/LNufOKYgkg
— Главные новости часа (@GazetaRu) 6 сентября 2013
Или другой показательный пример: у журнала Esquire есть гиперпопулярная рубрика «Цифра дня», в которой приводится самое абсурдное, удивительное или просто странное число из текущей новостной повестки. Не удивительно, что другие СМИ, не сумев додуматься до собственных форматов, принялись попросту копировать удачное решение. Ничего хорошего из этого не вышло.
Цифра дня. http://t.co/FLDHg5raF6 pic.twitter.com/TzIk72rtwM
— Esquire (@esquireru) October 8, 2013
Цифра дня: 26 тонн продуктов съели журналисты в первый день саммита #G20, по словам Пескова: http://t.co/VHmmOXJVkd pic.twitter.com/Abaw8zndPE
— РИА Новости (@rianru) 6 сентября 2013
Первый канал собрал более 700 миллионов рублей пострадавшим от паводка http://t.co/qsXKrPBeCP pic.twitter.com/w0lT4ghokx
— РИА Новости (@rianru) 1 октября 2013
Сам Esquire не отстаёт, пытаясь придумать новые подходы к своему удачному решению.
Новая ежедневная рубрика «Бесполезный сайт». http://t.co/riqin1J5Uc pic.twitter.com/br08MICwop
— Esquire (@esquireru) 30 сентября 2013
Новая ежедневная рубрика «Открытия»: http://t.co/dgkyDAAM7O pic.twitter.com/37kCue8Wpo
— Esquire (@esquireru) October 9, 2013
Как я уже писал, «Лента.ру» первой нашла свой собственный формат, когда в свободное от действительно серьёзных новостей время читателей развлекают всем, чем придётся: шутливыми постами, картинками о бренности бытия, мемами, котами, песнями и так далее. Удачно перенести подобный подход к себе удалось примерно никому, но попытки предпринимаются до сих пор.
У нас срочная новость... pic.twitter.com/qRUoOWMlzJ
— Голос России (@ruvr_ru) 8 сентября 2013
Официальный курс евро на 10 октября вырос до 43,8471 руб. http://t.co/1rFce9GHIH #стабильность #радость #гордость
— Инвесткафе (@Investcafe) 9 октября 2013
Стоило скучающему ночному редактору «Ленты.ру» несколько раз твитнуть под утро прогноз погоды, как для «Известий» это стало ежедневной работой.
Забавно получилось с телеканалом «Дождь», который начал было делать некое подобие смешных картинок к новостям. В какой-то момент программа дала сбой, и теперь даже серьезные новости оформляются как мемы, сбивая с толку неподготовленного пользователя.
Та же «Лента.ру» ввела в обиход приём, который принято называть «адом из "Интерфакса"» — порой в лентах агентства проскакивают странные или ужасающие заметки, написанные серьезным «интерфаксовским» языком. Такое не тянет на заметку на сайте, но на ура расходится в соцсетях.
Интерфакс: Самым вкусным овощем латвийцы считают помидор; к тыкве и редьке проявляют равнодушие - опрос
— Дорогая редакция (@lentaruofficial) 28 сентября 2013
Сторонники возвращения "зимнего времени" в Госдуме предлагают поторопиться: "любвеобильность" российских мужчин снизилась (Интерфакс)
— Дорогая редакция (@lentaruofficial) 9 октября 2013
Видимо, в какой-то момент в «Интерфаксе» решили взять инициативу в свои руки, и на сайте агентства стали появляться еженедельные подборки самых адовых новостей. Правда, особой популярностью они у читателей не пользуются: то ли аудитория самого агентства не готова к такому психологически, то ли ни у кого нет желания читать заметки через неделю после того, как их обсосали примерно все (я склоняюсь к первому варианту: удалось ведь Breaking Mad удачно раскрутиться только на адовых новостях).
5 самых странных новостей недели: Мы представляем вам подборку абсурдных, страшных и странных новостей, которы... http://t.co/u1OsmZ0cal
— interfax.ru (@interfax_news) October 11, 2013
Все эти примеры я привёл не для того, чтобы поиздеваться над тем или иным СМИ (в конце-концов, и палка раз в год лажает, да и «Лента.ру» из-за выбранного формата постоянно слышит обвинения в необъективности от тех, кто судит об издании по его аккаунту в соцсети). И это, конечно, не полноценный анализ состояния SMM российских медиа — например, я намеренно не брал сюда посты из Facebook и «Одноклассников», потому что и те, и другие остаются для меня дикими и непознанными джунглями. Я просто хочу продемонстрировать, что на сегодняшний день всем нам очень нужен свежий подход. Неважно, сформулирует ли его огромная организация с бездонным бюджетом и собственными «медиалабораториями» или гений-одиночка в перерывах между игрой на гитаре и прогулками с дочерью. А то к нам уже стучат с той стороны дна.
RT, если согласны. http://t.co/RfynMdnLxU pic.twitter.com/1e4T6MgaJ5
— Грани.ру (@GraniTweet) 8 сентября 2013
#Колонка