Офтоп
Владислав Цыплухин

Два направления, которые ВКонтакте и Facebook нужно скопировать друг у друга

Владислав Цыплухин о том, как изменилось его присутствие в социальных сетях после ухода из компании ВКонтакте. И о том, какие функции он хотел бы перенести из Facebook в ВКонтакте, и наоборот.

Скопировать

Ещё два года назад это слово заставляло меня дрожать. Ни одно упоминание «ВКонтакте» в российской прессе не обходилось без приписки «российский клон Facebook». Я засыпал с переживаниями о том, что от этого никак не избавиться, и просыпался с ними же. Но со временем получилось. За счет чего — тема отдельной колонки.

Помню только то, что после комментария Bloomberg, который мы придумали вместе с директором по маркетингу Михаилом Равдоникасом, переживания окончательно исчезли. Вместо того, чтобы в очередной раз перечислять достоинства ВКонтакте, мы сказали просто: «It does not matter who made the first chair, it is important which one is the good chair». А переживания пропали не потому, что комментарий гениальный, а потому что в наших заявлениях стала читаться уверенность.

Раньше рассуждать на тему копирования я не мог, потому что это воспринимали как попытку оправдать ВКонтакте. Ну, сегодня уже можно? Публичные разговоры о том, кто и что у кого скопировал (за исключением посиделок в баре с друзьями и общения с коллегами) — удел тупиц и бездарей. Тех, кто продукты сам никогда не делал, или делал, но провальные.

Безусловно, какие-то пятна на репутации копирование конкурентов оставляет, как в личном настроении (ты догоняющий), так и в глазах рынка, но чаще всего они никак не влияют на конечную пользовательскую активность. И эти пятна вообще незаметны, если другие стороны пиара крепки. Вот Тиньков, например, на каждом углу кричит о своей крутости, поэтому когда его маркетинг ворует у ребят из Rocketbank фразу «Дешевле, чем кофе в Starbucks», это становится заметнее в десять раз. А эти ребята вместо того, чтобы показывать пальцем, играют ещё изящнее, за что пользуются у меня большим уважением:

Если бы руководство России скопировало и адаптировало у нас электронное правительство какой-нибудь успешной страны, я был бы только рад. То же самое с «АвтоВАЗом». Вот директор «Аэрофлота» катается по странам, изучает опыт и активно его перенимает — именно это помогло ему значительно оторваться в сервисе от остальных российских авиакомпаний.

Копирование — конкуренция. Копирование подтягивает слабых наверх, а сильных заставляет нестись ещё быстрее. Я хочу, чтобы мой банк, развивая собственные сервисы, копировал все достижения конкурентов — потому что если в один момент количество «плюшек» у соседей станет больше, они потеряют клиента. Я хочу, чтобы Apple смотрел на рынок и адаптировал успешные идеи догоняющих, потому что снобизм и излишняя самоуверенность ни к чему хорошему не приведут.


Два направления в области коммуникации пользователей, которые ВКонтакте и Facebook должны скопировать друг у друга

В моей структуре потребления социальных сетей за последние шесть месяцев заметно вырос Facebook. Связано это с вовлечением меня в качестве консультанта в несколько московских проектов. Проанализировав свою активность, я понял, чего в области коммуникаций пользователей не хватает ВКонтакте.

ВКонтакте, безусловно, обходит Facebook по удобству групповых бесед. Это подтверждается и количеством чатов, о которых писал Женя. Там тебе и большое количество участников, и скорость, и возможность посмотреть архив документов, которые отправляли участники друг другу. Сегодня это самый удобный инструмент для ежедневных коммуникаций, я уж не говорю про разнообразие медиаформатов в публичных записях и дискуссиях ВКонтакте — вот здесь Facebook точно нужно подтянуться, а они только недавно ввели возможность прикреплять изображения к комментариям.

Но ВКонтакте упускает из внимания одно важное направление — приватное, групповое, но структурированное общение. То, что называется «закрытыми группами». То, что у них, в принципе, есть, но так плохо интегрировано в систему уведомлений. В чате просто невозможно зафиксировать тему обсуждения, потому что постоянно возникает оффтоп и уносит сообщения наверх. Это самое структурированное общение, по моим ощущениям, является даже более востребованным форматом, чем переписка в прямом эфире.

Еще в 2011 году я говорил команде ВКонтакте, что у моих друзей-трендсеттеров есть на Facebook закрытая группа про SMM, где они делятся полезными ссылками и обсуждают кейсы. Что они даже готовы перенести её во ВКонтакте, если сделаем удобное оповещение о новых записях в группе. Но меня никто не услышал. А сейчас, когда я оценил количество закрытых групп на Facebook, в которых происходит проектная коммуникация, только убедился в верности моих рассуждений на тот момент. Ими пользуются не только те, кто работает в интернете, но уже и сотрудники автосалонов, туристических фирм и остальные.

ВКонтакте вообще ошибочно мало времени уделяет философии своих уведомлений. Этот самый «глобус» на Facebook является как раз причиной того, как быстро они засасывают в себя пользователей. Идеология же «Ответов» ВКонтакте до сих пор остается для меня загадкой. Когда один из моих друзей производит какое-либо действие на странице, у меня загорается цифра, но переходя туда, я даже не вижу, кто именно из этих троих и какое действие произвел. В отличие от Facebook, я также не могу фильтровать уведомления от «Не друзей». В итоге этот раздел сегодня для меня представляет собой бессмысленную кашу из фотографий неизвестных мне людей:

Корпоративное общение в социальных сетях, несмотря на то, что это противоречит безопасности и ещё много чему (как минимум, можно однажды промахнуться полем), продолжает процветать. И нерабочее, но организационное, кстати, тоже (собрать людей в поездку). Даже те, кто пользуется обеими социальными сетями, собирая встречу, сегодня выбирают Facebook — просто потому что координировать группу людей и уведомлять их об изменениях там гораздо проще. А проведя встречу, выкладывают туда фотографии. А просмотрев фотографии, начинают добавлять друг друга в друзья. И понеслась...

Нет, я серьезно,
Владислав Цыплухин,
Специально для TJournal

#Колонка #ВКонтакте #Facebook #SMM #Воскресный_Цыплухин