Офтоп TJ
6 404

Чудо перепоста

Злата Николаева о призывах помощи в социальных сетях

В закладки

Автор: Злата Николаева

Редактор коммуникаций объединенной компании «Афиша-Рамблер-SUP» Злата Николаева о силе перепоста.

И его слабости.

Однажды мой друг из Питера, назовем его Николай (тем более, что именно так его и зовут), потерял паспорт чудеснейшим образом. Он отмечал успешную защиту курсовой, а потом гулял по набережным, наслаждаясь архитектурой, белой ночью и, полагаю, собственными успехами и большим будущим. В какой-то момент он наткнулся на парня с самокатом и ужасно захотел прокатиться. Попросил сделать пару кругов, в залог оставил свой паспорт, покатался, вернул самокат, а вот паспорт забрать забыл.

Утро было хмурым: Николай — иностранец, и живет в Петербурге по студенческой визе. А потеря паспорта иностранцем в наших краях, уверяю вас, залог увлекательных хождений по инстанциям на протяжении нескольких месяцев и разного рода других мучений. В общем, приготовившись к страшному и не особо надеясь на успех, написал сообщение во ВКонтакте: «Молодой человек, встретившийся мне ночью на таком-то мосту, у которого я попросил прокатиться на самокате….», и попросил у друзей перепостить его. И случилось чудо: спустя несколько часов нервного томления (Идти ли в милицию писать заявление об утрате?), и пары сотен перепостов паспорт нашелся — друг того парня с самокатом написал Николаю, что у нас твой паспорт, приходи туда-то, вернем, бедолага.

Перепосты в социальных сетях — безусловно, мощнейшая сила, ежедневно выручающая многих. С помощью «помогите и распространите информацию» находятся паспорта и владельцы забытых вещей, собираются деньги на тяжелые операции больным и благотворительная помощь пострадавшим от стихийных бедствий, раздаются котята, песики и, наверно, даже крокодилы, а не близкие к миру медиа люди (коих большинство) имеют возможность достучаться до журналистов и рассказать о чем-то важном и изнутри редакций незаметном. Сдаются квартиры, находятся квартиры и соседи, собираются митинги и акции, вершится справедливость — короче, сложно представить, что всего этого не было всего несколько лет назад. Да, интернет был, а вот удобной (без копипейста ссылки, хотя бы) возможности одним кликом поделиться какой-либо важной информацией не было.

Иногда благодаря этому самому по себе удивительному инструменту случаются настоящие чудеса. Например, история про смертельно больного человека и группу Scorpions, которая произошла буквально вчера. Больной раком 29-летний историк Алексей, который давно лежит в московском хосписе, с юности был поклонником Scorpions, но из-за болезни так ни разу и не побывал на их концерте.

И вот, когда группа приехала в Москву на гастроли, сотрудник фонда «ВЕРА» Лидия Мониава запостила у себя в фейсбуке сообщение: помогите найти контакты организаторов концерта, может быть, музыканты смогут навестить Алексея в хосписе и исполнят его мечту. Несколько тысяч перепостов сообщения, знакомые знакомых, конечно, нашлись, и в большом количестве, организаторам оборвали телефоны — и вот, солист Scorpions позвонил поклоннику по телефону, поговорил с ним и спел ему его любимую песню. Осуществление мечты в такой ситуации — это ведь чудо? Вряд ли кто-то поспорит.

Нет, за один только этот случай можно признаться в любви и верности «силе перепоста\ретвита» раз и навсегда, а ведь сколько таких случаев - чуть менее или чуть более чудесных.

Но с чудесами, как ни странно, тоже надо уметь обращаться, чтобы карета, не дожидаясь полночи, не превратилась в тыкву, а добрые намерения — в негативный результат. Всем нам, жителям социальных сетей, регулярно распространяющим чужие воззвания, стоит помнить о двух негативных нюансах [оставим за скобками призывы к разжиганию вражды и ненависти, экстремистские тексты и прочую нечисть — и будем исходить из предположения, что все, жмущие на кнопку «поделиться» делают этого для того, чтобы донести важное, помочь ближнему, сделать мир хоть немного лучше].

Первый нюанс настолько банален, что о нем неловко было бы говорить, если бы со временем он как-то уменьшился стало почти незаметным — но этого не произошло. Речь о том, что пользователи совершенно не задумываются о том, насколько достоверна информация, которую они публикуют. Фейковые новости, лживые вбросы, сообщения с просьбой срочно пристроить котят, иначе их утопят (и номер телефона хозяев, позвонив по которому, доверчивый человек может еще и денег лишиться) и другие приколы мошенников, наконец — очевидная чушь, легенды, на которых вроде бы даже никто не наживается, но они почему-то пользуются популярностью, набирают много лайков и периодически, раз в несколько месяцев, в том же виде всплывают заново. При этом это не просто бесполезная информация, это огромный вред — крик по-настоящему нуждающегося в помощи может утонуть в шуме лживых перепостов, потому что люди в какой-то момент, насмотревшись на байки, да даже просто на чрезмерное изобилие «помогите», «распространите», перестают доверять [и, как следствие, помогать] вообще всем.

Мой «любимый» пример — 16 щенков далматинцев, которых непременно утопят, если срочно не найдутся новые хозяева.

Этих несчастных щенков топят с периодичностью раз в полгода с 2011 года, когда собачка Милли, живущая на ферме Шропшир в Великобритании, так неожиданно ощенилась (новость тогда стала сенсацией, а умилительные фото облетели СМИ). Никому из сердобольных товарищей, желающих помочь песикам, даже не приходит в голову, что далматинцы — породистые, дорогие собаки, и никто в здравом уме не станет избавляться от них.

Другой пример — ужасающего вида фотография какого-нибудь больного ребенка, утыканного капельницами, с подписью вроде: «Этот ребенок болен [описание жуткой, почти неизлечимой болезни, но есть шанс, дорогая операция], Фейсбук заплатит по одному доллару за каждый лайк под фото, и [имя ребенка] будет прооперирован и спасен». Рука бойца колоть устала: я каждый раз пытаюсь объяснить очередному наивному виртуальному другу (чаще — виртуальной подруге), что камон, Фейсбук не заплатит за лайки, нет, возможно, компания занимается благотворительностью, но не таким способом, а вы способствуете каким-то очень циничным людям, которые способны, не дрогнув, выложить вот такое фото, чтобы обмануть других людей. Кто-то меня слушает и даже смущается, но порой я слышу в ответ: «А откуда я знаю? А вдруг это правда? А вдруг мой перепост и правда может помочь, а мне ведь несложно!».

В этих «а вдруг» и «мне ведь несложно» кроется второй, гораздо более сложный негативный нюанс. Дело в том, что, нажимая на «поделиться», мы, возможно, действительно делаем добро, но этим и ограничиваемся. Иногда мы даже не интересуемся прогрессом дела, описание которого и просьба помочь взволновало нас во время чтения ленты на рабочем месте настолько, что мы отправили информацию себе на стену: Что там, нашлись доноры крови для парня, попавшего в аварию? Удалось собрать деньги на операцию ребенку? Разобрали ли тех котят? Да наплевать, я уже сделал все, что мог.

Да, сделав доброе дело одним движением по клавиатуре, мы удовлетворяемся этим, нам уже кажется, что мы помогли и сделали все, что могли. День прошел не зря, а с добрым делом. А это категорически неправильное отношение — перепосты перепостами, но для того, чтобы действительно позволить себе считать, что сделал что-то полезное, нужно встать, пойти и сделать. Именно в этом заключается главный секрет чуда.

И можете не рассказывать своим друзьям,
Злата Николаева,
Специально для TJournal

#Колонка

{ "author_name": "TJ", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 9, "likes": 15, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 48397, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 23 Oct 2013 18:58:07 +0400" }
Комментарии

Правильный Слава

2

отлично написано!

Оригинальный шмель

7

раньше в вк делились хорошей музыкой, видео... своими мыслями наконец. а теперь в новостях одни репосты репостов. фу

Авторский микроскоп

2

На английском эта тема называется Clicktivism

Офтоп
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Действительно важные push-уведомления
Подписаться на push-уведомления