Офтоп
TJ

В защиту дяди

Злата Николаева о наемных работниках

Автор: Злата Николаева

Злата Николаева (кстати, не знаем, кто это) написала нам колонку про тех, кто работает «на дядю». И про тех, кто добился успехов в бизнесе, и начинает своей массой давить на других, многим из которых искренне не нравится заниматься предпринимательством.

«Не хочу работать на дядю» — фраза, которую я часто слышу от друзей, знакомых и коллег. Подъем по будильнику, завтрак наспех, рабочая почта, метро или пробки, дедлайны, срывы, переработки, недосып, усталость, совещания, «начальник — мудак», сложные клиенты, алкогольный угар по пятницам и желание умереть по субботам, в отпуск два раза в год, жизнь проходит мимо, пока ты пишешь квартальный отчет — в какой-то момент это достает всех. «Однажды я проснулся и понял, что не могу так больше жить. Хочу быть хозяином своей жизни, а не куклой в руках работодателей. — рассказывает мне очередной решивший все бросить. — Я не хочу больше работать на дядю, только на себя».

Я ненавижу эту фразу. Она стала особенно популярна в последние годы — время культа предпринимательства и стартаперства, подогреваемого фондами, акселераторами, семинарами, лекциями, бизнес-школами и усть-задницкими курсами MBA, публикациями в СМИ и отдельными, будем честными, не единичными, историями успеха. Я наелась этой стартаперской кашей с изюмом еще когда работала в бизнес-журналистике, и могу сказать, что в ней есть как хорошие, так и плохие изюмины. Общаюсь примерно с десятком людей, которым в разной степени удалось — получить инвестиции, выстроить бизнес с нуля, начать зарабатывать и масштабировать, нужное подчеркнуть. И несколько десятков тех, кому не удалось: и они годами мыкаются между коворкингами и инвесторами, либо вернулись под крыло к очередному «дяде», либо впали в депрессию и ушли в запой. Тем не менее, даже те, кому не удалось, воспринимаются общественностью более классными молодцами, чем те, кто не пытается. И это несмотря на то, что не хотеть геройствовать — вообще-то вполне нормальная история.

Так чего же не учитывают герои, которые все-таки решают раз и навсегда изменить свою жизнь? Даже если опустить все рутинные подробности, от сложностей с регистрацией своего бизнеса и налогообложением до терок с партнерами и инвесторами (об этом начинающим предпринимателям как раз рассказывают на лекциях и семинарах), нюансов набирается немало.

Во-первых, ненавистное «от звонка до звонка» только усугубляется, как только ты становишься сам себе хозяином. Наемная работа хотя бы как-то регламентируется: кто-то работает восемь часов в день, и потом гуляет спокойно, кто-то перерабатывает и проводит у станка по 16 часов в день. Владелец бизнеса, пока он не заработает свои миллионы и возможность оставить оперативную работу (а случается это ох и не через полгода, а сильно позже), фигачит круглосуточно. Нет никаких выходных, никаких «я заболел», и «бросить все и взять отгул» тоже нет — как в том анекдоте, в школу по-любому идти надо, хоть Сидоров и дразнится, потому что «тебе 40 лет, Вовочка, и ты директор этой школы». И никто, если не ты.

Во-вторых, существуют единицы людей, которые способны с нуля и не имея при этом хорошего опыта работы, начать что-то свое. И не стоит гладить себя по голове историей про простого студента Марка Цукерберга — такое образование и социальные связи, как у этого простого парня, большинству из нас даже не снились. А простым смертным, увы и ах, нужно эти связи налаживать и много работать, чтобы понимать, как что устроено, как выстраивать процессы, и так далее.

Кроме того, об этом мало кто задумывается, но сделать свое дело (и сделать его успешным) дано далеко не каждому. Пресловутое бизнес-чутье и предпринимательская жилка — это, конечно, не магия и волшебство, но сочетание качеств, умения и везения. Уверены ли вы, что в вас все это удачно сочетается? Вы трезво оцениваете себя? Меня часто спрашивают: «Может, тебе уже стоит начать делать что-то свое? У тебя ведь сотни идей!». Идеи — это хорошо, но их надо уметь реализовывать, а я точно знаю про себя: я хороший исполнитель и организатор, неплохой менеджер и, наверно, руководитель. Но не бизнесмен.

Наконец, если наемные работники — лохи, а предприниматели — классные, и все заделаются в бизнесмены, кто работать будет?

Представляю себе ситуацию:

— Помогите мне поменять колеса на зимние, я заплачу.

— Прости, чувак, я бизнесмен.

— И у меня свой бизнес.

— Разбирайся сам, короче.

Подумайте об этом, если прямо сейчас хотите все бросить и открыть свой стартап по продаже радиуоправляемых ошейников для кошек. И еще, скажу вам по секрету: тот самый «дядя», скорее всего, тоже вас периодически ненавидит. Его от вас иногда просто тошнит, и он садится вечером в свою дорогую машину, стоит в пробке на пути в свой элитный коттеджный поселок и думает: «Господи, я не могу так больше жить».

С приветом из офиса,
Тётя Злата Николаева,
Специально для TJournal

#Колонка #Злата_Николаева