Офтоп
Султан Сулейманов

Ретро: самый музыкальный лама

Невероятные приключения плеера Winamp и его создателей.

20 ноября разработчики плеера Winamp объявили о прекращении работы над ним. Через месяц сайт проекта будет закрыт, а приложение уберут из свободного доступа. TJournal вспоминал непростую историю Winamp и его создателей.

Начало

В 1997 году студент университета Юты Джастин Франкель (Justin Frankel) решил создать MP3-плеер для Windows. На тот момент все пользовались WinPlay3 — плеером, выпущенным Институтом интегральных схем общества Фраунгофера, который и разработал сам формат MP3. Франкелю программа казалась неудобной, поэтому он взял свободный MP3-декодер хорватского программиста Томислава Узелаца (Tomislav Uzelac) AMP и написал к нему Windows-интерфейс.

Впрочем, интерфейсом внешний вид первого WinAMP 0.20a, вышедшего 21 апреля, назвать сложно: там были только заголовок окна и строка меню. Из меню можно было запускать и останавливать воспроизведение одной отдельной песни.

В мае появилась версия 0.92 с полноценными элементами управления и внешним видом, который (с незначительными изменениями) определил дизайн плеера на много лет вперёд.

В WinAMP 0.92 ещё не было полноценных списков воспроизведения, хотя уже поддерживалась работа с несколькими файлами, а место на «табло», выделенное под анализатор спектра, пустовало.

Недочёты исправили в следующей версии, вышедшей в июне 1997 года. Над приложением, кроме Франкеля, работал другой студент университета Юты Дмитрий Болдырев. Именно с Winamp 1 (в нижнем регистре, от «Windows Advanced Media Player») началась история коммерческого успеха создателей плеера.

В январе 1998 года Джастин Франкель основал компанию Nullsoft (название является пародией на Microsoft), которая и продолжила заниматься разработкой Winamp. Сам плеер тогда перешёл на платную модель и стал стоить 10 долларов.

Разработчики продолжали совершенствовать Winamp: уже в конце марта появилась версия 1.90 с поддержкой плагинов (о них позже). Почти сразу после вышел Winamp 1.91, в «комплекте» с которым стала поставляться аудиозапись DEMO.MP3, на которой мужской голос восклицает: «Winamp, it really whips the llama's ass».

Если переводить фразу дословно, получится «Winamp реально отхлестал ламу по заднице», хотя русскоязычная версия официального сайта плеера предлагает вариант «Winamp, ты действительно рвёшь задницу ламерам». На звук, записанный специально для плеера таинственным диджеем McKay, создателей Winamp вдохновила песня «Whip the Llama's Ass» музыканта и юмориста Уэсли Уиллиса.

Аудиозапись о ламе стала легендарной: разработчики несколько раз её переписывали для новых релизов плеера, само животное стало логотипом Winamp, а по сети ходили слухи, что Франкель как-то прикупил себе живую ламу по имени Майк. Франкель впоследствии этот факт своей биографии опровергал, но признавался, что он любит лам и считает их милыми.

Но работа над плеером на заднице ламы не прекратилась. В сентябре 1998 года вышел Winamp 2, следующая версия плеера, улучшившая всего понемногу: сделавшая работу с плейлистами удобнее, эквалайзер точнее, а количество плагинов — больше. Популярность приложения стремительно росла: позже, в июне 2000 года, будет объявлено о 25 миллионах зарегистрированных пользователей Winamp.

Но за год до столь знаменательного события, в июле 1999 года, компанию Nullsoft (в ней тогда работали четыре человека) купил интернет-гигант AOL за 80 миллионов долларов. С этого момента началась история заката Winamp.

Внутри AOL

Winamp — не единственное, чем занималась Nullsoft. Один из сооснователей компании, Том Пеппер, разработал приложение SHOUTcast для создания интернет-радио, а также работал над протоколом p2p-файлообмена Gnutella. Выпустила Nullsoft и собственный, открытый Windows-инсталлятор NSIS (Nullsoft Scriptable Install System). NSIS использовался для установки Winamp, но его взяли себе на вооружение и другие компании, включая Amazon, Mozilla и Dropbox.

Nullsoft совсем не хотела быть обычной корпоративной структурой, встроенной в AOL. Ярким примером тут служит история с Gnutella. Как-то, уже после продажи компании интернет-гиганту, её глава Джастин Франкель обнаружил Napster — проект 19-летнего Шона Фэннинга, позволявший пользователям обмениваться музыкой. Napster хранил песни на своих серверах, что было опасным — с компанией постоянно судились за распространение нелегального контента.

Франкель решил, что тут нужен иной подход. 14 марта 2000 года в интернете появилась первая версия программы Gnutella, позволявшей обмениваться музыкой, которая хранилась непосредственно на компьютерах пользователей. Нет серверов — не к чему придираться. В описании программы было написано: «Джастин и Том работают в Nullsoft, создавшей Winamp и Shoutcast. Видите? AOL может делать для вас хорошие вещи!».

Коллеги выбрали, наверно, худший момент для публикации своей программы для свободного обмена музыкой. Именно в это время AOL пыталась купить корпорацию Time Warner, которая параллельно судилась с Napster. Франкеля срочно вызвали в офис и потребовали убрать из интернета программу. Но её к тому моменту успело скачать 10 тысяч человек и дальнейшее распространение Gnutella уже было не остановить. В 2007 году это была крупнейшая файлообменная сеть в мире, в которой участвовало больше компьютеров, чем в популярных сегодня торрентах.

После этого инцидента полномочия Франкеля сильно урезали, но он не унывал. 27 мая 2003 года на свет вышел ещё один его «партизанский» продукт — небольшая закрытая сеть для торговли файлами Waste. AOL тут же отреагировала, прекратив распространение программы. Через пару дней Франкель снова выложил Waste, написав: «Для меня программирование — это форма самовыражения. Компания контролирует самые эффективные для меня пути самовыражения. Это неприемлемо для меня как личности, и поэтому я должен уйти». Несмотря на угрозу, он остался в AOL, чтобы доделать Winamp 5.

В январе 2004 года о приключениях Франкеля написал Rolling Stone, назвав создателя Winamp «самым опасным гиком в мире». В том же месяце он уволился из компании. К ноябрю 2004 года в AOL уже не осталось никого из Nullsoft.

Обманутый русский

В этот момент на сцену выходит Дмитрий Болдырев, который всюду упоминается как один из создателей ранних версий Winamp. В дальнейшей судьбе Nullsoft о нём ничего не сообщалось, но к статье про постепенный уход всех создателей Winamp из AOL Болдырев оставил подробный и очень экспрессивный комментарий.

Болдырев, бывший ученик московской школы и сын учёных, позиционирует себя как продвинутый программист, который с ранних лет интересовался музыкой и ещё в 1988 году писал музыкальные редакторы под DOS. Потом ему пришлось перейти на Mac, так как на компьютере производства Apple работал его начальник. Под Mac русский программист и написал первый, по его словам, mp3-плеер с визуальным интерфейсом. Его приложение MacAmp вышло в апреле 1997 года, за несколько дней до появления первой версии WinAMP.

Как рассказывает Болдырев, он посоветовал своему приятелю Франкелю сделать версию MacAmp под Windows, в результате чего и появился плеер, принёсший последнему миллионы. Россиянин вошёл в число основателей Nullsoft и считал себя вправе претендовать на половину компании, но его партнёр вёл переговоры с AOL, даже ни разу не поинтересовавшись его мнением.

Я уверен, что они никогда не относились ко мне как к чему-то большему, чем тупой русский, которого они могут использовать... Или это американская тактика, о которой мы наслышаны: приглашать людей из других стран, брать их идеи, порабощать их, использовать их идеи и талант для зарабатывания денег, а затем выйти из берегов, чтобы впоследствии поработить всех вокруг?Дмитрий Болдырев, один из создателей Winamp

Программист уверяет, что Франкель — простой лжец, который заплатил ему, чтобы тот молчал. «Моя жизнь последние 5 лет была адом», — рассказывает Болдырев, утверждая, что кто-то его отравил и он все эти годы лечился на Гавайях и потому не мог даже судиться с бывшим другом. Полученные от Франкеля деньги он потратил на создание вегетарианского кафе на тех же Гавайях и поддержку музыкантов.

Наконец, Дмитрий Болдырев утверждает, что писал свой гневный комментарий не для того, чтобы показать, хорошая или плохая компания Nullsoft и её сотрудники (он признаёт, что Франкель и Пеппер хорошие программисты). «Я хочу показать, какого сорта эти люди, и что они не такие герои, которыми себя выставляют», — пишет разработчик, который себя выставляет борцом за свободную музыку.

К несчастью, моё здоровье было подорвано, и я не смог выполнить свою миссию. Прости, мир.Дмитрий Болдырев, один из создателей Winamp

Второй расцвет и закат Winamp

А что в это время происходило с самим Winamp? В августе 2002 года вышла третья версия приложения, которая разрабатывалась параллельно со второй. Winamp3 был построен заново и не поддерживал скины и плагины от предыдущей версии плеера. И он провалился.

Пользователи встретили Winamp3 настолько холодно, что в 2003 году разработчики параллельно вели работу над второй версией плеера, выпустив пару обновлений.

Разработчики решили не делать Winamp 4, отшучиваясь: «nobody wants to see a Winamp 4 skin» (на слух получается «никто не хочет видеть крайнюю плоть Winamp»), — и объясняя, что пятая версия — это как вторая плюс третья. Winamp 5 появился на свет в конце 2003 года и нёс в массы новый, «современный» дизайн.

Пятая линейка и стала последней в истории Winamp: в октябре 2007 года вышла «юбилейная» версия 5.5 в честь десятилетия плеера, а год спустя месячная аудитория приложения составляла 75 миллионов человек. Приложение обрастало онлайн-сервисами: в него встроили, например, поиск по текстам песен и цифровой магазин. До сегодняшнего дня дошло даже интернет-радио SHOUTcast с 40 тысячами радиостанций и возможностью подбирать музыку на свой вкус. Появились версии под Mac OS и Android, которые умели синхронизироваться между собой.

Наконец, сообщество активно пользовалось одной из главных «фишек» Winamp — гибкостью в настройке, позволявшей создавать собственные обложки (их насчитывается уже более 2700), плагины (более 900) и способы визуализации музыки (прыгающих в такт цветных линий и фигур насчитывается ещё 2800).

Но интерес к Winamp неустанно падал. СМИ перестали писать обзоры, а пользователи — скидывать друг другу интересные обложки к плееру. Почему? Роб Лорд, который когда-то был первым наёмным руководителем разработки Winamp, в 2012 году говорил, что во всём виновата AOL: «Не было ни одной причины, которая помешала бы Winamp занять ту позицию, которую на сегодняшний день занимает iTunes, пока после присоединения AOL не привнесла несколько уровней бесхозности». Франкель также считал, что интернет-гигант, сам того не понимая, убил плеер.

20 ноября вышел Winamp 5.66. На сайте плеера появилась плашка, сообщающая, что ровно через месяц всё закончится: будет закрыт сам сайт и связанные с ним веб-сервисы, а официально скачать Winamp больше будет неоткуда. Дни лучшего плеера на Земле сочтены.

Если, конечно, его не купит Microsoft.

Дух эпохи

1997 год

Выходит культовая игра Fallout

Моторола D160 называют самым продаваемым телефоном года

«I Believe I Can Fly», записанная для кинофильма «Space Jam», вышла в топ Billboard

#Статья #Winamp #Nullsoft #AOL #Дмитрий_Болдырев #Джастин_Франкель #Том_Пеппер