Офтоп
TJ
6658

Почему онлайн-образование пока не работает Материал редакции

Основатель стартапа Earlydays Юрий Лифшиц о будущем учёбы в интернете

Автор: Юрий Лифшиц

Юрий Лифшиц уехал из Петербурга в Сан-Франциско, чтобы запустить образовательный стартап Earlydays. Почему ни у кого в сфере онлайн-курсов пока ничего не получается, он рассказывает в своей первой колонке на TJournal.

Всем, кого я знаю, нужны крутые специалисты. Маркетологи, дизайнеры, продажники, мобильные разработчики. Вузы работают по программам, которые устарели еще десять лет назад. Новых учебных центров — мало, гениальных самоучек — единицы. Казалось, вся надежда — на учебные платформы. Увы, даже лучшие платформы, на практике пока не способны массово выпускать крутых профи. В чем проблема, и откуда может прийти решение?

Создатели массовых онлайн-курсов обещали лучшее образование для всех и даром. На практике, развитие учебных платформ идет мучительно медленными шагами.

Первая волна — видео-библиотеки. Основная идея — выложить лучший университетский контент, поставить рамки по времени, добавить тесты на проверку усвоения информации. У самых продвинутых есть пара открытых заданий на весь курс. К этой волне относится большинство курсов Coursera, edX, Udemy, Lynda, Treehouse. В России — EdusonШкола Деловой средыЛекториумТВУниверТВ.

Чего не хватает? Обратной связи к действиям студента. Регулярной практики. Напряжения мозга. За время 6-недельного курса студент получает 1-2 содержательных комментария. Программа не заставляет работать на пределе возможностей. Нельзя стать теннисным чемпионом, просто посмотрев «Видеоуроки с Марией Шараповой» на YouTube (тем более, если оно заблокировано в России).

Вторая волна — онлайн тренажеры. Курсы программирования на Codecademy автоматически проверяют каждое решение (верно/ошибка), дают подсказки и многократные попытки пересдачи. В России по модели тренажера и автоматического тестирования работают Розалинд и Skiliks.

Большинство профессий креативного класса (маркетинг, предпринимательство, пиар, графический дизайн, дизайн интерфейсов, продажи) — это «открытые», субъективные предметы. Не понятно, как делать эффективные тренажеры для этих тем. Возможно ли это в принципе? Компьютеры пока не научились давать качественную обратную связь по интерфейсам, логотипам или текстам коммерческих предложений.

Какой будет третья волна? Мой ответ: микроформаты и социальность.

1. Микроформаты. Учебные программы переписываются в формате коротких циклов (1-5 минут) «контент — творческое действие студента — обратная связь». У каждого студента есть свой индивидуальный учебный план и «плейлист» на ближайшие несколько дней. Обучение по микро-циклам оптимизировано под мобильные устройства. Программа наполнена творческими микро-заданиями, которые можно быстро сделать, быстро проверить самостоятельно, или в течение суток получить оценку от других студентов.

2. Социальное обучение. Практически все задания публичны, лучшие работы вдохновляют и мотивируют остальных. В системе есть отдельные аккаунты для экспертов. Каждая творческая работа получает десятки отзывов от экспертов и других студентов. Комментирование мотивируется на уровне системы (очки и бейджи за активную помощь другим). Социальное давление постоянно заставляет студентов быть «не хуже других».

На серьезном уровне третья волна придет только в 2014 году. Но первые робкие попытки уже есть. В России, социальность и микроформаты можно попробовать у Epic Skills и Earlydays (мой курс, идет набор на 40 бюджетных мест онлайн-потока). На западе Udacity только что объявил о платном обучении с онлайн-менторами.

Пример микроурока: исследователи провели анализ отзывов клиентов на популярные продукты и сделали классификацию по основной мысли отзыва. В частности, были выделены следующие типичные форматы:

A. Продукт — крутой!

B. Обслуживание клиентов — крутое!

С. Компания — крутая!

Вопрос: какой вид утверждений преобладал в отзывах на самые успешные продукты? Как вы думаете, почему? Потратьте 60 секунд, подумайте как следует. Если рядом кто-то есть, обсудите ваши ответы.

Подумали? Есть ответ и обоснование? Правильный ответ очень неожиданный. Вспомните свой опыт, подумайте, какой вид отзыва наиболее вероятен для вашего проекта. Что вызывает самые сильные положительные эмоции у довольных клиентов?

Правильный ответ — D. Самый частый формат отзывов относится к четвертой категории «Я — крутой!» Например: я стал больше зарабатывать, меньше тратить, все успевать, интереснее жить. Клиентам гораздо важны они сами, чем ваше решение. Все, чего хочет клиент — стать круче и обрести суперспособности. Если говорить о вашем проекте, как могут звучать отзывы самых довольных клиентов?

Этот микроурок иллюстрирует один из фундаментальных принципов маркетинга: важнее показать, что ваши клиенты обретают суперспособности, чем рассказывать о супервозможностях вашего продукта. Теперь, когда мы разобрали этот принцип, примените его! Перепишите заголовок своего сайта, перепишите слоган в соцсети. Пересмотрите план развития своего продукта, ведь нет ничего важнее, чем делать ваших клиентов успешнее.

Я верю, что учебные платформы перейдут от простой передачи информации к социальному обучению и микроформатам. И мы, наконец, получим столько крутых профи, сколько нам нужно.

Когда-нибудь всё получится,
Юрий Лифшиц,
Специально для TJournal

TJ
+17 697
{ "author_name": "TJ", "author_type": "self", "tags": ["\u044e\u0440\u0438\u0439_\u043b\u0438\u0444\u0448\u0438\u0446","\u0443\u0434\u0430\u043b\u0451\u043d\u043d\u043e\u0435_\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u043e\u043d\u043b\u0430\u0439\u043d_\u043a\u0443\u0440\u0441\u044b","\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","udacity","treehouse","skiliks","rosalind","lynda","epic_skills","earlydays","coursera","codecademy"], "comments": 7, "likes": 15, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 48762, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 21 Nov 2013 20:59:48 +0400", "is_special": false }
Объявление на TJ
Комментарии

Нефтяной самолет

2

Статья неплохая, но хотелось бы услышать на какие проекты сейчас нужно обратить внимание, что лучше?

Городской корабль

4

Юра - крутой!

Восточный кот

12

ставлю "класс" и 5+

Офтоп
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽
Обсуждаемое
Интернет
«Мужское государство» заблокировали во «ВКонтакте» за призывы «к насильственным действиям»
Владельца сообщества Владислава Позднякова неоднократно обвиняли в травле женщин.
Новости
ЦИК обработала все протоколы. Поправки поддержали 77,92% избирателей
Против высказались 21,27% проголосовавших россиян.
Новости
The New York Times начнёт писать слово «black» с заглавной буквы, если речь идёт о людях и африканской культуре
Слово «белый» газета продолжит писать со строчной буквы.
Популярное за три дня
Истории
Как за меня проголосовали
Небольшая и довольно банальная история про то, как за меня и мою бабушку заранее проголосовали (без нас).
Разборы
Выворачиваем наизнанку: что не так со скринами переписки журналиста Давида Френкеля, которому сломали руку
Анализируем скриншоты из статьи «Комсомольской правды» и показываем, почему им не стоит доверять.
Новости
Семья в Москве обнаружила, что за неё уже проголосовали по поправкам. В избиркоме это объяснили усталостью комиссии
Бюллетени из сейф-пакета пообещали признать недействительными.

Комментарии