Офтоп
TJ

Почему онлайн-образование пока не работает

Основатель стартапа Earlydays Юрий Лифшиц о будущем учёбы в интернете

Автор: Юрий Лифшиц

Юрий Лифшиц уехал из Петербурга в Сан-Франциско, чтобы запустить образовательный стартап Earlydays. Почему ни у кого в сфере онлайн-курсов пока ничего не получается, он рассказывает в своей первой колонке на TJournal.

Всем, кого я знаю, нужны крутые специалисты. Маркетологи, дизайнеры, продажники, мобильные разработчики. Вузы работают по программам, которые устарели еще десять лет назад. Новых учебных центров — мало, гениальных самоучек — единицы. Казалось, вся надежда — на учебные платформы. Увы, даже лучшие платформы, на практике пока не способны массово выпускать крутых профи. В чем проблема, и откуда может прийти решение?

Создатели массовых онлайн-курсов обещали лучшее образование для всех и даром. На практике, развитие учебных платформ идет мучительно медленными шагами.

Первая волна — видео-библиотеки. Основная идея — выложить лучший университетский контент, поставить рамки по времени, добавить тесты на проверку усвоения информации. У самых продвинутых есть пара открытых заданий на весь курс. К этой волне относится большинство курсов Coursera, edX, Udemy, Lynda, Treehouse. В России — EdusonШкола Деловой средыЛекториумТВУниверТВ.

Чего не хватает? Обратной связи к действиям студента. Регулярной практики. Напряжения мозга. За время 6-недельного курса студент получает 1-2 содержательных комментария. Программа не заставляет работать на пределе возможностей. Нельзя стать теннисным чемпионом, просто посмотрев «Видеоуроки с Марией Шараповой» на YouTube (тем более, если оно заблокировано в России).

Вторая волна — онлайн тренажеры. Курсы программирования на Codecademy автоматически проверяют каждое решение (верно/ошибка), дают подсказки и многократные попытки пересдачи. В России по модели тренажера и автоматического тестирования работают Розалинд и Skiliks.

Большинство профессий креативного класса (маркетинг, предпринимательство, пиар, графический дизайн, дизайн интерфейсов, продажи) — это «открытые», субъективные предметы. Не понятно, как делать эффективные тренажеры для этих тем. Возможно ли это в принципе? Компьютеры пока не научились давать качественную обратную связь по интерфейсам, логотипам или текстам коммерческих предложений.

Какой будет третья волна? Мой ответ: микроформаты и социальность.

1. Микроформаты. Учебные программы переписываются в формате коротких циклов (1-5 минут) «контент — творческое действие студента — обратная связь». У каждого студента есть свой индивидуальный учебный план и «плейлист» на ближайшие несколько дней. Обучение по микро-циклам оптимизировано под мобильные устройства. Программа наполнена творческими микро-заданиями, которые можно быстро сделать, быстро проверить самостоятельно, или в течение суток получить оценку от других студентов.

2. Социальное обучение. Практически все задания публичны, лучшие работы вдохновляют и мотивируют остальных. В системе есть отдельные аккаунты для экспертов. Каждая творческая работа получает десятки отзывов от экспертов и других студентов. Комментирование мотивируется на уровне системы (очки и бейджи за активную помощь другим). Социальное давление постоянно заставляет студентов быть «не хуже других».

На серьезном уровне третья волна придет только в 2014 году. Но первые робкие попытки уже есть. В России, социальность и микроформаты можно попробовать у Epic Skills и Earlydays (мой курс, идет набор на 40 бюджетных мест онлайн-потока). На западе Udacity только что объявил о платном обучении с онлайн-менторами.

Пример микроурока: исследователи провели анализ отзывов клиентов на популярные продукты и сделали классификацию по основной мысли отзыва. В частности, были выделены следующие типичные форматы:

A. Продукт — крутой!

B. Обслуживание клиентов — крутое!

С. Компания — крутая!

Вопрос: какой вид утверждений преобладал в отзывах на самые успешные продукты? Как вы думаете, почему? Потратьте 60 секунд, подумайте как следует. Если рядом кто-то есть, обсудите ваши ответы.

Подумали? Есть ответ и обоснование? Правильный ответ очень неожиданный. Вспомните свой опыт, подумайте, какой вид отзыва наиболее вероятен для вашего проекта. Что вызывает самые сильные положительные эмоции у довольных клиентов?

Правильный ответ — D. Самый частый формат отзывов относится к четвертой категории «Я — крутой!» Например: я стал больше зарабатывать, меньше тратить, все успевать, интереснее жить. Клиентам гораздо важны они сами, чем ваше решение. Все, чего хочет клиент — стать круче и обрести суперспособности. Если говорить о вашем проекте, как могут звучать отзывы самых довольных клиентов?

Этот микроурок иллюстрирует один из фундаментальных принципов маркетинга: важнее показать, что ваши клиенты обретают суперспособности, чем рассказывать о супервозможностях вашего продукта. Теперь, когда мы разобрали этот принцип, примените его! Перепишите заголовок своего сайта, перепишите слоган в соцсети. Пересмотрите план развития своего продукта, ведь нет ничего важнее, чем делать ваших клиентов успешнее.

Я верю, что учебные платформы перейдут от простой передачи информации к социальному обучению и микроформатам. И мы, наконец, получим столько крутых профи, сколько нам нужно.

Когда-нибудь всё получится,
Юрий Лифшиц,
Специально для TJournal

#Колонка #Юрий_Лифшиц #онлайн_курсы #удалённое_образование #Earlydays #Coursera #Codecademy #Epic_Skills #Rosalind #Lynda #Treehouse #Skiliks #Udacity