Офтоп
TJ

Удалить по умолчанию

Почему будущее за мессенджерами с самоуничтожающимися сообщениями наподобие Snapchat

Автор: Настя Праздничная

Парми Олсон из Forbes написала статью о том, как резко стали популярными многочисленные мессенджеры с так называемыми «эфемерными» сообщениями — самоудаляющимися через некоторый промежуток времени, как фото в Snapchat. TJournal публикует перевод этого материала.

В мае прошлого года основатель стартапа Стив Чанг (Steve Chung) собрал 200 студентов MBA в Стэнфордском Университете, чтобы опробовать новое мобильное приложение — мессенджер, над которым он работал. Это была социальная платформа, которая позволяла отправлять фотографии, видео и тексты друг другу, и у неё была необычная дополнительная функция: сообщения самоуничтожались спустя несколько секунд, наподобие Snapchat. К удивлению Чанга, продвинутые студенты Стэнфорда посчитали, что его приложение запутанное и сбивает с толку. Единственное, что им понравилось — это самоуничтожающиеся, эфемерные тексты. Чанг сделал выводы и убрал всё остальное, оставив в своём приложении Frankly только возможность отправки текстовых сообщений, которые самоуничтожались, как только вы того пожелаете. 24 сентября он запустил Frankly на iOS. С тех пор ему удалось привлечь 6 миллионов долларов инвестиций от Южно-Корейского мобильного гиганта SK Planet, нанять 20 сотрудников и достичь неплохого показателя в 350 000 скачиваний. Среди всех текстовых сервисов со схожим функционалом, Frankly удалось привлечь наибольшие инвестиции, и некоторые утверждают, что это демонстрирует будущие тенденции.

Приложение работает следующим образом: вы отправляете сообщение, а получатель поначалу видит только окошко с размытым текстом. При нажатии на него, таймер начинает отсчёт секунд до того момента, когда сообщение самоуничтожится и отправится в цифровую загробную жизнь. Диалоговые окна, таким образом, большую часть времени пусты. Каждый раз при отправке текста можно нажать чёрный «х», тем самым отменив отправку, если вдруг вы передумали посылать сообщение. Идея в том, чтобы контроль всегда был в руках отправителя.

Самоуничтожающиеся тексты сегодня выглядят так же странно, как Snapchat в прошлом году или даже в мае прошлого года, когда Чанг тестировал своё приложение в Стэнфорде. Теперь мы знаем, что идея отправки своих дурацких или даже обличительных фотографий имеет некоторую привлекательность. А тексты? Зачем отправлять людям сообщения, которые удалятся?

Frankly: эфемерные тексты

Чанг и несколько других основателей стартапов и инвесторов в Кремниевой Долине уверяют, что есть множество весомых причин. Их новомодное слово — «эфемерный». Речь не идёт об ушлых мобильных причудах молодёжи вроде секстинга, но, весьма вероятно, о будущем мобильного обмена сообщениями в целом. Отказ, полученный Facebook в ответ на предложение купить Snapchat за 3 миллиарда долларов — ещё одно тому свидетельство.

Другое доказательство — реакция на приложение у тестовой группы Чанга. Не то чтобы им хотелось отправлять друг другу тексты сомнительного или незаконного содержания, хотя Snapchat зачастую ассоциируется именно с такого рода вещами. «Они чувствовали себя свободно и легко во время разговора», — объясняет Чанг. К тому же, они пользовались Frankly достаточно активно: его пользователи на данный момент в среднем отправляют порядка 30 сообщений в день.

Всё больше подростков и молодёжи отдают предпочтение использованию мессенджеров вроде WeChat, WhatsApp и Snapchat — отчасти потому, что им надоело оставлять цифровые «следы» на сайтах социальных медиа, по которым о них могут судить. Ведь сейчас все, от родителей до сотрудников колледжа, присутствуют на Facebook и Twitter.

Эфемерные сообщения не только способствуют этому стремлению к конфиденциальности, говорит Чанг, они ещё и снимают бремя постоянности, тем самым делая каждый разговор свежим и динамичным.

«Мы придерживаемся того, что удаление — функция по умолчанию», — добавляет он. Некоторые пользователи могут решить навсегда сохранить какие-либо сообщения на Frankly, но в большинстве случаев едва ли им это понадобится. «80% содержимого SMS-общения не нуждается в сохранении», — уверяет Чанг.

Виктор Майер Шонбергер демонстрирует схожие взгляды в своей книге «Delete» («Удалить»), утверждая, что впервые за всю историю человечества стало проще записать что-то, нежели удалить это. Выборочное сохранение требует времени и сил, и поэтому сегодня всё, начиная с текстов и электронных писем и заканчивая фотографиями, оказывается в облачном хранилище. Причём по подсчётам IBM, порядка 90% сегодняшних данных в мире сгенерировано за последние два года.

 «Возможно, из-за огромного нагромождения данных и правительственной слежки и переживаний по поводу конфиденциальности и отслеживания личных фотографий на Facebook, люди стали жаловаться “Я тоскую по тем дням, когда была возможность вести просто беседу с глазу на глаз”», — говорит Чанг. «Может, я ничего плохого и не говорю, просто ты и я сидим в кофейне, и всё это остаётся только в нашей памяти: уходя, мы не оставляем себе пачек бумаги, где всё зафиксировано».

Вопрос, в сущности, не в том, хотят ли люди, чтобы их сообщения удалялись — многие вполне довольны тем, что у них горы текстовых записей — а в том, хотят ли они получить больше контроля над тем, что именно записывается и хранится.

Blink, Wickr и куча других сервисов

Кевин Стефенс, глава сервиса Blink, предоставляющего услуги обмена эфемерными сообщениями, говорит, что многие его пользователи мечутся между сохранением своих текстов навсегда или установкой таймера. «По каким-то причинам они устанавливают таймер на “никогда не удалять”, затем переключают на пять секунд», — говорит Стефенс. «Мы видим, что люди переключаются туда-сюда довольно часто».


Нико Селл, основательница и директор приложения для конфиденциального обмена сообщениями Wickr, позволяет своим пользователям, число которых достигает миллиона, решать, как долго будут храниться их сообщения — от одной секунды до пяти дней, либо сохранятся навсегда. «Мы передаём власть в руки людей», — говорит она. «Всё, что мы делаем — ставим с головы на ноги установки по умолчанию. В Apple iMessage и Facebook Messenger ваши данные хранятся вечно и вы делитесь ими с незнакомцами». Как и в случае с Frankly, уровень вовлечённости весьма высок: пользователи Wickr открывают приложение в среднем 26 раз, по словам Селл.

Имея за спиной опыт в сфере цифровой безопасности и криптографии, Селл создала Wickr примерно в то же время, когда был основан Snapchat, но в Wickr было мощное сквозное шифрование. Стимулом были её дети, говорит Нико: она хотела защитить их от «вечного интернета». На данный момент основными пользователями Wickr являются знаменитости, журналисты и специалисты в сфере финансов и юриспруденции. Селл планирует расшириться за счёт обычных пользователей, чуть менее озабоченных вопросами безопасности.

В целом, несмотря на самоуверенность основателей, сервис обмена эфемерными сообщениями во многом пока ещё находится на этапе становления. Самые крупные игроки на сегодняшний день — это ещё пока малоизвестный Frankly, а также Wickr и Blink (который привлёк 1 миллион долларов на раунде посевных инвестиций и пока не раскрывает число своих активных пользователей). Есть ещё и другие вроде Gryphn, Ansa, SecretInk и Tiger Text.


22 октября обновился «защищённый» мессенджер Telegram Павла Дурова. Обновление принесло ряд новый функций, основным из которых стала возможность создавать «секретные чаты»: диалоги, для которых не отображается текст уведомлений, сообщения в которых нельзя пересылать другим пользователям. Главное — в Telegram стало можно установить таймер для самоуничтожения сообщений, от двух секунд до недели.

Их подстерегают большие риски: не только то, что мобильные пользователи их игнорируют, но и вероятность того, что существующие гиганты в этой сфере создадут успешные аналоги вроде 
Apple iMessage, WeChat или Facebook Messenger. Несмотря на то, что попытка Facebook сделать клон Snapchat под названием Poke оказалась не слишком успешной, но благодаря одному источнику стало известно, что Facebook уже работает над сервисом самоуничтожающихся сообщений.

Подозрительно хорошая статистика — как у Snapchat

Роджер Ли, партнёр в Battery Ventures из Пало-Альто, который исследовал сферу мобильного обмена сообщениями, видит потенциал в эфемерных сообщениях и уверен, что они обладают массовой притягательностью. Но всё ещё неясно, станут ли какие-либо из этих приложений хорошим объектом для инвестиций. «Ещё больший вопрос в том, чему нас может научить Snapchat по поводу поведения пользователей и иных способов применения», говорит он. Он указывает также и на корпоративный сегмент рынка и компании, которым может понравиться возможность удалять файлы после отправки их посредством мобильных устройств. Тексты, добавляет он, не обладают разрушительным потенциалом фотографий, и потому сложно объяснить необходимость их самоуничтожения. 

Даже Snapchat, следует отметить, до сих пор не опубликовал наиболее значимые показатели — число активных пользователей в месяц — а значит, мы не знаем, насколько он популярен. Его пользователи получают 400 миллионов фотографий в день. Но, учитывая, что подростки (в возрасте от 12 до 17) в среднем отправляют 60 сообщений в день, по данным Pew, это может означать, что число активных пользователей — менее 20 миллионов, а возможно, что даже менее 10 миллионов, как предполагается в недавних подсчётах. Как у Blink и Wickr, уровень вовлечённости пользователей высок, но это ещё не означает, что им удастся стать массовым продуктом.

Тем не менее, Стефенс из Blink уверяет, что количество загрузок его приложения растёт на 50% из месяца в месяц, при этом основные пользователи — это подростки и студенты колледжа. Большинство пользователей живёт в США, но сразу за ними следуют Голландия, Германия и Саудовская Аравия, где также высока степень озабоченности вопросами безопасности.


На Frankly и Blink у пользователей есть дополнительная интересная опция: анонимность в групповых беседах. «Мы пытаемся добиться спонтанности и честности», — говорит Стефенс. «Зачем им храниться вечно?» Он предсказывает, что лет через пять или того меньше «все будут так или иначе общаться посредством эфемерных сообщений. Никто не будет пользоваться SMS, если только у них не будет опции эфемерности, самоуничтожения».


Срок годности для информации в интернете

«Нам необходимо добавить дату истечения срока годности на всю информацию в интернете», — убеждает основательница Wickr. «Приведу аналогию с молоком. Когда пьёшь просроченное молоко — тебе становится плохо, хотя на нём указан срок годности. И на сообщениях тоже нужно что-то подобное».

Wickr, как Frankly и Blink, уже пора задуматься о доходе, но Селл планирует предлагать премиум-сервисы вроде конференц-связи и жёстко открещивается от рекламы. Snapchat, наоборот, недавно нанял специалистов по продажам, чтобы запустить бизнес-модель, основанную на доходах от рекламы. Потенциал будущего зарабатывания денег всех этих сервисов весьма туманен, но он однозначно будет определяющим фактором их существования.

На данный момент невозможно предсказать, являются ли эфемерные сообщения временной прихотью или фундаментальной тенденцией, говорит Рахив Чанд, директор по исследованиям инвестиционного бутика Rutberg Investments, внимание которого сосредоточено на мобильном секторе. «Что мы точно знаем, так это то, что Facebook в конечном итоге не будет главенствовать в мобильной и социальной сфере», — говорит он. «Instagram, который Facebook должен был приобрести, и WhatsApp были двумя блестящими доказательствами до сегодняшнего дня, а теперь появилось и третmt — Snapchat».

Мобильные гиганты будущего будут расти быстрыми темпами, начав с простейших идей. Вроде самоуничтожающихся сообщений. 


#Статья #WhatsApp #Snapchat #переводы #Frankly #Blink #Стив_Чанг #Кевин_Стефенс #Wickr #Нико_Селл