Опять твои «стрелялки» Статьи редакции

Шутеру Doom исполнилось 20 лет

Легендарному шутеру Doom компании id Software стукнуло 20 лет. По этому поводу TJournal вспоминает, как все начиналось, и собирает фотографии, ролики и песни, демонстрирующие влияние этой игры на массовую культуру.

Опыт показывает, что не обязательно быть в чем-то первым, чтобы определить историю. Компания Apple не придумала планшеты, а Генри Форд — автомобили, Христофор Колумб не открывал Америку, а Doom не был пионером в жанре «шутер от первого лица».

Сама по себе возможность бродить по объемным коридорам (пусть и реализованным не с помощью трехмерной графики) и стрелять в противников появилась еще в допотопной игре Maze War 1973 года.

А в 1992, за полтора года до выхода Doom, компания id Software (читается как «ид», а не «айди») выпустила игру Wolfenstein 3D, в которой были заложены все основные механики современных шутеров от первого лица, включая ежегодно зарабатывающую миллиарды долларов серию Call of Duty. Однако ей было суждено остаться в тени другого проекта студии.

10 декабря 1993 года руководитель id Software Джон Кармак загрузил на FTP-сайт Висконсинского университета 2-мегабайтный файл с названием «doom1_0.zip». Слово «Doom», которое спустя несколько лет станет едва ли не нарицательным, он позаимствовал у героя Тома Круза из фильма «Цвет денег».

И если Wolfenstein был просто популярным, то незамысловатая история бойца космического спецназа, сражавшегося с вырвавшимися в результате неудачного эксперимента чудовищами на Марсе, распространялась со скоростью вируса. Уже в 1995 году shareware-версия Doom был установлена на 10 миллионах компьютеров, что и спустя 18 лет считается внушительной аудиторией для проекта любого уровня. Все шутеры от первого лица, выходившие в последующие несколько лет, называли исключительно «клонами Doom».

Doom II с говорящим подзаголовком «Hell on Earth» вышел спустя год и в отличие от загружаемого оригинала уже продавался в магазинах. Игра разошлась тиражом 2 миллиона копий и стала самым успешным на тот момент проектом id Software, однако третьей части фанатам пришлось ждать целых 10 лет. Первые скриншоты и ролики, появившиеся в начале нулевых, были многообещающими: новый движок Джона Кармака щеголял выдающейся по тем временам технологией освещения.

Однако для лидерства id Software в жанре шутеров многолетняя задержка Doom 3 стала фатальной. К 2004, когда состоялся релиз триквела, студия оказалась в роли догоняющей. Еще весной того же года немцы из Crytek выпустили шутер Far Cry, помимо передовой по тем времени графики отличившийся и невероятной свободой действия: вместо тесных коридоров главному герою позволили бродить по просторам тропического острова.

Far Cry

А спустя два месяца после релиза Doom 3 вышла Half-Life 2 от Valve, благодаря своему новаторскому способу повествования ставшая золотым стандартом жанра на десятилетие вперед. Новый проект команды Джона Кармака оказался на этом фоне излишне старомодным, а хваленые графические технологии, использованные в Doom 3, вышли ему боком: посмотревшие на Half-Life 2 игроки отмечали, что все монстры и люди у id как будто бы «политы маслом».

Тем не менее, урок Doom 3 ничему не научил id. В 2011 году они выпустили шутер Rage, который пытался уйти от узких темных коридоров с помощью погонь на багги по пустыне, но по своей сути так и остался все тем же Doom: глупым, красивым, но уже не вызывающим прежних эмоций. В апреле 2013 стало известно что id прекращает разработку Rage 2 и начинает с нуля создавать Doom 4, анонсированный пятью годами ранее.

id Software столкнулась с неприятной реальностью: уникальные игровые движки с передовыми графическими технологиями никому не нужны, если на них не делать отличных игр, а с последними у студии уже много лет не задавалось. На время Джон Кармак увлекся развлечениями для смартфонов, но не достиг на этом поприще большого успеха. 22 ноября 2013 года он наконец-то понял, что его место не в создании игр, а в разработке технологий, с ними связанных. Он ушел из id Software, чтобы заниматься шлемом виртуальной реальности Oculus Rift. По словам директора id Тима Уиллитса, Джон более «не заинтересован в создании игр» компании.

Тем не менее, вклад Doom в массовую культуру невозможно переоценить.

Чит-коды IDDQD и IDKFA стали популярным мемом в сети. На многих сайтах с его помощью можно открыть «пасхалки».

В кино и на телевидении девяностых Doom являлась определением компьютерной игры. Например, в нее предлагал порубиться на своем новомодном ноутбуке Чендлер из «Друзей».

С помощью нее же выпускали пар работники культовой «Скорой помощи».

А группа The Smashing Pumpkings использовала звук выстрела гранатомета из Doom в качестве сэмпла для своей песни «Where Boys Fear To Tread» (можно услышать на отметках 1:20, 1:55, 2:29, 3:01, 3:44).

В 2004 году по мотивам Doom сделали настольную игру.

А в 2005 году студия Universal выпустила экранизацию Doom с Дуэйном Джонсом и Карлом Урбаном в главных ролях, однако, по мнению критиков и зрителей, она оказалась чудовищной и была довольно быстро забыта. Картина заработала всего 55 миллионов долларов при бюджете в 60.

В 2008 году немецкий художник украсил висящие по городу рекламные щиты интерфейсом из Doom.

Не упускали шанса поностальгировать и сами id. В Rage можно найти множество отсылок к их культовой игре.

В феврале 2013 года пользователь deviantART под ником Elemental79 потратил 35 часов, чтобы «отреставрировать» скриншот из Doom, засняв весь процесс на видео.

А в сентябре 2013 в сети появился ролик, авторы которого адаптировали клавиатуру пианино для игры в легендарный шутер.

Как и многие вещи, полагающиеся на технологическую составляющую, Doom довольно быстро потерял свою актуальность. Несмотря на то, что технологическая гонка вооружений в жанре шутеров идет до сих пор (чего стоит только Battlefield 4), графика и физика в чистом виде имеют все меньшее значение. Без умения рассказывать истории или внедрять сложные игровые механики в 2013 году уже никуда. Тем не менее, Doom — это важный этап на долгом пути становления жанра.

Doom уже учится на третьем курсе, чужие дети так быстро растут,
Вадим Елистратов,
TJournal

{ "author_name": "Вадим Елистратов", "author_type": "self", "tags": ["\u044e\u0431\u0438\u043b\u0435\u0438","\u0448\u0443\u0442\u0435\u0440\u044b","\u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u044f","\u043f\u043e\u0434\u0431\u043e\u0440\u043a\u0438","\u0438\u0433\u0440\u044b","half_life_2","far_cry","doom"], "comments": 8, "likes": 13, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 48996, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 11 Dec 2013 00:50:03 +0400", "is_special": false }
0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Секретный утюг

3

хорошая статья. Стоит отметить, что после дума у ид софтвэр были очень удачные квэйк 1-3) ну и не задавшийся квейк 4(

Ответить

Полноценный корабль

Vae
3

Текст был все же про Doom, а не про всю id. Rage просто во многом похож по шутерной части, плюс вышел последним. Quake 4 делали Raven же ^_^

Ответить

Острый кавалер

2

q3 так же как q1 & q2 культовы сами по себе, по ней не одна смена выросла)

Ответить

Возрастной Никита

2

Помню в детстве, когда папа играл в D2, я был "пробелом"

Ответить

Стальной украинец

Опасыч
0

Было дело :)

Ответить

Цивилизованный Мика

1

Важной фишкой Дума была возможность многопользовательской игры.
Можно было играть, например, по нуль-модему, соединив два компа кабелем ;)

Ответить

Внутренний единорожек88

1

"Читается как «ид», а не «айди»". Моя жизнь никогда не будет прежней.

Ответить

Секретный утюг

0

кроме того, в статье не указан в чем же революционность движка "рэйдж" - работа с текстурами в реальном времени, подгрузка и прорисовка без дозагрузок и т.д =)

Ответить

Комментарий удален

Читать все 8 комментариев
Обсуждаемое
Спорт
На Олимпиаде в Токио впервые выступит трансгендерная женщина. Её официально включили в сборную
43-летняя тяжелоатлетка Лорел Хаббард выступит за сборную Новой Зеландии.
TJ
TJ — 10 лет. Пора праздновать!
В такую дату грех не закатить вечеринку из материалов.
Новости
«Медуза»: Путин «поставил перед фактом» Медведева о невключении в список «Единой России» на выборах
Собеседник издания назвал это «унижением».
Популярное за три дня
Новости
Руслан Усачев объявил об отъезде из России по политическим причинам
Блогер собирается «путешествовать по миру, пока не найдёт новый дом».
Беларусь
МВД Белоруссии предложило признать бело-красно-белый флаг и лозунг «Жыве Беларусь» нацистскими символами
Проект поступил на согласование в КГБ страны.
Наука
Астрономы заявили о вращении самых крупных объектов во вселенной — «волокон» с галактиками внутри
Длина каждого такого «волоса» составляет сотни миллионов световых лет, в одном из них находится и Млечный путь.
Комментарии
null