Опять твои «стрелялки» Статьи редакции

Шутеру Doom исполнилось 20 лет

Легендарному шутеру Doom компании id Software стукнуло 20 лет. По этому поводу TJournal вспоминает, как все начиналось, и собирает фотографии, ролики и песни, демонстрирующие влияние этой игры на массовую культуру.

Опыт показывает, что не обязательно быть в чем-то первым, чтобы определить историю. Компания Apple не придумала планшеты, а Генри Форд — автомобили, Христофор Колумб не открывал Америку, а Doom не был пионером в жанре «шутер от первого лица».

Сама по себе возможность бродить по объемным коридорам (пусть и реализованным не с помощью трехмерной графики) и стрелять в противников появилась еще в допотопной игре Maze War 1973 года.

А в 1992, за полтора года до выхода Doom, компания id Software (читается как «ид», а не «айди») выпустила игру Wolfenstein 3D, в которой были заложены все основные механики современных шутеров от первого лица, включая ежегодно зарабатывающую миллиарды долларов серию Call of Duty. Однако ей было суждено остаться в тени другого проекта студии.

10 декабря 1993 года руководитель id Software Джон Кармак загрузил на FTP-сайт Висконсинского университета 2-мегабайтный файл с названием «doom1_0.zip». Слово «Doom», которое спустя несколько лет станет едва ли не нарицательным, он позаимствовал у героя Тома Круза из фильма «Цвет денег».

И если Wolfenstein был просто популярным, то незамысловатая история бойца космического спецназа, сражавшегося с вырвавшимися в результате неудачного эксперимента чудовищами на Марсе, распространялась со скоростью вируса. Уже в 1995 году shareware-версия Doom был установлена на 10 миллионах компьютеров, что и спустя 18 лет считается внушительной аудиторией для проекта любого уровня. Все шутеры от первого лица, выходившие в последующие несколько лет, называли исключительно «клонами Doom».

Doom II с говорящим подзаголовком «Hell on Earth» вышел спустя год и в отличие от загружаемого оригинала уже продавался в магазинах. Игра разошлась тиражом 2 миллиона копий и стала самым успешным на тот момент проектом id Software, однако третьей части фанатам пришлось ждать целых 10 лет. Первые скриншоты и ролики, появившиеся в начале нулевых, были многообещающими: новый движок Джона Кармака щеголял выдающейся по тем временам технологией освещения.

Однако для лидерства id Software в жанре шутеров многолетняя задержка Doom 3 стала фатальной. К 2004, когда состоялся релиз триквела, студия оказалась в роли догоняющей. Еще весной того же года немцы из Crytek выпустили шутер Far Cry, помимо передовой по тем времени графики отличившийся и невероятной свободой действия: вместо тесных коридоров главному герою позволили бродить по просторам тропического острова.

Far Cry

А спустя два месяца после релиза Doom 3 вышла Half-Life 2 от Valve, благодаря своему новаторскому способу повествования ставшая золотым стандартом жанра на десятилетие вперед. Новый проект команды Джона Кармака оказался на этом фоне излишне старомодным, а хваленые графические технологии, использованные в Doom 3, вышли ему боком: посмотревшие на Half-Life 2 игроки отмечали, что все монстры и люди у id как будто бы «политы маслом».

Тем не менее, урок Doom 3 ничему не научил id. В 2011 году они выпустили шутер Rage, который пытался уйти от узких темных коридоров с помощью погонь на багги по пустыне, но по своей сути так и остался все тем же Doom: глупым, красивым, но уже не вызывающим прежних эмоций. В апреле 2013 стало известно что id прекращает разработку Rage 2 и начинает с нуля создавать Doom 4, анонсированный пятью годами ранее.

id Software столкнулась с неприятной реальностью: уникальные игровые движки с передовыми графическими технологиями никому не нужны, если на них не делать отличных игр, а с последними у студии уже много лет не задавалось. На время Джон Кармак увлекся развлечениями для смартфонов, но не достиг на этом поприще большого успеха. 22 ноября 2013 года он наконец-то понял, что его место не в создании игр, а в разработке технологий, с ними связанных. Он ушел из id Software, чтобы заниматься шлемом виртуальной реальности Oculus Rift. По словам директора id Тима Уиллитса, Джон более «не заинтересован в создании игр» компании.

Тем не менее, вклад Doom в массовую культуру невозможно переоценить.

Чит-коды IDDQD и IDKFA стали популярным мемом в сети. На многих сайтах с его помощью можно открыть «пасхалки».

В кино и на телевидении девяностых Doom являлась определением компьютерной игры. Например, в нее предлагал порубиться на своем новомодном ноутбуке Чендлер из «Друзей».

С помощью нее же выпускали пар работники культовой «Скорой помощи».

А группа The Smashing Pumpkings использовала звук выстрела гранатомета из Doom в качестве сэмпла для своей песни «Where Boys Fear To Tread» (можно услышать на отметках 1:20, 1:55, 2:29, 3:01, 3:44).

В 2004 году по мотивам Doom сделали настольную игру.

А в 2005 году студия Universal выпустила экранизацию Doom с Дуэйном Джонсом и Карлом Урбаном в главных ролях, однако, по мнению критиков и зрителей, она оказалась чудовищной и была довольно быстро забыта. Картина заработала всего 55 миллионов долларов при бюджете в 60.

В 2008 году немецкий художник украсил висящие по городу рекламные щиты интерфейсом из Doom.

Не упускали шанса поностальгировать и сами id. В Rage можно найти множество отсылок к их культовой игре.

В феврале 2013 года пользователь deviantART под ником Elemental79 потратил 35 часов, чтобы «отреставрировать» скриншот из Doom, засняв весь процесс на видео.

А в сентябре 2013 в сети появился ролик, авторы которого адаптировали клавиатуру пианино для игры в легендарный шутер.

Как и многие вещи, полагающиеся на технологическую составляющую, Doom довольно быстро потерял свою актуальность. Несмотря на то, что технологическая гонка вооружений в жанре шутеров идет до сих пор (чего стоит только Battlefield 4), графика и физика в чистом виде имеют все меньшее значение. Без умения рассказывать истории или внедрять сложные игровые механики в 2013 году уже никуда. Тем не менее, Doom — это важный этап на долгом пути становления жанра.

Doom уже учится на третьем курсе, чужие дети так быстро растут,
Вадим Елистратов,
TJournal

0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Любой якорь

хорошая статья. Стоит отметить, что после дума у ид софтвэр были очень удачные квэйк 1-3) ну и не задавшийся квейк 4(

Ответить
3
Развернуть ветку
Любой якорь

Текст был все же про Doom, а не про всю id. Rage просто во многом похож по шутерной части, плюс вышел последним. Quake 4 делали Raven же ^_^

Ответить
3
Развернуть ветку
Любой якорь

q3 так же как q1 & q2 культовы сами по себе, по ней не одна смена выросла)

Ответить
2
Развернуть ветку
Любой якорь

Помню в детстве, когда папа играл в D2, я был "пробелом"

Ответить
2
Развернуть ветку
Любой якорь

Было дело :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Любой якорь

Важной фишкой Дума была возможность многопользовательской игры.
Можно было играть, например, по нуль-модему, соединив два компа кабелем ;)

Ответить
1
Развернуть ветку
Любой якорь

"Читается как «ид», а не «айди»". Моя жизнь никогда не будет прежней.

Ответить
1
Развернуть ветку
Любой якорь

кроме того, в статье не указан в чем же революционность движка "рэйдж" - работа с текстурами в реальном времени, подгрузка и прорисовка без дозагрузок и т.д =)

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Читать все 8 комментариев
null