Офтоп
Владислав Цыплухин

Две крайности

Владислав Цыплухин про агрессивный пиар и рефлексию

Владислав Цыплухин рассуждает про агрессивное поведение в социальных сетях, приводя в пример инвестора Евгения Гордеева и предпринимателя Сергея Фаге. Отличаются ли они чем-то от тех, кто занимает пассивную позицию из-за страха быть непонятым.

Прав ли инвестор Евгений Гордеев в том, что любой шум вокруг проекта в социальных сетях если не приносит пользу, то не мешает? Отчасти. Действительно ли негатив, который он умышленно разжигает, полностью, как он сам говорит, ему подконтролен? Нет.

У подобного поведения в социальных сетях есть понятные риски, но почти все они перекрываются тем, что у интернет-сообщества (за исключением узкой медиа-тусовки) очень короткая память. Историю про то, что авторитетный инвестор Игорь Мацанюк поделился своим опытом работы с Гордеевым, через неделю уже мало кто вспомнит. А шумиха обратила на проекты внимание тех обычных пользователей, кто ранее о них не слышал.

Тем не менее, настолько агрессивная стратегия лично мне кажется крайностью. Потому что Евгений не до конца понимает, какую энергию вокруг себя концентрирует и во что она может конвертироваться. Во-первых, это становится похоже на игру в русскую рулетку — хорошо, если пронесет. Но не дай бог он оступится — этой энергией его прибьют яйцами к медиа-забору. Во-вторых, такая стратегия утомляет: рано или поздно люди начнут ставить прямые вопросы, вроде «Опубликуйте полный список сайтов, на которые установлены кнопки Pluso», и отписываться от него (что уже происходит среди моих знакомых).

Примерно такую же стратегию использует CEO проекта Ostrovok.ru Сергей Фаге. Сначала прославляет в своём блоге Олега Тинькова, затем стремится всячески ему подражать: скандалит, делает громкие заявления и пишет патриотично-лицемерные колонки, призывая нас покупать услуги исключительно российских проектов (набросил-то, кстати, годно). Правда, после всего этого публично продвигает в Москве американское такси, которое возглавил его брат.

К слову: в пресс-службе ВКонтакте стоит строгий запрет на использование в пиаре риторики о том, что люди должны выбирать эту социальную сеть, потому что она сделана в России. Даже на ментальном уровне это загоняет проект в рамки в глазах команды и пользователей.

И в стратегии Фаге тоже нет ничего страшного. За исключением одного пункта: он не Олег Тиньков. Если вдруг десятки миллионов долларов закончатся, а проект до сих пор будет не особо прибыльным, то наступит час расправы: медиа поднимут все высказывания, колонки, вспомнят фразу про «жалкие 340 рублей» и так далее. Потом уже пойдут колонки из самолёта Москва — Сан-Франциско: «В России просто невозможно делать бизнес! Налоги — высокие, люди — злые».

Но есть среди поведенческих моделей и другая крайность — глубокая рефлексия. Предприниматели, сотрудники и блогеры, занимающиеся вместо действий бесконечным самокопанием. Те, кто очень хотят что-либо написать или сказать, но боятся, потому что реакция может не соответствовать внутреннему представлению себя. Те, кто пишут в блокнотах, но так и не решаются нажать кнопку «Отправить». Публикуют, затем удаляют и долго на эту тему переживают. Или один абзац мыслей сопровождают тремя абзацами оправданий.

Кто вообще решил, что Цыплухин, например, имеет право писать колонки? Никто. Ну, напишет затем пара человек: «Ахаха, вы видели? Почему этот недоумок вообще пишет?». А я возьму и отвечу вот такой картинкой:

Я также не переживаю о том, что несколько друзей сообщили мне, мол, текст на прошлой неделе был слишком «размазанный и притянутый за уши» — уже забыл про него. Точно так же не боюсь потерпеть неудачу с каким-либо из стартапов, поэтому мои решения хладнокровны и непредвзяты. Если же неудача случится, я первым вам об этом расскажу — поржём вместе.

Пожалуй, нет ничего глупее, чем решение не сделать что-либо из-за страха быть непонятым. Как говорят в любимых цитатниках, «лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть»: тезис вбросил, проверил, ошибся, сделал выводы, пошёл дальше. И если уж выбирать между двумя типами, то медийная стратегия Гордеева и Фаге мне кажется странной и довольно рискованной, но эти ребята всяко ближе мне по духу, чем те, кто хочет сказать, но боится. Кто слишком долго принимает решения и шушукается по закрытым чатам.

Великий колумнист,
Владислав Цыплухин,
Специально для TJournal

#Колонка #Владислав_Цыплухин #Воскресный_Цыплухин #Евгений_Гордеев #Сергей_Фаге