Офтоп
TJ

Surfingbird расправил плечи

Руководитель Surfingbird Сергей Шалаев рассказывает, почему сервис перестаёт быть генератором трафика

Автор: Сергей Шалаев

17 декабря руководители Look At Media заявили, что снимают со своих сайтов кнопки рекомендательного сервиса Surfingbird из-за изменений в политике его работы. LAM поддержали некоторые другие сайты, включая Sports.ru и «Хабрахабр». Руководитель Surfingbird Сергей Шалаев рассказывает, почему сервис перестаёт быть генератором трафика.

Почему Surfingbird вырезает чужую вёрстку

Стоит начать с небольшой предыстории, почему мы стали очищать вёрстку сайтов, отображаемых на Surfingbird. Коллеги из LAM усматривают в этом исключительно наше желание «выйти на самоокупаемость», да и просто наше коварство и вероломность. Не знаю, как нам это поможет в самоокупаемости, но, наверное, специалистам виднее.

Изначально Surfingbird показывал страницы as is, то есть со всей родной версткой сайтов. Это позволяло получать трафик, откручивать баннеры, и т. д. и т. п. Затем мы начали сталкиваться с тем, что на месте искомого контента могла, например, отобразиться просьба издания подписаться на его страницу в Facebook или во «ВКонтакте». Дальше больше: издания могли повесить поверх контента рекламу или какое-нибудь rich media, закрывающее вообще весь сайт. Иногда происходило сразу всё вышеперечисленное.

Площадка могла вести канал на Surfingbird, поставить на сайт нашу кнопку и внезапно запретить отображать себя внутри фрейма, что вообще превращало контент у нас на сайте в тыкву. Другой проблемой для нас стало отображение на смартфонах. Если на вебе еще можно потерпеть неадаптированную вёрстку, то на смартфоне все в 80% случаев рвало в клочья. Эпоха мобильного веба для наших СМИ еще не настала.

Юзеры крыли нас последними словами, и их можно было понять: им неважно, у кого там какой рич медиа стоит: они пришли смотреть контент. Они хотят праздника, а не бесконечных страданий и попыток продраться к сути.

Самой неприятной проблемой для нас стало нежелание площадок находить общий язык, но при этом получать как можно больше трафика. Я не буду описывать все их ухищрения и трюки, но ни предупреждения, ни блокировки их не останавливали. Каждый день мы сталкивались с одними и теми же проблемами, связанными с желанием открутить как можно больше рекламных показов. Мы не можем обвинять в этом площадки: увы, их бизнес сейчас построен только на этом. Мы не хотим писать многостраничные телеги о том, в каком застое сейчас находятся СМИ. Все это и так понимают — в глубине души.

На самом деле, СМИ создаются не ради рекламы

Основная миссия площадки — доносить до пользователей свой контент. Это первично, и тут наши цели — цели Surfingbird как сервиса и цели площадок, производящих контент — совпадают. Когда основная претензия больших изданий заключается в том, что «трафик упал», это просто трагедия. Худший сценарий развития онлайн СМИ. Они парализованы страхом, что могут потерять рекламодателя, недокрутить баннер, который они превратили в своего идола.

Знаете, недавно на Surfingbird я посмотрел один и тот же преролл про зимние виды спорта (думаю, все его помнят) около 20 раз. Это стало последней каплей. За шесть лет моей работы в IT ничего не изменилось, и СМИ только глубже и глубже загоняют себя в тупиковый путь монетизации на открутке баннеров, не понимая, что рекламодателю интересна площадка с аудиторией — не цифрами в метриках, а аудиторией.

Нельзя бесконечно молиться на CPM. Это рак мозга, тяжелая болезнь, когда жизненно важные органы уже начинают отказывать.

Конечно, мы не ожидали такой негативной реакции и такой истерики от людей, которые позиционируют себя авангардом нового поколения СМИ. Это нас шокировало.

Мы также не ожидали такого зашквара, когда мы в пяти разных местах на странице указываем чей это контент, откуда он, кому он принадлежит и предоставляем возможность в один клик перейти на обычную вёрстку площадки. А они все равно: «Вы воруете контент». Воруете и все тут.

Это происходит, на секундочку, в эпоху существования Instapaper, Readability, AdBlock, всяких ридеров, бесчисленного количества аналогичных плагинов для браузера, в конце концов, предпросмотра «ВКонтакте». Нежелание перевести мышление на новые рельсы, нежелание понимать, что появляются СМИ нового поколения (такие как Surfingbird) — все это провоцирует конфликты на пустом месте. Ну, отправили из LAM в Hopes&Fears команду «Фас!». Ну да, «Хоупс» укусил, объяснив это чем-то из серии «Что хотим, то и пишем». Супер, а что дальше то? Не говоря уже о том, что такой подход больше к лицу НТВ, а не якобы либеральным СМИ, которые жаждут каких-то там реформ в стране.

Что мы будем делать

Мы планировали сделать большой анонс в четверг, и мы его сделаем. Точно не планируем отходить от нашей концепции: кто-то должен менять сложившуюся ситуацию, кто-то должен думать о пользователе. Вот «ВКонтакте» начал это делать со своим предпросмотром материалов — отлично, позитивный момент. Кто-то до сих пор мыслит тиражами журналов, это плохо и это мы будем менять. Нельзя постоянно вести пустой треп на эту тему. Надо уже как-то эволюционировать.

Адаптированную вёрстку мы тестировали достаточно давно, с начала сентября. Сперва выкатили её на 10% страниц, затем увеличили до 50%. В последние дни начали плавно увеличивать до 100%, и в грядущий четверг мы полностью исключим из выдачи неадаптированные под мобильные версии страницы. Никакого давления со стороны инвестора здесь, конечно, не было.

С изданиями как общались, так и продолжаем общаться. В целом, мы не видим драмы: всё-таки бесплатно показать пользователям контент площадки — это лучше, чем не показывать его вообще, громко хлопнув дверью и забанив по IP. В долгосрочной перспективе издания только выиграют от этого, тем более, что мы планируем сделать партнерскую программу.

Я не понимаю, как можно дойти в голове до мысли, что мы коварно украдем весь контент, весь интернет и, возможно, даже солнце. Я не понимаю, как люди уживаются с мыслью, что кто-то может сохранить их контент, например, в Pocket и потом, где-то в неустановленном следствием месте, подло его прочесть, не кликнув на баннер. Я не понимаю.

Какие новые медиа, какой тут протест, если все СМИ находятся на уровне мышления 2000-х с непомерным гонором, что наш контент самый лучший и эксклюзивный в мире. Я больше скажу: не надо грозить южному централу, попивая сок в своем квартале. После ситуации с РИАН все новостные и околоновостные продукты станут в два раза скучнее и нейтральнее, и вообще не очень понятно, кому они будут тогда нужны и кто их будет читать.

Думайте о пользователе

Пользователь хочет контент. Вот и всё, так всё просто. Ему хочется смотреть всякую всячину по своим интересам. Мы не можем контролировать жадность площадок, но можем вынести за скобки объект желаний — трафик — и создать единый для всех формат отображения сайтов, потому что для пользователя все должны быть равны. Нельзя, чтобы какая-то площадка не могла донести свой контент из-за того, что отдел продаж прогнул редакцию и забил весь сайт баннерами. Я видел это, когда работал в WMJ.ru. Так не должно быть, это неправильно, это тупик.

СМИ — не завод по открутке баннеров, они созданы не для этого.

Нам неинтересны все эти разборки, склоки и конфликты издательских домов в свете последних событий, эти выяснения до хрипоты, у кого больше. Боже, как это скучно, как это so 2010.

Мы пишем алгоритмы и рекомендуем контент — это две вещи, которые нам интересны больше всего на свете и которые находят позитивную обратную связь у наших пользователей, для которых мы и работаем.

Мы признаем, что не все площадки ведут себя одинаково, но мы не можем делить их на хороших и плохих. Адаптации под новый формат будут подвергаться все страницы. Мы будем стараться максимально удовлетворять интересы площадок, но наша идеология — кристально чистый контент первичен, все остальное вторично.

Будущее неизбежно, хочет кто-то этого или нет. Пользователь заслуживает того, чтобы спокойно прочесть статью с любого устройства. Это нужно принять всем.

Keep calm and surf,
Сергей Шалаев,
Специально для TJournal

#Колонка #Сергей_Шалаев #Look_at_me #Surfingbird