Офтоп
Никита Лихачёв

Ракетно-пиарные войска

Разбор успешных кейсов пиара мобильного сервиса «Рокетбанк»

20 декабря мобильный сервис «Рокетбанк» запустил стену «любви и ненависти»: промо-сайт, на котором компания собирает положительные и отрицательные отзывы. Благодаря провокационной подаче маленький спецпроект получил вирусное распространение. TJournal решил проследить, как малоизвестный и недешёвый мобильный банк превратился в заметную и даже скандальную интернет-компанию.

На «стене любви и ненависти» Рокетбанк противопоставляет владельцев iPhone и смартфонов Android. Первых он относит к фанатам сервиса, а вторых — к хейтерам. Дело в том, что «Рокетбанк» — это надстройка над банком «Интеркоммерц», своего рода виртуальный банк, который для клиента существует только в виде пластиковой карты и связанным с ней приложением для айфона, а для Android его ещё нет.

Однако представители компании заявляют, что лёгкий выпад в сторону пользователей Android — не самоцель спецпроекта. Как объяснил TJournal сооснователь «Рокетбанка» Алексей Колесников, «стена любви и ненависти» создавалась для получения обратной связи от пользователей.

Мы не троллим пользователей андроида и не хотим этого делать. Сами относимся к ним очень хорошо — у меня был андроид, в конце концов. Стена любви и ненависти — это самоирония и вызов, в первую очередь для всех наших хейтеров. Как по мне, не многие компании могут принимать критику и слышать своих клиентов так, как это делаем мы. И в этом наша сила. А по поводу распределения призов, да, всё намеренно придумано: тем, кто нас любит — iPhone, хейтерам — Samsung. Это же только добавляет пикантности.Алексей Колесников, сооснователь «Рокетбанка»

Колесников говорит, что лучшие из комментариев они печатают и клеят на стены офиса «для поднятия настроения». Даже фраза про «кошачью залупу» — это не придуманный слоган, а реальный отзыв, который компания обернула в свою пользу.

И отзывы действительно собираются. Соревнуясь за получение Samsung Galaxy Note 3, пользователи-ненавистники в основном замечают, что как раз для Android у «Рокетбанка» приложения и нет. Второе главное сомнение — цена сервиса; хотя компания и анонсировала на днях новые, дешёвые (и даже бесплатные) тарифы, в сознании многих пока ещё находится астрономическая сумма в 3480 рублей в год.

Ильдар Шайдуллин, студент

1. Нет версии для Android.

2. Даже если была бы — нет никаких уникальных плюшек.

3. Ну ладно, одна есть — переводы на любые карты или телефоны. Но платить за это 3480 рублей в год?!

4. Всего 10 снятий бесплатных в банкоматах.

5. Для использования большей части плюшек нужно постоянно держать на счету 50 000 рублей.

6. Все условия только для тех, кто оформил карту в этом году. В следующем году все станет еще хуже?

Несмотря на многочисленные просьбы выпустить приложение для Android, «Рокетбанк» пока не намерен этого делать, но потребность пользователей понимает.

Всё просто — до андроида пока не добрались руки. И дело не в отсутствии программистов или желания, а в том, что мы обновляем iOS приложение в среднем каждые две недели и все еще сильно его меняем от версии к версии — внимательно смотрим что работает, а что нет. Если добавим еще и андроид — экспериментировать нужно будет сразу на двух платформах, по два раза делать ошибки и по два раза их исправлять.Алексей Колесников, сооснователь «Рокетбанка»

Среди положительных отзывов есть такие, которые хотелось бы процитировать целиком, если бы не размер.

Арсений Камоликов, сотрудник «Мосигры»

Чёрт, ребят, то, чем вы занимаетесь — воистину послано джедаями на нашу грешную планету. До вашего появления я ненавидел все банки, которые меня «обслуживают». Хотел взрывать их, уничтожать, дезинтегрировать, а сотрудников гонять с голыми задницами строем по морозу.

Каждый раз, когда приходилось пользоваться интернет–банками я слал на головы бесполезных программистов, создавших ЭТО, такие проклятия, что от них с грохотом рухнул бы даже Олимп из под старика Зевса.

Тиньков может сколько угодно чатицца в Твиттере, но при этом до сих пор из всех его сервисов торчат краснопролетарские корни топорно сделанного продукта.

Спасибо за тексты, написанные внятным, человеческим разговорным языком, без пафосных машинописных оборотов и шаблонных фраз.

Однако «стена любви и ненависти» — не единственный случай, когда компании удаётся красиво попиариться.

Попивая кофе в Старбаксе

Летом 2013 года «Рокетбанк» разместил на своей промо-странице изображение стаканчика из кофейни Starbucks, пояснив, что месячное обслуживание карты обходится дешевле, чем кофе. Старбакс запретил им использовать свой логотип, объяснив, что они делают это неправомерно.

Тогда Рокетбанк заменил изображение стаканчика на такое, которое не нарушает авторских прав Starbucks, попутно задев популярную тогда тему градиентов им. Джони Айва в дизайне iOS 7.

Позднее банк «Тинькофф Кредитные Системы», который считается ближайшим конкурентом «Рокетбанка», передрал слоган «Дешевле, чем кофе», дополнив его силуэтом стаканчика.

Тиньков — он такой один

Случай с «ТКС» оказался не единственным публичным соприкосновением «Рокетбанка» с известным банкиром. В сентябре Алексей Колесников встретил Тинькова на улице и не упустил возможности спросить его насчёт мобильного банка.

Другой сооснователь «Рокетбанка», Олег Козырев выложил в комментариях фотожабу на Тинькова с Роллс-Ройсом. Тиньков пришёл в комментарии и тоже не растерялся, дав понять, что вообще-то хорошо относится к Рокетбанку.

Техподдержка

«Рокетбанк» известен своим «человечным» подходом к общению через службу поддержки в мобильном приложении, которая выглядит как обычный текстовый мессенджер. Чем-то это даже напоминает поддержку «ВКонтакте», агенты которой иногда помогают не только решением проблем, но и жизненным советом.

Рокетбанк активно продвигается в элитарном бутиковом блоге «Цукерберг позвонит», в том числе при помощи платных постов. Тем не менее, самая эффективная часть пиара — это непосредственное участие самих основателей сервиса.

Пользователь «Рокетбанка» выкладывает в комментариях на «ЦП» переписку со службой поддержки. Другой читатель «ЦП» задаётся вопросом: не бородатые ли тролли скрываются за красивыми женскими фотографиями девушек, лояльно относящихся к порно?

Олег Козырев приходит в комментарии и доказывает, что сотрудники службы поддержки — не бородатые извращенцы, а настоящие милые девушки.

Возможно, за ожидание милого сообщения от девушки по имени Полина люди и готовы платить 3480 рублей в год.

Но любовь не продаётся,
Никита Лихачёв,
TJournal

#Статья #SMM #Олег_Тиньков #Тинькофф_Кредитные_Системы #Рокетбанк #пиар #Алексей_Колесников #мобильный_банкинг