Офтоп
Вадим Елистратов

Десять игр, ради которых стоит обзавестись игровой консолью

В середине января британский портал CVG подвел итоги масштабного голосования за лучшую игру поколения. По его результатам первые четыре строчки в списке заняли проекты, никогда не выходившие на PC — традиционного способа потреблять игры в России. 

TJournal публикует подборку из десяти видеоигр, так и не добравшихся до «православной» платформы, но которые пропустить совсем никак нельзя.

Red Dead Redemption

Если бы GTA V не успела с большим шумом выйти под закат жизненного цикла Xbox 360 и PlayStation 3, Red Dead Redemption справедливо считалась бы главной игрой Rockstar в минувшем поколении консолей. Сделанная по технологии своего старшего брата (GTA IV), она во многом превосходит его в творческой составляющей.

Red Dead Redemption — одна из редких игр Rockstar, берущих не только правдоподобным открытым миром и, как кажется, неисчерпаемым количеством возможностей, но и сюжетом. Печальная история о том, что от своего прошлого не убежишь, за несколько десятков часов успевает пройтись по всем возможным и невозможным штампам жанра «вестерн», а затем на тихой и потому особенно пронзительной ноте заканчивается. Ни GTA V, ни тем более GTA IV столь цельной историей похвастаться не могут.

inFamous и inFamous 2

inFamous, известная в России как «Дурная репутация», вышла почти одновременно с очень похожей на нее Prototype от Activision, однако познакомиться с первой смогли только владельцы PlayStation 3. В конечном итоге о Prototype уже почти никто не помнит, а inFamous, сгребая в одну кучу вместе с сиквелом, часто упоминают в рейтингах самых заметных игр поколения.

Обе части «Репутации» далеки от совершенства, однако они дают уникальное чувство пребывания в шкуре настоящего супергероя, почти всесильного и расправляющегося со своими противниками максимально эффектно. Помимо этого у первой части был сюжет со стильной комиксовой подачей, а вторая добавила в формулу колорит Нового Орлеана, нынче переживающего бум популярности среди кинематографистов.

Gran Turismo и Forza Motorsport

В последние годы гоночные симуляторы встали в один ряд с исконно консольными жанрами вроде файтингов и слэшеров. На PC они практически не заглядывают. На «православной» платформе за всех отдувается компания Codemasters со своими сериями Grid и Dirt, да каждую осень Electronic Arts выпускает новую часть Need For Speed — скучную, как очередь в поликлинике, и едва отличимую от предыдущих выпусков.

Тем временем помимо аркадных ответвлений (Driveclub, Horizon) Sony и Microsoft имеют по одной гоночной серии, перекрывающей все, что выходит на PC в этом жанре. Gran Turismo и Forza Motorsport сделаны не для тех, кто изредка гоняет на виртуальных болидах, а для тех, кто безоговорочно влюблен в автомобили. В каждой из них представлены сотни моделей, десятки трасс и еще больше различных гоночных дисциплин. Солидную часть болидов можно рассмотреть и настроить вплоть до самого мелкого винтика. Каждая игра этих серий существует ровно до выхода следующей части: потому что они почти полностью закрывают необходимость в себе подобных.

God of War 3

В серии God of War о полубезумном боге войны Кратосе, который методично убивает богов, титанов и прочих мифологических тварей, безусловно есть игры и получше, чем вышедшая на PlayStation 3 третья часть. Но если уж начинать свое знакомство с этой историей, то делать это вместе со «сборником хитов», коим и является триквел. 

God of War 3 — своеобразный эндшпиль этой концепции, это игра, целиком состоящая из одних только кульминаций. Например, на определенном этапе ее главный герой безжалостно расправляется с богом солнца Гелиосом и погружает весь мир во тьму, а чуть ранее сражается на спине у взбирающегося на Олимп гиганта.

God of War 3 фантастически выглядит и своей постановкой дает фору многим голливудским блокбастерам. Такого, как пишут западные журналисты, sense of scale («чувства масштаба»), в них днем с огнем не сыщешь. Вышедший впоследствии приквел God of War: Ascension можно смело пропустить.

Halo 3

В отличие от своих японских конкурентов компания Microsoft в минувшем поколении консолей предпочитала выпускать меньше эксклюзивов. Впрочем, по суммарным продажам они легко сравнивали счет с россыпью игр от Sony.

Безусловно главным систем-селлером (игрой, форсирующей продажи железа) для Xbox 360 стала серия Halo, которая в свое время фактически утвердила жизнеспособность понятия «консольный шутер», впоследствии проложившего дорогу таким монстрам как Call of Duty. 

В 2014 году уже абсолютное большинство шутеров создаются для консолей и только затем портируются на PC, а сама Halo на слуху даже у тех, кто никогда не держал в руках геймпад: ей открыто признаются в любви голливудские звезды, а за первые дни продаж она собирает суммы, сравнимые с показателями крупных блокбастеров.

Как и God of War 3, Halo 3 — последняя действительно важная игра серии. После нее студия Bungie сделала еще один приквел, а потом передала ее разработку третьим лицам и занялась созданием Destiny (тоже научно-фантастического шутера) с прицелом на консоли нового поколения.

Heavy Rain

После выпуска запомнившегося многим хита Fahreinheit французская студия Quantic Dream ушла под крыло Sony, и следующий ее проект вышел уже эксклюзивно для PlayStation 3.

Heavy Rain — наполненный грубым символизмом и заезженными штампами растянутый нуар-фильм — предмет неутихающих споров о том, должны ли игры быть настолько похожими на кино. В этом фильме есть напряженные экшн-сцены, в которых игроку нужно страшно изгибать пальцы, одновременно нажимая на 4-5 кнопок и тряся геймпад до изнеможения, и многочисленные шансы серьезно влиять на дальнейшее развитие событий. В остальное время в дождливой истории о маньяке-убийце немножко скучно.

Heavy Rain можно любить и ненавидеть, но близких аналогов у нее просто нет. Нужны ли они — другой вопрос.

Grand Theft Auto V

Одна из немногих игр в этом списке, чье появление на PC в ближайшем будущем весьма вероятно, однако почти 30 миллионов игроков по всему миру это мало волнует. Несмотря на свой невиданный масштаб и технологичность, GTA V не требует мощного железа для получения максимального наслаждения: ее красота измеряется не в текстурах и шейдерах, а в правдоподобно нарисованных закатах, до мурашек реалистичных нюансах городской жизни, случайно встреченных разговорчивых бездомных и других деталях, заставляющих лишний раз вскинуть бровь и не поверить в то, что за этой имитацией стоят живые люди.

GTA V не отличается невероятно глубоким сюжетом и не ставит индустрию на колени качеством постановки, но она берет, пожалуй, лучшим в истории игровым миром. После того, как игрок под вой полицейских сирен врывается в местный аэропорт, угоняет частный самолет и отправляется на нем в свой первый полет над городом, он меняется навсегда.

Uncharted 2 и Uncharted 3

Серия Uncharted — это тот редкий случай, когда вдохновленная чужими работами игра вдруг сама становится предметом копирования. В первой части было немножко Индианы Джонса, немножко Лары Крофт, система укрытий из Gears of War и целая куча других деталей «откуда-то еще», однако именно из них и получился цельный и самобытный продукт.

После Uncharted 2 пресса и игроки превратили студию Naughty Dog в едва ли не в мессию в мире сюжетных игр, в новую Valve (пока старая Valve окончательно забросила разработку игр, которых от нее ждут больше всего). Uncharted 2 умудрилась угодить практически всем: она умело жонглировала перестрелками, исследованием и решением головоломок, сопровождая это остроумными шутками главного героя; она выжала из графической системы PlayStation 3 все соки и даже немного больше; она в конце концов оказалась гораздо сложнее, чем думают те, кто запустил в сети мем про «кинцо на PlayStation 3».

Uncharted 3 расстроила многих игроков тем, что не сделала заметного шага вперед, а просто повторила уровень своей предшественницы. Но дело в том, что кроме Naughty Dog его даже повторить никто так и не смог, включая и свежий перезапуск серии Tomb Raider.

Metal Gear Solid 4

Стоящий за франчайзом Metal Gear Solid признанный гений Хидео Кодзима подобен Квентину Тарантино из мира игровой индустрии. Зачастую вдохновляясь мало кого интересующим мусором (в своем твиттере он не так давно сообщал, что одним из его любимых фильмов 2013 года является российская картина «Август восьмого»), он создает игры удивительной глубины и степени влияния на массовую культуру.

До выхода Metal Gear Solid: Ground Zeroes, намеченного на март 2014, Metal Gear Solid 4 останется апогеем карьеры Кодзимы и его любви к избыточности. Чего стоят только заставки между миссиями протяженностью около сорока (!) минут. Metal Gear Solid, подобно культовому сериалу «Доктор Кто», создала непонятное закрытое сообщество фанатов, странно хихикающих в кулачок при виде картонной коробки. И этим хороша.

The Last of Us

Обладатель 178 наград «Игра года 2013» от крупнейших в мире изданий (у GTA V лишь 101). Важнейшая сюжетно-ориентированная игра в этом поколении консолей и главное роуд-муви со времен Half-Life 2.

The Last of Us стала некой отдушиной для её разработчика, студии Naughty Dog. После успеха легкомысленной серии Uncharted они получили от Sony карт-бланш на любые творческие риски и выпустили вдохновленную «Дорогой» Кормака Маккарти мрачную историю о мужчине и девочке, бредущим по руинам цивилизации с едва понятной обоим целью.

В The Last of Us почти нет заставок, игра рассказывает историю, не забирая у сидящего перед экраном пользователя управление, в ней почти нет грандиозных экшн-сцен, свойственных Uncharted. Последняя работа Naughty Dog становится выдающимся произведением из-за того, как она работает на эмоциональном уровне. 

Перед финальными титрами игрок не убивает мощного финального босса и не устраивает грандиозную погоню в центре города. Он неожиданно для себя находит, каково это — быть отцом и совершать иррациональные поступки ради лишних минут жизни и счастья своих детей. И это чувство появляется не мгновенно, оно складывается из более чем 15 часов мелких сюжетных деталей.

Эта подборка не претендует на ультимативность или даже законченность. В ней вполне осознанно не упомянуты отличные игры Nintendo или другие значимые проекты. Ее задача состоит в том, чтобы развеять популярный миф о том, что нет смысла покупать игровую консоль «ради одной игры». В 2014 году для того, чтобы даже поверхностно следить за важнейшими трендами в этой индустрии, необходимо иметь дома как минимум две платформы. И в скором времени едва поступившие в продажу PlayStation 4 и Xbox One начнут это подтверждать на своем примере.

Раньше на игры не было денег, теперь нет времени,
Вадим Елистратов,
TJournal

#Статья