Офтоп
Султан Сулейманов

Ретро: Стал офигенным снова

Фотосервису Flickr исполнилось 10 лет

В феврале фотосервису Flickr, некогда считавшемуся главным местом для публикации фотографий, исполнилось 10 лет. TJournal вспоминал, как Flickr взлетал, падал, был похоронен журналистами, но вдруг ожил вновь.

Катерина Фейк и Стюарт Баттерфилд

10 февраля 2004 года Катерина Фейк и её муж Стюарт Баттерфилд выступали на конференции O’Reilly Emerging Tech Conference в Сан-Диего. Их звали рассказать о веб-ориентированной мультиплеерной игре Game Neverending, которую разрабатывал их стартап Ludicorp Research & Development. Но они заодно упомянули свой сторонний проект — сервис для обмена фотографиями Flickr.

Изначально Flickr представлял собой дополнение к игре: это был набор чатов, в которых в режиме реального времени можно было обмениваться изображениями.

Очень быстро часть с общением отошла на второй план, была переименована в FlickrLive и закрыта. Flickr стал традиционным фотохостингом.

Фейк и Баттерфилд не были первооткрывателями: такие фотосервисы, как Ofoto, Shutterfly и Snapfish были запущены ещё в 1999 году. Но все они предлагали возможность хранения изображений как дополнение к своему основному бизнесу — печати цифровых фотографий. Flickr же был целиком про веб.

Разработчики стали активно работать над своим детищем, забросив Game Neverending. За первые полгода они добавили множество функций, которые дошли до сегодняшних дней и немало повлияли на развитие веба.

В апреле в Flickr появились «фотопотоки», в которых фотографии пользователя нужно было листать в обратном хронологическом порядке — до этого фотосервисы предлагали собирать снимки в альбомы.

Через несколько дней разработчики представили мобильную версию сайта. Тогда ещё не было айфонов, инстаграма и привычки делиться с миром фотографиями завтраков, обедов и ужинов. Телефонам с камерой находили другие применения: в сентябре 2004 года Кончита Робсон и её супруга Энн пронесли в палату для рожениц камерофон, чтобы сфотографировать новорождённую дочь Джози как можно раньше. Снимок отправился на Flickr, чтобы его увидели родственники, а в итоге его упомянули в официальном блоге сервиса.

Весной и летом 2004 года в Flickr появились ещё две очень важные функции: теги — ключевые слова, которые пользователи прописывали самостоятельно к каждому снимку — и избранное. Фотосервис упоминается в числе первопроходцев, показавшим миру удобство использования тегов для описания контента и его дальнейшей сортировки.

Именно Flickr и другие молодые сервисы, появившиеся в те годы (Марк Цукерберг запустил Facebook за шесть дней до презентации фотосервиса), легли в основу идеи «Веб-2.0». Журнал Time вспоминает, что на первых порах не было более важного вебдванольного сайта, чем Flickr.

В марте 2005 года, когда Facebook ещё даже не позволял делиться фотографиями, интернет-гигант Yahoo купил Flickr за 35 миллионов долларов. Создатели фотосервиса вспоминали, что сначала они относились к предложению Yahoo скептически, но затем прониклись.

В первые годы после присоединения дела у Flickr шли в гору. Сервис рос и развивался, оставаясь почти независимым. Почти, потому что в январе 2007 года старых пользователей Flickr, зарегистрировавшихся ещё до присоединения к Yahoo, попросили завести Yahoo ID. Чуть позже родительская компания отказалась от своего фотосервиса Yahoo Photos, позволив всем желающим мигрировать на Flickr.

Присоединение к Yahoo позволило увеличить и лимиты на загрузку фотографий: если сначала владельцы бесплатных аккаунтов могли загружать до 20 мегабайт в месяц, то в декабре 2006 года предел вырос до 100 мегабайт. Владельцам платных аккаунтов вообще убрали ограничения (было не более 2 гигабайт в месяц). А в 2008 году Flickr позволил загружать и видео.

Проблемы фотосервиса начались в том же 2008 году. В июне из компании ушли оба основателя, а Yahoo всё не могла придумать, как защитить продукт от конкурентов: напирали и Facebook, который стал главным местом для публикации фоток с пьянок и поездок, и Google с его YouTube, и — позже — Instagram, забравший себе роль места, где нужно делиться фотографиями, сделанными на камеру смартфона.

В мае 2012 года на Gizmodo вышел культовый материал Мэта Хонана «How Yahoo Killed Flickr and Lost the Internet», в котором говорилось, что Yahoo плюёт на главный актив Flickr — сообщество пользователей, и проигрывает одно направление за другим (например, провалив выпуск iOS-приложения для фотосервиса). Слова автора подтверждала и статистика.

Хонан писал, что единственная надежда Flickr — что Yahoo одумается, осознает значимость сервиса, вложит в него денег и избежит окончательной погибели себя и своего детища.

Так и вышло. Летом 2012 года во главу Yahoo пришла харизматичная Марисса Майер, до этого много лет проработавшая в Google. Майер IT-сообществу понравилась: фанат Flickr Шон Боннер запустил сайт dearmarissamayer.com с посланием: «Дорогая Марисса. Пожалуйста, сделай Flickr снова офигенным».

Его мольбы были услышаны. При Майер Flickr преобразился: он выдал абсолютно всем пользователям по терабайту свободного пространства для фотографий и видео — по сей день невиданная щедрость. У сервиса появились нормальные мобильные приложения с фотофильтрами и прочими модными фишками. Сам сайт подвергся редизайну. Последнее, впрочем, понравилось не всем.

Конечно, Flickr не стал окончательно тем, чем он был в середине двухтысячных: сайтом, который первым приходит на ум, когда задумываешься, где бы опубликовать фотографию. Но надежда есть.

А на сайте Шона Боннера теперь красуется новая надпись: «Дорогая Марисса, спасибо. Твой интернет».

Дух эпохи

2004 год

Motorola выпускает свой самый успешный телефон — RAZR V3

Выходит игра GTA: San Andreas

В прокат выходит аниме «Ходячий замок»

#Статья #Facebook #Yahoo #Марисса_Майер #Flickr #Катерина_Фейк #Стюарт_Баттерфилд #создатели_Flickr #история_Flickr