Офтоп
Вадим Елистратов

Ложки нет

История создания фильма «Матрица» к его 15-летию

31 марта 1999 года на экраны американских кинотеатров вышел фильм «Матрица» тогда ещё братьев Вачовски — антиутопия о мрачном мире, в котором роботы используют людей в качестве батареек, погружая их в иллюзорный мир, в мельчайших деталях похожий на реальность.

За давностью лет кажется, что «Матрица» стала культовой, едва первые зрители переступили пороги кинотеатров. Не исключено, что так оно и было. 

TJournal вспоминает, как картина создавалась, чем была уникальна и как воспринимается спустя 15 лет со дня своей премьеры.

Со стройки на съемки

Теория о том, что братья Вачовски в буквальном смысле появились из ниоткуда и захватили мир, имеет под собой основание. Воспитанные бизнесменом и медсестрой, они вплоть до середины девяностых занимались строительным бизнесом, рисовали комиксы и никак не проявляли себя в кино: лишь в театре и на ТВ.

Однако первый же их экранизированный сценарий лёг в основу фильма «Наёмные убийцы» с большими актёрами в главных ролях: Сильвестром Сталлоне и Антонио Бандерасом. А вторая их работа, низкобюджетный нео-нуар о двух лесбиянках под названием «Связь» 1996-го года выпуска, уже имела полное право носить звание «фильма братьев Вачовски», позже ставшего чем-то вроде товарного знака. Энди и Ларри выступили при работе над ним сразу в качестве и режиссеров, сценаристов и продюсеров: впоследствии они постоянно придерживались этой модели производства.

Ва-банк

«Матрица», вдохновлённая книгами и комиксами, которыми увлекались Вачовски в молодости, началась с простой идеи о том, что все окружающие нас предметы ненастоящие: это лишь образы, созданные машинами. 

На разработку сценария у Вачовски ушло пять с половиной лет, за это время они проделали титаническую исследовательскую работу и написали 14 драфтов (незаконченных версий, отличающихся между собой деталями) с отсылками к Библии, Марксу, Кафке и «Одиссее» Гомера.

Однако студию Warner Bros. расщедриться на солидный бюджет «Матрицы» заставила не история, полная аллегорий, а стиль, с которым Вачовски её решили подавать. На производство нового фильма братьям требовалось около 80 миллионов долларов, тогда как на свою предыдущую работу они потратили в 18 раз меньше, но даже такие скромные затраты не были отбиты.

Warner Bros. предложила Вачовски вместо 80 миллионов лишь 10, и те взяли деньги, но поставили на них лишь одну сцену — знаменитое вступление с актрисой Керри-Энн Мосс в роли Тринити. На неё ушло 4 месяца тренировок и лишь 4 съемочных дня.

Материал получился настолько сильным (он впечатляет даже спустя 15 лет), что Warner тут же выделила необходимый бюджет на завершение остального фильма. Примечательно, что просмотр этого эпизода стал для Мосс первым разом, когда она увидела себя на экране: раньше она предпочитала этого не делать, но в случае с «Матрицей» не смогла удержаться. Ставка ва-банк, сделанная Вачовски, оказалась выигрышной во всех отношениях, и 10 миллионов не пропали даром.

Следуй за белым кроликом

Примечательно, что рекламная кампания фильма началась с тизер-трейлера, который абсолютно уместно смотрелся бы на экранах и в 2014 году. Сейчас эффектным образом продавать кота в мешке — мейнстрим, взятый на вооружение большими режиссёрами вроде Кристофера Нолана или Джей Джей Абрамса. Тогда же это выглядело смело.

Спустя десятилетия роликов, в буквальном смысле продающих фильмы, подробно пересказывая, что же в них есть хорошего, «Матрица» до самой премьеры лишь ставила вопросы, но не давала на них ответов. 

Любопытным здесь оказался и сам главный герой, подобно Алисе отправившийся в Страну Чудес за татуировкой с белым кроликом. Известный факт, что за первые 45 минут фильма исполнитель роли хакера Нео Киану Ривз произносит лишь 80 строк текста, 44 из которых — вопросы. Более того, впервые озвучить больше четырёх предложений подряд ему позволили только в финальной речи, перед самыми титрами.

В это же время в параллельной вселенной

Как и любой другой культовый фильм, намеренно или случайно, фрагментами или целиком пересмотренный десятки раз, «Матрицу» трудно представить с другим актёрским составом. Чаще всего картину должен вспоминать Уилл Смит, который мог исполнить роль Нео, но отказался в пользу с треском провалившегося вестерна «Дикий, дикий Запад» — самого большого позора в его карьере.

Харизматичного Морфеуса же вместо Лоуренса Фишборна могли сыграть не менее колоритные Сэмьюэл Л. Джексон и Гэри Олдман, а героиня по имени Свитч должна была менять свой пол (и исполнителя роли) при переходе из одной реальности в другую, но Warner Bros. отвергли эту идею на стадии пре-продакшена. 

Широко известен факт, что актриса Керри-Энн Мосс подвернула лодыжку на съемках, но никому об этом не сказала, чтобы её не сняли с проекта: на её роль на стадии подготовки претендовала звезда «Секретных материалов» Джиллиан Андерсон. Меньше всего за свою партию пришлось трястись Хьюго Уивингу: Вачовски заприметили его в фильме «Доказательство» 1991 года и не видели в культовой роли агента Смита никого другого.

Время пули

Несмотря на богатую философию, заложенную в «Матрице», чаще всего за последние 15 лет другие кинематографисты цитировали именно её визуальный образ. Фильм не просто оказался техническим прорывом, каждая экшен-сцена в нём выглядела невероятно свежо и оригинально, словно подводя черту — девяностые закончились, пришло время новых кумиров.

Знаменитый эффект под названием «время пули» изначально планировали снимать дедовским способом, с помощью шарниров, тележек и замедленной съемки, однако все подобные тесты провалились: полёт реальной пули выглядел недостаточно зрелищным, и её решили заменить на компьютерную графику.

Но главным техническим достижением «Матрицы» стала знаменитая сцена, в которой Нео уклоняется от выстрелов вражеского агента, пока камера как будто бы неторопливо облетает вокруг него. На практике же ни один объектив не смог бы двигаться с такой скоростью: их было несколько десятков. Засняв резкий рывок Киану Ривза со множества точек сразу, создатели «Матрицы» смонтировали записи таким образом, чтобы создавалась иллюзия вращения. Затем тело актёра поместили на компьютерный задник и дорисовали пролетающие мимо пули.

Отличный, хороший, плохой

Первая «Матрица» при итоговом бюджете около 63 миллионов долларов собрала в мировом прокате 464 миллиона. У студии просто не было выбора: необходимо было снимать продолжения.

За «Матрицу: Перезагрузку» и «Матрицу: Революцию» Вачовски принято ненавидеть. Оба фильма были сняты в едином производственном процессе и вышли на экраны в 2003 году с разницей в несколько месяцев. Заряженная успехом оригинала «Перезагрузка» заработала 742 миллиона долларов, а финал трилогии — 427 миллионов. Это даже меньше, чем было у первой части.

В экшен-сценах сиквела Вачовски использовали уже полностью компьютерного Киану Ривза, тогда как в оригинале спецэффекты составляли всего лишь пятую часть фильма. Для съемки погони на трассе братья построили закольцованный участок настоящей дороги, но всё это уже не имело никакого значения. Основной посыл истории с каждым фильмом становился всё более запутанным, чтобы прийти к предсказуемому библейскому самопожертвованию.

Сами Вачовски не признают поражения и говорят, что все три фильма должны были быть именно такими: про рождение, про жизнь и про смерть. Среди фанатов трилогии давно ходит слух о том, что изначально для «Революции» планировался другой финал: Нео должен был узнать, что реальный мир, в который он попал из Матрицы, на самом деле лишь ещё один уровень программы, созданный машинами для того, чтобы некоторые особенно свободолюбивые люди жили с иллюзией борьбы. По этой же легенде подобная концовка была отброшена Warner Bros. как слишком мрачная, однако этот факт так и не был документально зафиксирован.

Новая трилогия

В начале марта 2014 года, когда братья Вачовски уже давно перестали быть братьями (Ларри сменил пол и официально стал Ланой), портал Latino Review сообщил, что они начали работы над новой трилогией во вселенной «Матрицы». К сожалению, источник «эксклюзива» трудно назвать надёжным, а студия Warner Bros. так и не потрудилась его подтвердить или опровергнуть.

С другой стороны, успешные франчайзы в последнее время перезапускают практически сразу, а третьей «Матрице» уже больше 10 лет. Когда-нибудь это должно произойти.

У кого пару лет стоял скринсейвер с падающими зелёными буквами, тот я,
Вадим Елистратов,
TJournal

#Статья #Антонио_Бандерас #Киану_Ривз #Матрица #Лоуренс_Фишборн #Кристофер_Нолан #Warner_Bros #Матрица_Революция #Матрица_Перезагрузка #братья_Вачовски #Лана_Вачовски #ложки_нет #кассовые_сборы_Матрицы #Сильвестр_Сталлоне #Связь #Энди_и_Ларри #Библия #Маркс #Кафка #Одиссея #Гомер #Керри_Энн_Мосс #Тринити #Джей_Джей_Абрамс #Алиса_в_стране_чудес #Уилл_Смит #Дикий_дикий_Запад #Сэмьюэл_Л_Джексон #Гэри_Олдман #Доказательство #Хьюго_Уивинг #Джиллиан_Андерсон #время_пули #bullet_time #альтернативный_финал #новая_трилогия_Матрицы