Офтоп
Никита Лихачёв

Разбор полётов: китайская угроза Facebook

Как корпорация Tencent захватила рынок Китая и движется к мировому господству в интернете

Имидж Китая как полузакрытой для внешнего мира страны настолько сильно укрепился в массовом восприятии, что даже в прогрессивной интернет-тусовке и СМИ, обсуждая стартапы и тренды, никто старается лишний раз не упоминать технологические феномены из Поднебесной. Складывается ощущение, что все пытаются оттянуть неизбежное.

А оно не так уж далеко: одна из крупнейших китайских телекоммуникационных компаний, Tencent, разрослась настолько, что масштаб её интернет-сервисов стал представлять угрозу даже для мирового господства Facebook. TJournal устроил Tencent разбор полётов и выяснил, чем компания знаменита, насколько велика и куда движется её противостояние с Alibaba, готовящейся к IPO.

Строящийся офис Tencent

Доминирование на самом прогрессивном рынке интернета, 800 миллионов активных пользователей одного из известнейших коммуникационных сервисов на планете, скупка стартапов одного за другим и постоянные вложения в перспективные компании — нет, это не про Facebook, а про компанию, о которой вы до этого слышали только мельком.

Как выглядит мировая пятёрка крупнейших интернет-компаний по капитализации? Первой на ум приходит Google (365,04 миллиарда долларов), второй оказывается интернет-магазин Amazon (148,34), третьей — Facebook (144,7). А вот на четвёртом месте находится Tencent Holdings (122,07), обогнав всемирно известные Ebay (69,91) и Yahoo (34,58).

Tencent — китайский телекоммуникационный монстр, подмявший под себя практически весь спектр интернет-сервисов и доминирующий на домашнем рынке — разросся настолько, что его стало заметно даже в нетипичных для азиатских сервисов странах. 

Особое внимание на международной арене компания получила после покупки Фейсбуком мессенджера WhatsApp: раз за американский сервис отдали 19 миллиардов (вместе с бонусами команде), то китайский мессенджер WeChat можно оценить в сумму от 35 до 64 миллиардов долларов, посчитали в инвестиционной группе CLSA. В отличие от WhatsApp, требующего платить 1 доллар в год и не собирающегося вводить рекламу, WeChat может активно монетизироваться через привычные для Tencent мобильные игры, рекламу, электронную коммерцию, мобильные платежи и интернет-финансы, а порядок активных пользователей у сервисов приблизительно одинаков.

Минутка истории

Tencent основали в 1998 году два предпринимателя — Чжан Чжидун (Zhang Zhidong) и Ма Хуатен (Ma Huateng), более известный на Западе как Пони Ма (Pony Ma). 

В 1993 году выпускник факультета компьютерных технологий Ма Хуатен зарабатывал 176 долларов в месяц, разрабатывая программы для пейджеров, а в декабре 2013 года он стал вторым самым богатым человеком в Китае с состоянием в 12,1 миллиарда долларов, уступая лишь главе поисковика Baidu Робину Ли. У его коллеги-сооснователя Чжана Чжидуна — 6,6 миллиарда.

Ма Хуатен и логотип QQ в виде пингвина

Компания начала своё развитие с создания мессенджера OICQ — аналога ICQ для PC, сделанного на основе того же протокола — а затем обросла различными сервисами и достигла невероятных размеров. В 1999 году ICQ не имела китайской версии, но стремительно набирающий популярность OICQ, побивший несколько локальных конкурентов, заставил корпорацию Aol подать в суд, и OICQ сменил название на QQ.

Считается, что название QQ происходит одновременно от ICQ и созвучного английского слова «cute» («милый»). В культуре инстант-мессенджеров QQ часто используется вместо смайлика со слёзами из глаз из-за визуальной схожести в начертании букв.

Если коротко, Tencent — это как если бы Facebook, Google, Gmail, Aol, Yahoo, Skype и Twitter объединили под одной крышей и перевели на китайский язык. В этом и заключается стратегия компании: она берёт популярные интернет-сервисы, а затем адаптирует их для китайского рынка, добавляя собственные функции, востребованные в азиатских странах.

Tencent вышла на IPO в 2004 году. С тех пор её акции выросли более чем на 6000 процентов: компания выиграла от растущей экономики Китая и протекционных мер, мешающих иностранным конкурентам вторгнуться на рынок. Однако основной рост ещё впереди: проникновение интернета в Китае составляет всего 40 процентов по сравнению с 80 процентами в США. Помимо прочего, Tencent имеет «подушку безопасности» в виде 5,5 миллиарда долларов наличными.

Изначально Tencent получала доходы с интернет-рекламы и платных подписок на премиум-аккаунты в настольном мессенджере QQ. Около 2005 года занялась монетизацией мобильных чатов с помощью платформы QQ Mobile, а также лицензировала свой логотип в виде пингвина и стала продавать права на его использование в ритейле. С 2008 года основным источником дохода Tencent является продажа виртуальных товаров — премиум-возможностей в широком спектре сервисов компании: например, игровой валюты в онлайн-играх и стикеров в мессенджерах.

В 2001 году южноафриканская медиагруппа Naspers купила 46,5 процента Tencent за 32,5 миллиона долларов. В данный момент Naspers владеет 34 процентами Tencent, но компания известна и в России: ей принадлежит 29 процентов Mail.Ru Group, а в 2013 году она слила в один проект принадлежащие ей сайты объявлений Slando.ru, OLX.ru и Avito.ru.

Портфель сервисов

Самым известным продуктом Tencent является настольный инстант-мессенджер QQ. Изначально созданный как конкурент ICQ, сейчас мессенджер больше напоминает Skype: он поддерживает групповые чаты (до 500 человек), видеозвонки с 20 одновременными участниками, пересылку файлов и разные мультимедийные функции вроде граффити. 

В 2013 году QQ получил клиенты для iPhone и Android. У приложения есть международная версия QQ International с интегрированным переводчиком, однако она не так популярна в других странах, как в Китае.

В 2005 году была создана социальная сеть Qzone, ставшая самой популярной соцсетью в Китае и обошедшая даже Renren, известный аналог Facebook, пользующийся спросом у студентов. По состоянию на начало 2014 года, в Qzone было зарегистрировано около 623 миллионов пользователей. Соцсеть интегрирована в мессенджер QQ: пользователи могут использовать один и тот же аккаунт для входа в разные сервисы, позволяя синхронизировать статус, аватарку и фотоальбомы.

Помимо флагманских продуктов, у корпорации есть несколько проектов-сателлитов, довершающих образ китайского интернет-гиганта. PaiPai.com — сайт пользовательских аукционов по продаже различных товаров, аналог Ebay. TenPay — платёжная система, аналог Paypal. Tencent Weibo — клон Твиттера, основной конкурент Sina Weibo, популярного на китайском рынке.

По аналогии с QIP.ru, Tencent развила свой собственный новостной и развлекательный портал QQ.com, а также создала поисковик SOSO («поиск поиск» по-китайски), до осени 2013 года имевший всего 3,4 процента рынка поискового трафика в Китае. Приобретение крупной доли в другом поисковике Sogou (8,3 процента рынка) за 448 миллионов долларов вывело Tencent на третье место: второе занимает Qihoo 360 (15 процентов), а лидирует Baidu с 70 процентами. Google безнадёжно отстал: по состоянию на середину 2013 года мировой лидер поиска мог похвастаться всего 2 процентами в Китае.

Tencent активно занимается направлением игр, в основном, в жанре MMO и MMORPG. Например, QQ Fantasy использует в себе сюжеты китайской мифологии, а QQ Three Kingdoms рассказывает об эпохе Троецарствия. Помимо ролевых игр есть и различные симуляторы (QQ Nanaimo, QQ R2Beat, QQ PET), а также несколько шутеров. Игры публикуются на платформе QQ Games, по функциональности напоминающей Steam.

Согласно недавнему исследованию, в направлении игр Tencent уже переросла Microsoft. За несколько лет корпорация купила 40 процентов в Epic Games (Infinity Blade, Gears of War, Borderlands, разработчики движка Unreal), Riot Games (League of Legends) и Activision Blizzard, а новые релизы игр на портале QQ Games приносят ей постоянно растущий доход.

WeChat

В 2011 году Tencent запустила свой мобильный мессенджер под названием WeChat (в Китае известен как Weixin). По функциональности он сильно напоминает пресловутый WhatsApp: те же самые чаты, только с большими возможностями для социализации.

Пользователи могут находить друг друга по имени пользователя, сканировать QR-коды, а также находить новых людей при помощи геолокации и функции «встряхивания»: достаточно потрясти смартфоном, чтобы найти готовых пообщаться незнакомцев. Необычный способ знакомства — записать послание в «бутылку» и отправить его в «плавание», пока кто-то из других пользователей не «подберёт» и не ответит.

Несмотря на то, что основной конкурент Tencent, компания Alibaba, никогда ранее не стремился занять нишу социальных сервисов, движение WeChat в сторону интернет-коммерции заставило Alibaba создать собственный мессенджер Laiwang. Основные функции скопированы с WeChat: стикеры, самоудаляющиеся голосовые сообщения, групповые чаты, поддерживающие до 500 человек, но больший упор сделан на микроблоги.

Запустившись в сентябре 2013 года, Laiwang набрал 10 миллионов пользователей за первый месяц работы (WeChat добился 4-5 миллионов за аналогичный период), однако догнать конкурента получится вряд ли: в отличие от мессенджера Tencent, Laiwang пока представлен только на китайском языке.

Заняв доминирующую позицию на домашнем поле, Tencent определённо возложила на мессенджер планы по достижению мирового господства. В январе корпорация запустила рекламную кампанию в США, пообещав подарочный сертификат на 25 долларов каждому, кто пригласит пять друзей. А в 2013 году, когда число пользователей WeChat вне Китая достигло 50 миллионов, для продвижения мессенджера на рынках Индии и Южной Америки Tencent наняла таких звёзд, как футболист Лионель Месси.

По словам представителей WeChat, мессенджер имеет месячную аудиторию в 300 миллионов пользователей. Несмотря на активное продвижение в США, данные по отдельным странам не раскрываются. 

Известно, что WhatsApp имеет большую аудиторию — около 465 миллионов пользователей: значительная часть из них находится за пределами США, но в Азии мессенджер непопулярен. WeChat доминирует в Китае, но на соседних рынках у него есть сильные конкуренты: например, в Японии лидером является Line (около 240 миллионов), который тратит миллионы на маркетинг — в том числе чтобы успеть занять нишу в России.

Схватка двух якодзун

Последние месяцы Tencent агрессивно конкурирует с Alibaba, которая готовится выйти на IPO (её капитализацию оценивают в 150 миллиардов), в том числе на поле электронной коммерции. Недавно Tencent купила за 215 миллионов долларов 15 процентов в JD.com, второй по размеру (после Alibaba) площадке интернет-торговли в Китае, а также вложила 195 миллионов в логистическую фирму China South City Holdings.

По всей видимости, пытаясь снизить оценку соперника и увеличить свою собственную, Tencent агрессивно нападает на Alibaba и в сфере игр: в январе корпорация запустила новую платформу для разработчиков, а в марте купила 28 процентов в корейской компании-производителе игр CJ Games за 500 миллионов долларов.

Как бы то ни было, Tencent контролирует в Китае крупнейшие мессенджеры WeChat, QQ и соцсеть Qzone, с помощью которых она сможет продвигать любые новые продукты; Alibaba не имеет такого преимущества. А вот смогут ли продукты азиатского происхождения победить Facebook с WhatsApp на глобальном рынке в перспективе пяти лет — это большой вопрос.

В конце концов, пять лет назад и WhatsApp не существовало

Но китайский учить надо,
Никита Лихачёв,
TJournal

#Статья #Facebook #WhatsApp #Weibo #Blizzard #LINE #Sina_Weibo #Tencent #Лионель_Месси #WeChat #Epic_Games #QQ #Qzone #Ма_Хуатен #Чжан_Чжидун #OICQ #ICQ #Alibaba #Naspers #Baidu #Riot_Games #Laiwang #Alibaba_IPO #RenRen