Офтоп
Вадим Елистратов

В боулинге с Романом

GTA IV исполнилось шесть лет

29 апреля 2008 года в продажу поступила культовая игра Grand Theft Auto IV — первый и потому многострадальный проект студии Rockstar для игровых консолей PlayStation 3 и Xbox 360.

TJournal вспоминает, как игра создавалась, чем удивила и чем запомнилась.

Долгая дорога к релизу

Как и все последующие проекты студии Rockstar, включая GTA V и Red Dead Redemption, GTA IV представили публике очень рано: между её анонсом и релизом прошло около двух лет.

Большинство современных разработчиков предпочитают сокращать это «окно» до года или даже нескольких месяцев, чтобы не вводить игроков в заблуждение. Нет смысла показывать им детали, которые могут быть вырезаны из финальной версии, или, наоборот, демонстрировать продукт без некоторых запланированных улучшений. Однако в случае с GTA финансовые риски настолько высоки, а потенциальные прибыли настолько огромны, что оповещать публику действительно необходимо заблаговременно.

Так или иначе, первые данные о проекте были почти голым заявлением «мы делаем самую грандиозную штуку в нашей карьере, настоящую GTA следующего поколения, запаситесь терпением». Для демонстрации технологического скачка Rockstar решила вернуть действие в город Liberty City (пародию на современный Нью-Йорк), с которого как раз и началась трёхмерная GTA. 

К моменту анонса весной 2006 года команда из 150 человек делала GTA IV уже два года: за её создание принялись в ноябре 2004-го, сразу после того, как на полки магазинов отправилась GTA: San Andreas для PlayStation 2.

Технологии и амбиции

Переход на новое поколение приставок не прошёл для Rockstar гладко. За год до релиза GTA IV в СМИ начали появляться тревожные слухи о том, что у студии возникли серьёзные проблемы со сложной архитектурой PlayStation 3 (в отличие от Xbox 360 она мало похожа на домашний компьютер), и к разработчикам на подмогу был выслан целый десант инженеров Sony.

В конечном итоге с проблемой так и не справились: версия игры для японской консоли работает в разрешении 1120 на 630, тогда как на приставке Microsoft оно составляет честные 1280 на 720. Обе, впрочем, в сложных сценах сильно тормозят: «новое поколение» приставок оказалось слишком слабым, чтобы удовлетворить амбиции Rockstar. Показательно, что в момент релиза GTA V ситуация стала обратной: на PS3 игра выглядит чётче и работает немного плавнее, чем на Xbox 360.

Одной из ключевых технологических «фишек» нового проекта Rockstar в момент релиза стала технология Euphoria, разработанная британской компанией Natural Motion. Это движок, на лету генерирующий анимацию так, чтобы игровые персонажи выглядели более живыми, обладающими инстинктом самосохранения.

Авторы Euphoria поставили перед собой задачу сделать движения виртуальных человечков в непредсказуемых условиях более реалистичными. С ней персонажи отскакивают в сторону, если на них что-то падает, пытаются удержать равновесие или уцепиться, если у них под ногами нестабильная поверхность и вообще ведут себя не как тряпичные куклы.

Примечательно, что доступная для лицензирования Euphoria так и осталась прерогативой создателей GTA. За исключением неудачного слэшера The Force Unleashed II, спортивного симулятора American football и небольшой мобильной игры Clumsy Ninja для iOS с ней не вышло ни одного крупного проекта от других студий. Тем не менее, Euphoria применялась в Red Dead Redemption, Max Payne 3 и относительно свежей GTA V. Скорее всего она появится и в следующей игре Rockstar.

Последующий релиз GTA IV на PC также не прошёл без запинок. Не самая красивая на свете по тем временам игра требовала невероятного количества оперативной памяти и четырёхъядерный процессор, заставив игроков забыть о том, как они годом ранее жаловались на системные требования шутера Crysis. Действительно «летать» на среднем игровом компьютере GTA IV стала только спустя несколько лет.

Русский след

Главный герой GTA IV Нико Беллик приехал из некой восточно-европейской страны и по канону считается сербом, однако к нему практически сразу прилип образ «русского иммигранта», который Rockstar активно поддерживала. Более того, СМИ быстро заметили сходство главного героя игры с актёром Владимиром Машковым.

Вряд ли студия когда-нибудь выпустит GTA Moscow, о которой испокон веков мечтают российские школьники, завидующие жителям Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, которые узнают знакомые места в любимой видеоигре, поэтому GTA IV вероятно навсегда останется самым «русским» проектом серии.

В игре есть русскоязычное радио, носящее «клюквенное» название Vladivostok FM. На нём звучат песни групп «Сплин», «Ранетки», «Кино» и «Звери». Кроме того, по виртуальному Нью-Йорку можно было рассекать под «Зеленоглазое такси» Олега Кваши: надо ли говорить, что даже спустя 6 лет подобное все ещё кажется немыслимым.

Песня «Кинг-Ринг» тогда ещё популярного белорусского рэпера Серёги, изначально записанная для фильма «Бой с тенью», и вовсе стала главной темой для рекламной кампании игры и попала в один из самых известных её трейлеров.

Сама игра при этом была пропитана едкой сатирой о жизни русских иммигрантов, не боящихся запачкать руки, чтобы залезть вверх по социальной лестнице. Примечательно, что именно на GTA IV Rockstar решила закрыть тему «приезжего»: главным героям GTA V уже не приходилось подрабатывать извозом, так как они с самого начала были состоявшимися жителями города.

Угасшая эйфория

GTA IV остаётся одной из самых спорных игр серии. Как и BioShock Infinite, в момент релиза её буквально носили на руках, но спустя месяцы магия развеялась, а мнения разделились.

На портале Metacritic средняя оценка критиков для неё составляет 98/100 — один из лучших результатов в истории сервиса и лучший в серии GTA. Однако вряд ли у кого-то из игроков в 2014 году повернётся язык выдать четвёртой части подобные титулы.

Прежде всего GTA IV оказалась одной из самых скучных игр франчайза, что особенно заметно после пёстрой и легкомысленной GTA V. Следуя тренду на мрачную палитру (на старте PS3 и Xbox 360 почти все игры были коричневыми), Rockstar приглушила в ней краски и несколько снизила общий градус безумия в угоду реализму. В итоге GTA IV запомнилась многим игрокам скучными курьерскими заданиями и раздражающими сайд-миссиями.

В игру встроили и раздражающую социальную составляющую: второстепенные персонажи постоянно доставали главного героя звонками. Канонический «боулинг с Романом» (кузеном Нико) стал даже своего рода интернет-мемом, обозначающим скуку.

В 2014 году кажется, что шесть лет назад большинство критиков слишком сильно впечатлились масштабом проекта и его техническими достоинствами, не обратив внимание на довольно хаотичный сюжет, неудобные перестрелки, слабый мультиплеер, общее однообразие и другие неприятные нюансы. Впрочем, пародия на американский образ жизни в игре была традиционно остроумна, а грандиозный 100-миллионный бюджет позволил Rockstar создать самый живой на то время виртуальный мир.

PC-версия как вторая жизнь

Rockstar является традиционным консольным разработчиком и периодически полностью игнорирует PC (её Red Dead Redemption на этой платформе так и не появилась), но в последние годы GTA IV остаётся на слуху исключительно благодаря своей компьютерной версии.

С помощью различных модификаций пользователи добавляют в игру новые модели, режимы и возможности. Например, в 2012 году настоящим хитом на YouTube (более миллиона просмотров) стало нелепое видео, в котором Нико Беллика заменили на лошадь. Глюки физического движка и Euphoria превратили эту небольшую забаву в настоящую феерию абсурда.

В то же время игроки до сих пор неустанно трудятся над улучшением графики GTA IV, меняя освещение, текстуры и добавляя пост-эффекты для повышения реалистичности картинки.

Известный блог «игровой фотографии» Dead End Thrills сделал в GTA IV, улучшенной различными модификациями, множество выдающихся снимков.

Победителей не судят

В 2014 году внимание публики уже полностью приковано к GTA V: студия Rockstar молчаливо доводит до ума её многопользовательские режимы и не говорит ни слова о том, появится ли проект на PC, PlayStation 4 или Xbox One. 

Осенью 2013-го игроки получили новый огромный мир для исследования, и в GTA IV с её неудобным управлением и массой очевидных недостатков теперь вернутся, разве что, совсем уж отчаянные люди.

Тем не менее, игра к середине 2011 года продалась тиражом более 22 миллионов копий, став хитом планетарных масштабов и навсегда закрепившись в истории индустрии. К текущему моменту Rockstar уже выпустила почти все трёхмерные части GTA на iOS и Android, поэтому нельзя исключать, что сейчас студия готовит и GTA IV для смартфонов и планшетов. И виртуально поскучать в боулинге с Романом можно будет скучая во вполне реальной очереди в поликлинику.

Уехал в Лос-Сантос, возвращаться не планирую,
Вадим Елистратов,
TJournal

#Статья #приложения_для_iOS #игры #GTA #приложения_для_Android #Rockstar_Games #GTA_San_Andreas #GTA_V #BioShock_Infinite #GTA_IV #GTA_IV_шесть_лет #Red_Dead_Redemption #Нико_Беллик