Офтоп
Никита Лихачёв

Гость TJournal: Максим Кавджарадзе

Член Совфеда об идее и названии проекта «Чебурашка», спутниковом интернете, ГЛОНАСС и уходе из-под крыла США

Каждую неделю TJournal приглашает к себе в гости интересных деятелей интернета. На этот раз мы поговорили с Максимом Кавджарадзе, членом Совета Федерации и партии «Единая Россия», резко ставшим известным в Рунете после его инициативы создания проекта «российского интернета» под названием «Чебурашка».

В чём идея проекта «Чебурашки»? Он будет существовать отдельно от интернета или будет как-то встраиваться? Будет локально существовать в России?

Идея в том, чтобы создать новый канал связи. Не отдельный от остального мира — Европы, США, Канады или ещё кого-то, а собственный, независимый от других стран.

Это будет спутниковая связь. На орбиту выведут определённую группу микроспутников на высоту от 200 до 750 километров, сигнал которых будет покрывать всю поверхность Земли. В любой стране можно будет получать и передавать информацию, будь это платёжная система или переписка в соцсетях.

Вот если я пользуюсь мессенджером и подключён через эту систему, получается, что информация будет передаваться одновременно по двум каналам? В случае, если один из них откажет, будет работать второй?

В том числе. У вас будет выбор, через какой канал выходить в сеть. Вы же пользуетесь не только Mastercard или Visa, вы можете использовать и сбербанковскую карточку или American Express, но деньги-то всё равно придут. Не важно, через какую платёжную систему вы отправляете деньги, главное, что они доходят.

Вы выбираете тот канал связи, который оптимальнее и удобнее для вас — это самое главное. Средняя скорость домашнего проводного или мобильного соединения — от 10 до 80 мегабит в секунду, а мы предлагаем не менее 100 мегабит в секунду. У нас будет ещё один способ выхода в интернет, по всему миру. Никакого роуминга.

Но важно то, что наши специалисты, студенты технических вузов, начнут развивать смежные профессии. Мы начнём создавать свою элементную базу, готовить программистов, инженеров-электронщиков, у нас молодежь сможет начать новый бизнес.

То есть «Чебурашка» — это скорее идея интернет-провайдера, а не самой системы интернета?

Идея стандарта связи. Сейчас принят закон о транспортной безопасности: на бортах воздушных лайнеров должны быть установлены камеры, которые в режиме реального времени должны передавать картинку на землю. Но на деле никто к этому не готов. Спутники, которые есть сейчас, передают сигнал для телевидения. Скорость у них очень слабая: так выстроены они на орбите, что очень часто теряется сигнал, и проверка захвата связи требует нескольких минут. Пока непонятно, как будет происходить даже это: весь мир боится терроризма, и каким-то образом нужно оградиться от него, а как при этом лайнеры будут передавать картинку, никто не понимает. И сколько будет стоить этот трафик?

Группировка микроспутников, которую мы предлагаем — это новая разработка. На сегодняшний день мы используем чужую базу: сейчас вводят санкции, и даже те специалисты, которые заняты в разработках, зависят от этого напрямую. Вот что-то там введут, и элементную базу покупать нашим запретят.

Что вы имеете в виду под элементной базой?

Транзисторы, микросхемы, микропроцессоры, различные компоненты — всё, что связано с созданием электроники. А так мы сможем не покупать, а производить своё.

Вы проводите какую-то параллель между тем, что происходит сейчас с GPS и ГЛОНАСС? То, о чём говорил Рогозин. Это стимулирует развитие ГЛОНАССа?

Конечно, стимулирует. Я вам приведу элементарный пример: когда мы в 90-е годы получали гуманитарную помощь куриными окорочками, мы полностью загубили своё сельское хозяйство. Как только министр сельского хозяйства — на тот момент это был Гордеев (Алексей Гордеев, губернатор Воронежской области — прим. TJournal) — стал ограничивать ввоз этой курятины, у нас на такой же объем поднималось собственное производство. Мы можем покупать хлеб за границей и не иметь собственных пекарен, но если нам в определённый момент скажут: «Вы знаете, у нас самих хлеба не хватает, не можем поставлять», в результате мы без хлеба должны остаться? Это неправильно.

Параллель понятна, но пока нас вроде бы никто не ограничивал в использовании интернета. Насколько я знаю, никто чисто технически и не может этого сделать.

Я вам говорю не про ограничения, а про то, что мы как суверенная страна должны развивать собственное направление по созданию элементной базы. У нас есть вся таблица Менделеева: редкоземельные металлы, кремний, все кристаллы для микросхем. Почему мы должны продавать это всё за границу и покупать готовые комплектующие, а наши специалисты должны оставаться без работы?

Почему мы не можем всему миру дать альтернативный канал связи? Пусть европейцы пользуются нашей спутниковой связью.

Я, например, знаю, что многие европейские страны пользуются ГЛОНАСС. Есть одна компания там, они делают беспилотные вертолёты и работают через ГЛОНАСС.

Хотелось бы услышать конкретику от вас по поводу «Чебурашки». То есть это спутники, новый интернет-провайдер?

Это новый стандарт связи, спутниковый.

Спутниковый интернет давно существует же и всегда считался нестабильным каналом связи.

Он просто очень дорогой и предоставляет низкую скорость, и его используют в труднодоступных регионах по всему земному шару. А здесь мы предлагаем сделать новый канал, с новыми спутниками, где, во-первых, цена будет невысокой…

А почему цена будет невысокой? Вы делали какие-то расчёты?

Я же не специалист, не учёный в этой отрасли. Есть группа учёных, которая работает над этим. В ближайшее время эта группа ученых проведет пресс-конференцию, где они всё расскажут, как и что они собираются делать.

Они это в «Сколково» разрабатывают?

Нет, не в «Сколково», в институтах и научно-производственных объединениях. Ещё раз подчеркну: это орбитальная группа спутников на трёх высотах, новый стандарт связи, который обеспечит доступ в интернет по всему земному шару.

Просто вы ранее говорили немного другие вещи: то, что «Чебурашка» — это информационная система, и создав такую систему, мы можем уйти из-под крыла США.

США точно так же защищается, как и любая другая страна. На сегодняшний день вся информация идёт через железо, которого у нас нет и которое мы покупаем у США. А надо, чтобы мы сами делали.

Вы имеете в виду роутеры, сервера, маршрутизаторы.

То, что называется элементной базой. Если у нас будет своя элементная база, ничто не помешает нам производить те же роутеры и сервера.

Почему пользователю нужно перейти на новый канал связи? Большая скорость — это главное преимущество?

В том числе скорость, но самое главное — это покрытие. В любой точке земного шара, в Нигерии, на Северном полюсе, везде — вы можете идти с телефоном и быть постоянно онлайн.

Вы это сейчас говорите на основе той информации, которую получили от группы учёных, название которой вы пока не раскрываете?

Да, совершенно верно.

А у вас есть представления о сроках или стоимости?

Пока преждевременно об этом говорить.

Проектом будете вы заниматься?

Я не буду заниматься такими проектами, я не учёный. Этим будут заниматься научно-производственные объединения, а я всего лишь законодатель.

А на законодательном уровне нужно принять какую-то норму, чтобы обеспечить появление проекта?

Сейчас никаких норм принимать не надо. Если потребуются законодательные акты, будем публично обсуждать.

Тогда я не очень понимаю, зачем нужно ваше участие.

На самом деле, вы просто не услышали, о чём идёт речь. Возьмите подоплёку вопроса, а потом поймёте.

Подоплёка в том, что вы заявили о необходимости резервного канала связи.

Да, и меня услышали. В результате к нам стали обращаться учёные, молодёжь, которая интересуется и занимается этим вопросом, просит её привлечь. У нас в регионах оказалось очень много ребят, мне в приёмную присылают предложения с описаниями проектов, просят подключить их в этот процесс, состыковать их с учёными. В том числе и в моём регионе (Кавджарадзе находится в Совфеде от Липецкого собрания депутатов — прим. TJournal).

Не очень понимаю, насколько это ваша профильная деятельность.

Я представляю интересы своих избирателей. Если молодые специалисты из моего региона заинтересовались этой проблемой, моя прямая обязанность — представлять их интересы. Сделать так, чтобы они могли работать, получать образование и дальше планировать свою жизнь.

Кто-то из известных людей уже поддержал проект «Чебурашки»?

Вот недавно поддержал Эдуард Успенский, писатель, автор Чебурашки. Многие поддерживают.

Но и есть такие, которые думают, что у них хотят отнять интернет: пришёл какой-то Кавджарадзе, который хочет всё отнять и сделать «Чебурашку». Нет, интернет никто отнимать не хочет.

А почему тогда все так считают?

Так пишут. Я отбирать интернет ни у кого не собираюсь и не могу сделать этого в принципе.

Почему вы вообще назвали его «Чебурашкой»?

Просто для того, чтобы привлечь интерес у людей. «Чебурашки» ни у кого нет, и действительно, Чебурашка — он нашего, российского происхождения.

У меня остался только последний, классический вопрос: с каких трёх сайтов вы начинаете свой день? Читаете ли какие-нибудь издания?

Я начинаю свой день с физкультуры, а не с интернета. Для чтения новостей у меня есть помощник, который занимается прессой, внимательно за всем следит и докладывает мне.

Святая троица

Сайты, с которых Максим начинает каждое утро

Максим не начинает свой день с интернета

#Интервью #Гость_TJournal #GPS #ГЛОНАСС #Чебурашка #Максим_Кавджарадзе #Дмитрий_Рогозин #спутниковый_интернет #роутеры #маршрутизаторы