Офтоп
Вадим Елистратов

Больше не один

Редактор TJournal о том, как одиночные игры на E3 2014 превратились в вымирающий вид и почему Half-Life 3 в этой связи никогда не выйдет

С 10 по 12 июня в Лос-Анджелесе прошла главная игровая выставка планеты E3. По ней принято определять, в каком направлении будет двигаться вся игровая индустрия в ближайшие несколько лет.

Вопреки большинству предсказаний основным трендом 2014-го стала не виртуальная реальность — она только начинает делать свои первые шаги в сторону действительно массовых проектов — а окончательная победа многопользовательских игр над одиночными.

По результатам E3 2014 сложилось впечатление, что через пару лет без друзей за приставкой и компьютером будет делать решительно нечего. 

Редактор TJournal объясняет, как и почему это происходит и почему в этом нет ничего плохого.

Без друзей ты букашка

Показательно, что журналистов у лос-анджелесского Convention Center, дома E3, в этом году первым делом встречала гигантская растяжка с четырьмя стоящими плечом к плечу ассасинами. Ещё до открытия самой выставки не трудно было догадаться, в каком направлении французский гигант решил повести свою флагманскую серию игр.

Как выяснилось позже, то была лишь вершина айсберга. Практически всё, что Ubisoft представила в ночь с 9 на 10 июня по Москве, было создано для развлечения нескольких игроков.

После E3 пользователи Reddit прозвали 2014-й «годом кооператива»

Первая демонстрация Assassin's Creed: Unity — кооператив (прохождение сюжетной миссии вчетвером), первое видео геймплея Far Cry 4 — кооператив, очередной ролик экшена The Division — кооператив, дебют Rainbow Six: Siege — мультиплеер, основанный на мельчайших командных взаимодействиях. 

Даже единственная гоночная игра, показанная издателем, носит характерное имя The Crew («команда, шайка, экипаж»), базируется на «отрядах» водителей и продвигается со слоганом «Никогда не катайся в одиночку». Само собой, на артах всех этих проектов в обязательном порядке изображено несколько равноправных силуэтов.

Апогеем «кооперативности» Ubisoft стал момент, когда на презентации Sony компания сообщила, что владельцы Far Cry 4 на PlayStation смогут пригласить в игру даже тех друзей, которые не приобрели её. Станет ли это в будущем популярной практикой? Весьма вероятно: ведь сами игры без пары соратников заметно потеряют в привлекательности.

Уклон других издателей в это направление был менее явным, но всё же заметным. Например, на презентации Electronic Arts балом правили Battlefield: Hardline и Star Wars: Battlefront — многопользовательские до мозга костей шутеры. 

По слухам, мультиплеером в открытом мире обзаведётся даже сиквел Mirror's Edge. По поводу перезапуска Mass Effect и новой гоночной игры от создателей Burnout в этом отношении тоже сомневаться не приходится.

Кроме того, портал Game Informer признал главной игрой выставки E3 2014 Evolve — ассиметричный (один из друзей выступает в роли вражеского монстра) кооперативный шутер от создателей Left 4 Dead.

The Division и Destiny

Вряд ли кто-то станет спорить, что помимо мифической MMO под кодовым именем Titan, разрабатываемой в стенах Blizzard, двумя самыми амбициозными проектами в игровой индустрии ближайших лет являются The Division от Ubisoft и Destiny от создателей серии Halo.

Причём, в случае с Destiny издатель Activision открыто заявляет, что за подобными проектами будущее. А он уже не раз убедительно показывал свою дальновидность: чего только стоят Call of Duty и Skylanders.

Классические многопользовательские шутеры вошли в период стагнации (посмотрите на Battlefield 4 и Call of Duty: Ghosts), и даже Titanfall, на который возлагали много надежд, не сильно изменил ситуацию к лучшему.

Activision и Ubisoft убеждены, что следующим этапом развития жанра должны стать MMO-шутеры, в которых границы между одиночной игрой, мультиплеером и кооперативом окончательно сотрутся.

Многие игроки задавались вопросом, чем же подкреплён астрономический 500-миллионный бюджет Destiny, потому что в роликах она походила на банальную смесь Bordelands (большие зоны для кооператива) и Halo (механика стрельбы и мультиплеер).

Однако закрытая альфа-версия, стартовавшая в июне, окончательно развеяла все сомнения. Destiny — не пострелушка на несколько вечеров, а грандиозная платформа с потенциалом на годы вперёд, новый World of Warcraft, в котором механику ролевых игр заменили на любимую всеми стрельбу.

И в ней игрок никогда не остаётся один. Даже если у него нет друзей в PlayStation Network или Xbox Live, он обязательно встретит кого-нибудь «живого» по пути и сможет позвать его путешествовать вместе.

Долгая дорога к кооперативу

Нельзя сказать, что доминирование мультиплеерных игр стало для кого-то неожиданностью. Наоборот, это результат многолетней эволюции. В 2014 году кооператив или многопользовательский режим зачастую является либо основной, либо главной составляющей большинства игр. Даже GTA V не выглядела бы столь свежо, если бы поверх привычного каркаса на неё не нарастили мультиплеерную песочницу.

Многие современные проекты ищут компромиссные варианты. Например, в экшене Watch Dogs игрок волен проходить кампанию в одиночку и игнорировать возникающие тут и там мультиплеерные миссии, однако рано или поздно к нему обязательно без спроса кто-нибудь вторгнется. Watch Dogs своей концепцией, подсмотренной у Dark Souls, кричит о том, что многопользовательский режим — уже не вопрос выбора.

Почему Half-Life 3 может никогда не выйти

До того, как великая и несомненно дальновидная компания Valve погрузилась в долгое молчание и занялась созданием собственной игровой платформы, она выпустила кооперативные Left 4 Dead и Left 4 Dead 2. А в момент релиза Portal 2, также имеющей режим прохождения для двоих, она сообщила, что, скорее всего, больше не будет делать проекты с одиночной кампанией.

В таком контексте отсутствие Half-Life 3 кажется абсолютно логичным. Серия Half-Life целиком и полностью сконцентрирована вокруг личности молчаливого Гордона Фримэна: в игре его никогда не показывают от третьего лица — все сцены только с видом из глаз. 

Кооператив же просто камня на камне не оставит от этой концепции: герои будут обязаны болтать друг с другом, а один игрок так или иначе окажется в унизительной роли помощника главного героя. 

Мы так и не увидели Half-Life 3 не потому, что Valve не в состоянии переплюнуть своё гениальное творение, а потому что сама суть серии противоречит современным стандартам игровой индустрии.

Почему смещение в сторону мультиплеера — единственный вариант

Безусловно, одиночные игры никуда не денутся, просто потому, что жанры вроде хоррора предполагают отсутствие болтливого товарища, разрушающего атмосферу. Та же серия Dead Space резко перестала быть пугающей ровно в тот момент, когда Electronic Arts пошла на поводу у моды и ввела в неё кооператив. Да и на E3 была показана масса проектов для стандартного соло: от Batman: Arkham Knight до The Witcher 3.

Однако сокращение количества чисто одиночных проектов скорее положительно для индустрии, так как мультиплеер является для неё естественным путём развития. За последние пять лет все самые интересные события в индустрии так или иначе были связаны с многопользовательской составляющей игр.

Даже гениальный многослойный сценарий BioShock: Infinite меркнет на фоне новых методов взаимодействий между пользователями, родившихся в зомби-песочнице DayZ. И пока Кену Левину (автору BioShock) предлагают перестать заигрывать с индустрией и написать книгу (уж слишком в его проектах много текста), становится понятно, что сюжетные игры окончательно зашли в тупик, а будущее подобных развлечений — в развитии новых видов социализации.

Многопользовательские проекты поглотят индустрию и по более банальной причине: они очень нужны издателям. Игра-сервис решает массу проблем, включая пиратство (та же Destiny на торрентах лишена всякого смысла), и создаёт надёжные каналы поставки контента: игрокам куда проще продать дополнение для любимого многопользовательского проекта, чем абсолютно новый продукт.

Царство мультиплеера в конце концов прекрасно коррелирует с развитием нашего общества. Даже такие консервативные занятия, как просмотр фильмов и сериалов, сейчас всё чаще сопровождаются «вторым экраном» с интерактивом. Да и сами шоу вроде «Игры престолов» лучше смотреть по мере выхода, потому что процесс их переработки социальными сетями едва ли не интереснее, чем само действо на экране.

Время перемен

Происходящая трансформация неизбежно оттолкнёт от себя массу игроков, за несколько десятилетий привыкших избегать командной игры. Впрочем, в данном случае речь идёт скорее об идейных луддитах: ведь любые недостатки мультиплеерных игр в сравнении с одиночными уже давно и успешно сглаживаются во многих популярных проектах.

Та же серия Battlefield ежедневно доказывает, что кинематографичность и зрелищность никуда не исчезает, если по карте носятся десятки живых игроков, а Titanfall с его «массовкой» из пушечного мяса — что многопользовательский режим не всегда связан с высокой сложностью, и плавную кривую роста легко создать даже в нём.

Тем, кто собирается и дальше связывать свою жизнь с играми, сейчас можно посоветовать только одно — завести несколько друзей со схожими увлечениями, купить хорошую гарнитуру и пристегнуть ремни. Самое интересное только начинается.

Либо ты в кооперативе, либо уходи,
Вадим Елистратов,
TJournal

#Колонка #Call_of_Duty #Игра_престолов #Blizzard #PlayStation_4 #Battlefield_4 #Electronic_Arts #GTA_V #World_of_Warcraft #Half_Life_3 #The_Division #Лос_Анджелес #Call_of_Duty_Ghosts #DayZ #Titanfall #Mass_Effect #Watch_Dogs #Destiny #Ubisoft #Assassin_s_Creed_Unity #E3_2014 #Mirror_s_Edge #Battlefield_Hardline #The_Crew #Far_Cry_4 #Rainbow_Six_Siege #Skylanders #кооперативные_игры #мультиплеерные_игры #Convention_Center #PlayStation_Plus #Xbox_Live_Gold #Burnout #Game_Informer #Left_4_Dead #Evolve #Activision #Bordelands #Dark_Souls #Left_4_Dead_2 #Portal_2 #Гордон_Фримэн #Dead_Space #Кен_Левин