В сердце чёрной дыры Материал редакции

Шеф-редактор TJournal о вышедшем в прокат РФ космическом эпосе «Интерстеллар» Кристофера Нолана

6 ноября на российские экраны вышел новый фильм режиссёра Кристофера Нолана «Интерстеллар». В нём культовый постановщик, для которого придумали термин «артбастер» (авторский блокбастер), замахивается на вопросы космических масштабов и пытается определить будущее человечества как вида.

Шеф-редактор TJournal посетил пресс-показ картины и написал о том, что у Нолана получилось, а что — нет.

Из кукурузы к звёздам

Странная ирония судьбы: «Интерстеллар» в своём вступлении очень сильно похож на последнюю (прямо скажем, чудовищную) часть «Трансформеров». На доме главного героя в исполнении Мэттью Макконахи нет американского флага, красиво развевающегося в лучах закатного солнца, но принцип здесь примерно тот же: отец, вдовец и хорошо образованный человек живёт с детьми на простой американской ферме и как будто бы прямо из неё вылетает навстречу к звёздам вершить судьбу мира.

Тут невольно вспоминаются и «Знаки» Шьямалана и финал «Тора»: первый сохранял компактность для саспенса, второй — из-за бюджетных ограничений. В «Интерстелларе» вроде бы никаких ограничений нет, но зрителю всё равно пытаются показать катастрофу планетарных масштабов с помощью захолустной фермы, в паре часов езды от которой за колючей проволокой припаркован космический корабль, способный долететь до Сатурна.

Мотивы Нолана в данном случае понятны — он пытается сконцентрировать внимание зрителей на истории одной семьи, однако эта ферма у привыкшего ко всесильности современных блокбастеров зрителя создаёт чувство клаустрофобии. Что стало с большими городами? Почему индийский беспилотник летает над США? Появляется ощущение, что Макконахи спасает не целый мир, а дом посреди поля, на котором одна за другой перестают расти сельскохозяйственные культуры. Ближе к финалу режиссёр это чувство только усугубляет.

Тайна третьей планеты

Даже самые отъявленные фанаты Кристофера Нолана вряд ли будут спорить с тем, что режиссёра можно охарактеризовать как талантливого зануду. После премьеры «Начала» многие зрители отмечали, что он показал едва ли не самые скучные сновидения в истории кино: в его фантазиях люди грезят о подвижных архитектурных конструкциях, бесконечных серых блоках из стекла и металла и милитаризированных базах в горах.

В «Интерстелларе» Нолан не стал нарушать традицию и показал столь же скучные инопланетные миры, каждый из которых так или иначе представляет собой пустыню, в которой глазу просто не за что зацепиться. С одной стороны, это делает фильм приземлённым и реалистичным, с другой — наводит на мысли об ограниченности фантазии автора.

Удобным сюжетным ходом с возникшей в нашей галактике кротовой норой, которая могла привести смелых путешественников куда угодно, режиссёр дал себе возможность показать самые невероятные миры, но почему-то выбрал те, что выбрал.

Фантастика для прагматиков

Несмотря на свой статус прорывного постановщика, Нолан остаётся на удивление старомодным. Он игнорирует 3D, предпочитает цифре плёнку и принципиально отказывается от спецэффектов, если без таковых можно обойтись.

Последнее зачастую одновременно негативно и позитивно сказывается на его фильмах: например, летательный аппарат Бэтмена он снимал в Нью-Йорке, подвесив модель в натуральную величину на тросах, что выглядело правдоподобно, но убивало динамику в сценах с его участием.

«Интерстеллар» страдает от тех же проблем. После «Гравитации» с её сверхдетальными разрушениями и фотореалистичной графикой фильм Нолана выглядит гостем из прошлого, в котором космические корабли снимают с помощью миниатюр на тросиках. От этого одна из самых динамичных сцен картины смотрится довольно блекло, а во всех остальных чувствуются ограничения, присущие старым фильмам вроде «Космической одиссеи», к которой режиссёр неоднократно отсылается.

Однако когда Нолан всё же добирается до компьютерной графики, на экране творится настоящая магия. Сцены, в которых герои приближаются к чёрной дыре и кротовой норе — главное и лучшее, что есть в фильме. Спецэффекты для них были построены по математической и физической модели физика Кипа Торна, сделавшего во время работы над фильмом несколько открытий. Он уверяет, что в «Интерстелларе» показана самая реалистичная чёрная дыра в истории кино, способная удивить даже учёных.

Теория относительности

Если говорить о сюжете, то в этом отношении «Интерстеллар» является лебединой песней Нолана, собирающей все основные черты его творчества последних лет. Здесь есть и заигрывания со временем, заметно усложняющие повествование, и возможность набить диалоги энциклопедическими знаниями и в, конце концов, место для парадоксов: всё, что угодно, лишь бы зритель (как в «Начале» и «Помни») чувствовал себя невероятно умным, пока его мозг на практике занимается чем-то вроде разгрузки вагонов с информацией: будь то уровни сновидений или скорость течения времени рядом с чёрной дырой.

Однако, в отличие от «Начала», сюжет «Интерстеллара», от которого когда-то отказался Стивен Спилберг, почти постоянно угадывается на полчаса вперёд. Предсказуем и финальный сюжетный поворот, который должен был изящно закольцевать историю, но на практике лишь добавил оставленных без ответа вопросов.

Сентиментальность Нолана, неофициально посвятившего фильм своей дочери, сыграла с картиной и злую шутку: на определённом этапе режиссёр заставляет учёных, окружённых со всех сторон неизмеримым количеством абсолютной пустоты, на полном серьёзе начать строить предположения о том, что любовь является неизученной физической силой. Эти строки, по его словам, Нолан добавил в фильм самостоятельно в последний момент, и поэтому к реальной науке они не имеют никакого отношения.

Учёные в фильме ведут себя не лучше своих коллег из «Прометея» Ридли Скотта. Например, они узнают, что по неизведанной планете друг за другом ходят огромные волны методом тыка (где все средства наблюдения с воздуха?), а в условиях жёсткой экономии времени не используют робота, который, как выясняется, может переносить человека с огромной скоростью. О выходке одного из героев на второй планете даже говорить не хочется.

В свою очередь, от игр со временем страдает и сюжетная линия об отношениях отца с детьми. По щелчку пальцев превратив заплаканную девочку, провожавшую взглядом удаляющийся пикап отца, в 37-летнюю Джессику Честейн, Нолан теряет контакт персонажа со зрителем. В дальнейшем он использует её лишь в качестве сюжетной функции, но не героя со своим внутренним миром. Впрочем, режиссёра, по традиции делающего своих героев вдовцами, регулярно пинают за слабые женские персонажи.

Пока на Земле разворачивается копеечная драма о том, как молодое поколение преодолевает инерцию мышления дедов и учится верить в отцов, катарсисом которой становится подожжённое кукурузное поле, в космосе разыгрываются «Десять негритят» с гибелью по одному члену экипажа за раз.

По-настоящему диалоги в фильме оживают только раз: когда герой Мэтта Дэймона объясняет экипажу, что тому нужно мыслить о выживании человеческой расы в целом, отринув образы конкретных людей. В остальное время картина демонстрирует, что называется, «lazy writing» (слабый текст), за который её пожурили американские кинокритики.

Мрачный прогноз

Внимание: в последующих двух абзацах излагается общее направление, в котором двигается сюжет фильма, без конкретики о финале.

Как говаривал писатель Артур Кларк: «Существует две возможности: либо мы одиноки во Вселенной, либо нет. Обе одинаково ужасны». Если не углубляться в конспирологические теории и забыть про парадокс курицы и яйца (главный герой не полетел бы, если бы не полетел), Нолан выбирает одиночество, и это придаёт его истории про победу людей несколько пессимистичный оттенок. 

В его версии событий человечество может полагаться только само на себя, и помощь к нему может прийти только от будущей более продвинутой версии нашей расы. Внимание на этом лишний раз концентрируется с помощью безжизненных планет, на которые так и не прилетел метеорит, запустивший эволюцию.

Этот приземлённый подход одновременно характеризует как самого Нолана, так и его фанатов. Он, как и свойственно зануде, больше интересуется реалистичным изображением чёрных дыр и думах о человечестве в целом, чем о своих героях, а фантазию погребает под грудой учебников по физике.

«Интерстеллар» получился полной противоположностью «Аватару» и «Гравитации». Несмотря на то, что действие эпоса Джеймса Кэмерона о синих трёхметровых людях происходит на другой планете, фильм рассказывает о том, что мы прежде всего должны беречь свой дом — Землю. Аналогичный посыл читается и в «Гравитации» с её враждебным космосом и финалом, в котором героиня выходит на берег подобно первым земноводным.

Нолан же предлагает бросить родные чертоги и, не оглядываясь, отправиться навстречу неизвестности, в которой в конечном итоге не находит ничего кроме отражения нас самих. Этот факт и стремление режиссёра к тотальному реализму неизбежно разделят зрителей на два лагеря, в котором одни хотят, чтобы в научной фантастике было побольше науки, а другие — фантастики.

Любители повсеместного реализма будут от «Интерстеллара» в восторге, а те, кто ищет в подобных фильмах эскапизма будут давиться зевотой и поглядывать на часы, с нежностью вспоминая о том, как свистел ветер в ушах Джейка Салли во время первой пробежки по Пандоре.

Десять Ноланов из десяти,
Вадим Елистратов,
TJournal

{ "author_name": "Вадим Елистратов", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u043e\u0440","\u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u044f","\u043f\u043e\u043c\u043d\u0438","\u043d\u043e\u043b\u0430\u043d","\u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u043e","\u043a\u0438\u043f_\u0442\u043e\u0440\u043d","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0441\u0442\u0435\u043b\u043b\u0430\u0440","\u0437\u043d\u0430\u043a\u0438","\u0433\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f","\u0430\u0432\u0430\u0442\u0430\u0440"], "comments": 334, "likes": 57, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 52936, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 07 Nov 2014 13:45:12 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
Best running routes nearby
Fitness tracker with amazing paths
Комментарии

Медленный браслет

42

Такими запилами про Фон Триера и айфон Вадим смахивает больше всего нынешнюю пресловутую "илиту" лет 17ти, боготворящую нонконформизм и смотрящую ТОЛЬКО андеграундное кино, находя, к примеру, в "Свадебной вазе" или "Человеческой многоножке" гораздо больший смысл, чем в том же якобы попсовом "Форресте Гампе".
До "Интерстеллара" еще не добрался, но замечу, что за последние 20 лет только два блокбастерных режиссёров донести реальный месседж - Нолан и Финчер.
P.S. А Триер не более чем культовый чернушник. Лучше уж тогда Линча или Кубрика глянуть.

Почтовый дым

32

Правильно делает то отказывается от 3D. Ибо оно - это простое удвоение цены билета.

Древний калькулятор

37

Мои 5 копеек.
Я люблю работы Нолана, но не все.
Мне сложно было смотреть и понять "Помни"(в силу возраста,тк смотрел в детстве).
Ужасно не понравился темный рыцарь третий, как и первый(да, они ужасны).
Что касается самого "Интерстеллара"
Мое понимание мира обрело иной смысл. Вот сидишь на паре в универе, смотришь по сторонам, а видишь пыль.
Пыль которая создает иллюзию жизни, масштаб. Мы песчинки в этом мире(бесконечности), наша обыденность настолько незначительна... И вот иду по улице, смотрю в небо, а отвести взгляд не могу. От этой пустоты.Холодной, манящей.
Наверное, в 1968 г. люди выйдя из кинотеатров, смотрели в небо. Думали о бесконечности. И история повторяется в 2014. Но поверьте, она не повторялась в 2013 после "Гравитации", как и после "Аватара".
Спасибо за внимание, пойду смотреть на звезды.

Офтоп
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽
Обсуждаемое
Путешествия
Как я получила визу в США со второй попытки
Делюсь опытом и не развеиваю миф о том, что русской незамужней девушке иммиграционного возраста сложно получить туристическую визу в штаты.
Новости
Правообладатели отключили серверы плеера Moonwalk, который использовали пиратские сайты в России
Система была популярна среди пиратских онлайн-кинотеатров.
Новости
Учительница в Альметьевске заклеила первоклассникам рот скотчем. Теперь её действия проверит прокуратура
Педагог уволилась на следующий день по собственному желанию.
Популярное за три дня
Новости
Правообладатели отключили серверы плеера Moonwalk, который использовали пиратские сайты в России
Система была популярна среди пиратских онлайн-кинотеатров.
Интернет и мемы
Настоящий патриот
Новости
В США мужчина преодолел 564 километра ради секса с несовершеннолетней, но она оказалась полицейским под прикрытием
Теперь ему грозит до 10 лет тюрьмы.
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovy", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbk", "p2": "gnwc" } } } ]