Офтоп
TJ

Если бы Глебу Капустину удалось посмотреть «Интерстеллар» Статьи редакции

Андрей Коняев о фильме «Интерстеллар» и его гиперкритиках

Автор: Неизвестен

Сооснователь SMM-агентства «Мохнатый сыр» и кандидат физико-математических наук Андрей Коняев по просьбе TJ поделился своими мыслями о нашумевшей научно-фантастической картине «Интерстеллар».

У Шукшина есть такой рассказ, «Срезал» называется. Главный герой — мужик Глеб Капустин, который известен в деревне одним: он очень ловко ставит на место заезжих. При гостях, других деревенских, он ввязывается в спор — обычно о вещах, в которых ничего не понимает — и ловким словесным поносом затыкает их. Логики, рассуждений там не наблюдается, зато есть природный напор. В результате заезжие сидят как оплеванные, ничего не понимая, Глеб торжествует, деревенские довольны. В этом нет ничего удивительного, ведь нет ничего приятнее для обывателя, чем видеть, что звезды сделаны из такого же говна, как и он сам.

Впрочем, речь не об этом. Глеб известен в деревне как очень умный мужик. В конце двадцатого века для такой фигни даже термин придумали — гиперкритичность (не путать с гиперкритицизмом — это из истории). Суть в том, что критические, агрессивные высказывания часто воспринимаются, как более интеллектуальные, умные (про это Wired как раз писали). Ругает — значит разбирается, если коротко. Глеб — идеальный гиперкритик, поскольку его нападки питаются только злобой, завистью и собственной ограниченностью. Ничего на самом деле он не знает, ничего не умеет, только и может самоутверждаться за счет других.

***
Когда Шукшин писал свой рассказ, интернета не было. С его помощью озлобленные собственной ограниченностью индивидуумы получили доступ к аудитории. И сейчас Глебушки Капустины срезают всех семь дней в неделю, двадцать четыре часа в сутки. За примерами ходить далеко не надо.

Вышло недавно прекрасное кино «Интерстеллар» Нолана. Про космос, про открытия, про прогресс. Так получилось, что в титрах фигурировало имя Кипа Торна — одного из крупнейших из ныне живущих астрофизиков, большого популяризатора науки, которого, конечно, не заподозришь в том, что он мало знает о космосе. «Ах так! — подумали гиперкритики, — Этот режиссер думает, что он умнее нас. Надо осадить этого наглеца, напомнить ему, что он такое же говно, как и мы. А может, и хуже». Ну и принялись напоминать.

Начнем с того, что Торн не консультировал фильм. Торн — один из его авторов. Он почти 20 лет вынашивал идею этого фильма, написал 8-страничный синопсис. Лет десять назад кино должен был снимать Спилберг, но не срослось — режиссер поругался с Paramount, которая занималась работой над фильмом. В результате пришлось искать нового режиссера, им стал Кристофер Нолан. Откуда я это узнал? В Википедии прочитал, правда, английской. У меня просто возник вопрос, насколько Торн участвовал в производстве — консультировать можно по-разному — и я нашел на него ответ. Гиперкритики не нашли.

***
Самое крутое, однако, когда гиперкритики начинали критиковать физику. Вот, мол, хрен-пойми-кто из Оклахомского университета сказал, что для существования кротовой норы нужно много энергии, а, значит, всё враньё. Или, скажем, кривизна пространства у кротовой норы должна быть как у черной дыры (что-что, простите?). Проблема тут в том, что среди гиперкритиков не очень много людей, которые разбираются в физике.

Если коротко, то кротовая нора, как в фильме, — это особое решение уравнения Эйнштейна (норы еще называются мостами Эйнштейна-Розена, помните, по которому Тор на Землю попадал в киновселенной Marvel?). Открытие этих решений в свое время вызвало у физиков бурю возмущения — что за хрень, какая-то штука позволяет обгонять свет? Действительно, если пролететь через такую нору, а потом посмотреть в телескоп на вход, то, при удачном стечении обстоятельств, можно будет увидеть самого себя в эту дыру залетающим.

Но, к счастью, в науке заявление о том, что что-то невозможно, должно быть доказано. То есть, прежде чем открывать рот, нужно доказать, с формулами и прочей фигней, что устойчивых кротовых нор не существует. Пока этого сделать никто не смог. Более того, вопрос о существовании таких нор и классификации метрик, их допускающих, до сих пор открыт. Что бы там ни говорил хрен-пойми-кто из Оклахомского университета.

Да, а глупость про черную дыру и кротовую нору возникла потому, что первые кротовые норы были открыты Шварцшильдом при изучении черных дыр. Которые он же и открыл. Такой вот обломок физики застрял у кого-то в голове.

***
Впрочем, у фильма есть слабое место — это место про черную дыру. Считается, что попав за горизонт событий, ничто не сможет его покинуть. Это верно только в рамках теории относительности. Если мы добавляем в картину мира квантовую механику, то все становится гораздо сложнее. Например, оказывается, черные дыры могут излучать, словно абсолютно черные тела, а значит, им можно приписать температуру. Это излучение — то самое, которое открыл Стивен Хокинг, пытаясь объединить квантовую механику и физику, то самое, которое используется для объяснения того, куда пропали образовавшиеся после появления Вселенной микроскопические дыры (они испарились).

Буквально в последние несколько лет стало понятно, что с черными дырами все очень плохо. Точнее, не вдаваясь в подробности, квантовая механика, теория относительности и теория струн в окрестности горизонта событий черной дыры вообще не дружат. Одна требует, чтобы регион вокруг дыры ничем не отличался от любого другого региона пространства, другая — чтобы информация сохранялась, а, значит, если ничто не может покинуть черную дыру, то для этого должен быть какой-то неизвестный механизм.

Наконец, теория струн, точнее AdS/CFT- двойственность говорит, что теория гравитации на одном пространстве — это квантовая теория на другом. А значит, механизма, останавливающего информацию, просто не должно быть. Фантастическая часть фильма заключается в том, что главные герои решают этот парадокс в пользу теории струн и оказываются правы. Информацию из черной дыры передать можно, и это те самые «квантовые данные» (наверное, термин из теории, над которой трудился Брент), которые необходимы для завершения единой теории всего.

Дело в том, что теория струн — это на самом деле семейство теорий, параметризованное возможными геометриями нашего пространства. Штука в том, что экспериментально проверить эту самую геометрию пока не получается, поэтому какая именно из теорий имеет отношение именно к нашему миру — загадка. Именно эту загадку и удается решить дочери Купа. Вполне возможно, для решения было достаточно знать какие-то вещи наподобие температуры, спектра излучения и прочих привычных вещей. Кто знает, как там эти теории развиваются в будущем?

***
«Интерстеллар» — это хорошая научная фантастика в самом классическом смысле этого слова. Здесь источником сюжета являются реальные научные теории, эффекты, сама наука.

Но дело не в этом.

А в том, что невеселое будущее в начале фильма — это будущее гиперкритиков. Мир, которым управляют Глебы Капустины. В нем нет инженеров, потому что они слишком выделялись. Были слишком умными. Занимались космосом, когда надо были сажать пщеницу, поэтому их и посрезали. Даже лунная программа — это попытка обанкротить СССР ровно потому, что такую реальность гиперкритикам проще принять и понять.

Чем больше я смотрю на это, тем сильнее сомневаюсь в том, что такое человечество заслуживает спасения. Разве что критики.

Андрей Коняев,
специально для TJ

0
112 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Абстрактный дебаркадер

Спасибо, Андрей, согласен целиком и полностью. Кстати, на съемочной площадке вместе с Кипом Торном работала наша соотечественница Елена Мурчикова, физик-теоретик, специалист по теории струн. Интересные подробности рассказывает о подготовке и процессе съемки, рекомендую: http://trv-science.ru/2014/11/11/v-chernykh-dyrakh-i-mezhdu-zvezd/

35
Абстрактный дебаркадер

Самое смешное, что направлений критики три:
1) "Я у мамы инженер" - Необходимо ругать научную подоплеку картины подкрепляя это тем, что создатели говорили про привлечение серьезных экспертов из науки. Факт того, что привлекались они для создания ВИЗУАЛИЗАЦИЙ и графики следует опустить - ну мелочи какие право слово! Зато покажешь, что не зря отсидел 4 курса на галерке в платном отделении Мордовского Техникума №38
2) "Эстет" - Возразите, что в фильме как таковом ничего нового нет, Нолан скатился в самоотвор, а Ханс Циммер насилует ваши уши из раза в раз, но, похоже, делает это одним и тем же треком! Вопиющее безобразие - нужно срочно поведать об этом миру, и тогда ваша жизнь станет лучше, волосы мягче, а кожа чистой и гладкой
3) "Дед-говноед" - Никаких правил здесь нет. Кричите, ругайтесь, почаще произносите "Все было круто! Все понравилось!" и "6/10" в одном предложении. Практической ценности никакой, но все поймут, что вы тоже при делах

На самом деле хайпа вокруг фильмов Нолана особо не понимал, но всегда смотрел с интересом (и кино, и на споры вокруг), и на просмотре я не задумывался о глубине подоплеки, а вспоминал Гагарина, Стругацких и "марсианские хроники" Бредбери. Любое кино такого масштаба - это что то личное. Нечто, что следует пережить и осознать, а не выплескивать в лицо оппоненту слабоперевареной массой.

Особенно, если забываешь, что такое "магия кино"

18
Абстрактный дебаркадер

Вот да, Бредбери! Я то всё не мог понять на что похож Интерстеллар по атмосфере, да и по посылу.

0
Абстрактный дебаркадер

все ждал что сейчас Макконахи в черной дыре телефон достанет и Доктору позвонит )

–1
Абстрактный дебаркадер

вспоминал Гагарина, Стругацких и "марсианские хроники" Бредбери.

и, неожиданно, Носова )). очень трогательный трейлер вот:

0
Абстрактный дебаркадер

Вот Коняев -- молоток не начинает занудное нытьё про неэмоционального "скучного" консерватора Нолана, предсказуемые сюжетные ходы, а зрит в то, что это хороший и относительно реалистичный sci-fi очень вовремя появившийся в противовес комиксовому потоку.

Есть надежда, что таких фильмов будет появлятся всё больше.
Пока самый долгожданный -- новеллизация блестящей книги"The Martian" от Ридли Скотта.

17
Абстрактный дебаркадер

Комментарий удален по просьбе пользователя

6
Абстрактный дебаркадер

Inception переплюнул же.

0
Абстрактный дебаркадер

Достойный ответ на известно какую статью.

15
Абстрактный дебаркадер

Тсс, он наблюдает

22
Абстрактный дебаркадер

Мне неизвестно. Можно ссылочку?

0
Абстрактный дебаркадер

Комментарий удален по просьбе пользователя

1
Абстрактный дебаркадер

Коняев крутой. Отлично описал. Мне еще понравилось, как Виталий Егоров (известный многим как Зеленый кот) написал:
"После "Интерстеллара" хотелось бежать в лабораторию, запускать синхрофазотрон и прогревать токамак - скорее-скорее жизнь коротка, а столько законов физики еще не открыто и не проложен путь к звездам."
Это главное ощущение от фильма.

15
Абстрактный дебаркадер

Господи, Коняев совершенно, абсолютно прекрасен. Полюбил его ещё больше.
Под его словами про гиперкритиков готов подписаться (под каждым, дважды, кровью), а научные пассажи изложены максимально просто, даже я понял бОльшую часть.

12
Абстрактный дебаркадер

На старом TJ здесь могла бы начаться "научная" гиперкритика Коняева.

А по сабжу, спасибо за текст! Интересно и доступно.

11
Абстрактный дебаркадер

Единственный, кто может критиковать физику в "Интерселлере"

8
Абстрактный дебаркадер

Единственный, кто может критиковать роботов в "Интерселлере"

5
Абстрактный дебаркадер

Да хотя бы факт, что этот фильм пробуждает у обычных людей, вроде нас, интерес к космосу, астрофизике хотя бы на уровне канала "Ted-Ed", уже очень круто.

4
Абстрактный дебаркадер

Я обратила внимание, что многие в отзывах об Интерстелларе стали тыкать друг в друга книжками, и это меня выбесило больше всего.
«Лучше почитайте Хокинга/Лема/Тейяра де Шардена/Бредбери/Уэллса о_О, чем писать свои комментарии».
«Если вам не понравился Интерстеллар, то идите и читайте сначала 5 томов введения в астрофизику». Как будто это был не просмотр фильма на досуге в вечер пятницы, а контрольная по астрономии.

4
Абстрактный дебаркадер

Просто когда воинствующие критики хором начинают верещать, что это не физика, что не реалистично и вообще фантастика какая-то с какими-то измерениями, - что тут еще можно посоветовать, кроме изучения матчасти?

8
Абстрактный дебаркадер

Если в отзыве комментатор заостряет внимание на несоответствие физики в фильме к физике в мире, где мы живем, то другие комментаторы имеют право направить автора отзыва изучать физику этой Вселенной, если тот действительно заблуждается.

И некоторые люди, наверное, разные цели преследуют при просмотре фильма, кто-то хочет просто расслабиться, а кто-то хочет насладиться изображением реального мира.

4
Абстрактный дебаркадер

Я если что очень люблю НФ и популярную астрономию, только вот отзыв на фильм как список литературы (часто очень сложной) мне кажется скорее жестом самолюбования, чем хорошим советом.

1
Абстрактный дебаркадер

Да что ж такое, это не отзыв на фильм, а контраргументы критикам!

–3
Абстрактный дебаркадер

Просвещайтесь. Такие вещи надо знать каждому, не только на контрольной. Это же, черт возьми, знание об устройстве мира. Как это может быть неинтересно?!

Коняев правильно написал, такое человечество не заслуживает спасения.

1
Абстрактный дебаркадер

Мне кажется Катерина говорит о том, что не стоит считать оппонента дурнее тебя, если он с тобой в чем-то не согласен. Ведь может быть и наоборот)

1
Абстрактный дебаркадер

Комментарий удален по просьбе пользователя

3
Абстрактный дебаркадер

Автор хорошо и правильно пишет, но почему в фильме как раз проблема горизонта событий и закона сохранения информации для зрителя не раскрывается? Ему просто говорят - ничто не может покинуть горизонт событий, и через 20 минут ГГ успешно его покидает. О струнной теории там не было сказано ни одного слова, даже термин не был произнесен. Если бы на этих моментах сильнее заострил свое внимание режиссер, вместо сопливой стандартной драмы, фильм бы от этого только выиграл. Я конечно понимаю, что фильм снимался для массового зрителя, и режиссеру не хотелось грузить его терминами, но хотя бы на пальцах можно было попытаться объяснить что к чему. Все же проблема не только в Глебах Капустиных, но и в завышенных ожиданиях на волне хайпа.

2
Абстрактный дебаркадер

Ну, наверное потому что фильм и не претендует на хардкорную научность. Фильм всё-таки для массового зрителя, которому за три часа упрощённо пытаются объяснить что к чему, а не прочитать курс астрофизики.

2
Абстрактный дебаркадер

В том то и дело, что не пытаются.

2
Абстрактный дебаркадер

Читаю такие комментарии и понимаю -- бесполезно.
Просто фильм не для вас, ребята. Признайтесь уже, что вы не можете в четырёхмерный гиперкуб. Всё.

0
Абстрактный дебаркадер

Аргументировано. Куб пятимерный, к слову.

2
Абстрактный дебаркадер

Хотите со мной поговорит о струнной теории, многомерных бранах, локализации и компактизации?

0
Абстрактный дебаркадер

Мир, которым управляют Глебы Капустины.
------------------------
Глеб Капустин был деревенским мужиком, по этому не факт, что он бы не выжил в мире Интерстеллара. Выращивал бы кукурузу (в условиях Алтайского края она растет) и в ус не дул. А вот современные Глебы это да. Вмиг бы перемерли в глобальной катастрофе.

2
Абстрактный дебаркадер

Интерстеллар на самом деле дает такой нефиговый ответ на вопрос, в чем смысл жизни. По сути весь фильм и есть ответ. По крайней в моей системе мира.

2
Абстрактный дебаркадер

В чём же смысл, бро?

0
Абстрактный дебаркадер

Это то, благодаря чему спаслось человечество в фильме, в одном понятии, в одном слове, которого нет. То, что смогло перевесить чашу весов.

0
Абстрактный дебаркадер

Только мост называется мостом Эйнштейна-Розена, а не Розенберга все же

1
Абстрактный дебаркадер

К слову, если мне не изменяет мой склероз, через этот мост может проскочить только фотон и только в одно мгновение времени (т. е. в реальной жизни у него нулевая вероятность это сделать).

0
Абстрактный дебаркадер

Это если речь идет про прям классический мост Эйнштейна-Розена. Самый первый вариант решения. Есть и проходимые норы. Называются они (СЮРПРИЗ!) норами Морриса-Торна. Того самого Торна, который фигурирует в колонке

7
Абстрактный дебаркадер

Не споря с научной частью сюжета Интерстеллара, сильно разочаровали элементарные логические нестыковки, вроде включения в команду внезапно свалившегося на голову Макконахи, крайне рискованного спуска на планету, где за час проходит 7 лет, вместо того чтобы за более краткий срок осмотреть другие. Да и, собственно, люди будущего, освоившие 5-ти мерное пространство попроще способ передачи формулы не могли выбрать? Что, разумеется, не отменяет того факта, что Интерстеллар - лучший научно-фантастический фильм за последние годы и на огнетушителях там в космосе не перемещаются.

1
Абстрактный дебаркадер

Я тоже не хочу спорить о вещах, которых не знаю, но если о фильме говорят "настоящая научная фантастика" я хочу, чтобы мне объяснили в фильме хотя бы чуть-чуть, например, как можно выжить только на кукурузе ; почему чтобы вывести на орбиту шатл нужна ракета, а с планеты у которой притяжение больше, она не нужна; почему "ледяные облака" не падают; чуть-чуть объясните, как главный герой оказался в будущем, чтобы самого себя направить туда же - ведь это замкнутый круг получается. Я молчу о мелочах, как негр, который не постарел за 23 года, как сильный ветер не влияет на походку людей, хотя именно такие моменты определяют мое отношение к фильму

2
Абстрактный дебаркадер

единственный вопрос который меня мучал весь фильм: из чего они делают пиво? всё остальное можно допустить. но пиво! не из кукурузы же!

0
Абстрактный дебаркадер

Ну про включение макконахи вроде нормально объяснили — нету больше пилотов с опытом. А вот с этой планетой действительно очень тупо, зачем они вообще туда полезли. Да и то, что они по передатчик не поняли — знатный фейл.

1
Абстрактный дебаркадер

Прошу прощения за спойлер, но с просмотра фильма меня мучает один вопрос. Если Макконахи был привидением у дочери, то зачем и кому он передал сообщение "stay", ему ведь не было смысла ограждать самого себя от поездки, он все уже знал на тот момент. Однако, тогда для кого было передано сообщение? Для дочери?

2
Абстрактный дебаркадер

кратко о статье; фильм хороший, потому что у него хорошая научная база и вообще Кип Торн

0
Абстрактный дебаркадер

Держите еще пост на тему #Интерстеллар :) В последнем проекте мы спрятали «пасхальное яйцо»: заходите на aeroplan.ru и два раза кликайте по айфону в шапке сайта.

P.S. Кто-нибудь хочет сходить в IMAX с оригинальной звуковой дорожкой ?

–13
Абстрактный дебаркадер

Там очень много диких ошибок, и не только в астрофизике. Другой вопрос, что научная точность не может являться критерием оценки фильма, если она не объявлена таковой авторами.

–8
Абстрактный дебаркадер

Началось. Давайте поступим так - вы назовете ОДНУ, на ваш взгляд самую главную астрофизическую ошибку, и мы о ней поговорим

2
Абстрактный дебаркадер

Я же написал, "не только в астрофизике". Про черную дыру написали вы в статье. А я говорил не про нее.
Главная глупость - это их космический шаттл, которому для выхода на орбиту Земли нужна двуступенчатая ракета, а для взлета с более массивной планеты достаточно собственных двигателей.

–1
Абстрактный дебаркадер

Во-первых, не диких, во вторых, не ошибок а художественных допущений.

1
Абстрактный дебаркадер

Нет, и диких, и ошибок. "Художественные допущения" не могут быть противоречить здравому смыслу любого человека без образования и с IQ чуть выше обезьяньего.

–3
Абстрактный дебаркадер

Я, например, разочаровался в фильме, потому что не знал, что иду на фантастику :) Мне, почему-то, казалось, что это будет типа "Гравитация". То есть, из науки возьмут только то, что знают и снимут "реальный" фильм. Ну, то есть, может и заебись бы было с кротовыми норами, но падение в черную дыру и зацикливание сюжета меня просто убили. Ну это мои проблемы.

Еще очень сильно напрягали нелогичный (сугубо на мой взгляд) поступки героев. Ну не поверил я...

В целом, очень люблю околонаучные вещи. TED, Космос: пространство и время, Нил Деграс Тайсов - УАН ЛАВ.

0
Абстрактный дебаркадер

Вам финал "Гравитации" показался реалистичным? А причина катастрофы? Совершенно верно, это только ваши проблемы, чему верить. А фильм вполне научен, даже сверхнаучен, что некоторые даже обвиняют Нолана в занудстве и "отсутствии фантазии".

0
Абстрактный дебаркадер

Лооол, я просто фигею от местных олухов. Да, финал "Гравитации" был реалистичен.

крупно облажались в некоторых переломных местах

Привет, Глуб.

0
Абстрактный дебаркадер

А что в "Гравитации" было ненаучно? Они, конечно, крупно облажались в некоторых переломных местах, но фильм снимался как реализм, так никто не нырял в кротовые норы. Я от "Интерстеллара" ждал реализма и просто не знал, что иду на научную фантастику.

–1
Абстрактный дебаркадер

Не скажу, что испытал по поводу "Интерстеллара" какой-то неземной восторг, но кино в целом понравилось. Хороший образец нормальной научной фантастики, в которой интересны не столько боевые сцены и технические подробности, сколько отношения между людьми, поставленными в подобные фантастические обстоятельства. Напомнило по проблематике Брэдбери и других классиков. Редкое по нынешним меркам кино, снятое причём с присущим пожалуй только Голливуд пафосом и размахом.

0
Абстрактный дебаркадер
0
Абстрактный дебаркадер

Я думаю, про этот фильм забудут через полгода. Он не обречен стать классикой, как "Космическая Одиссея: 2001" Кубрика. Хотя, по уровню задаваемых вопросов можно было бы претендовать на такой статус, но слишком адаптировали под широкие народные массы и кассовые сборы. Ну и ляпы конечно. В масштабных вопросах может и потрудились, а вот над мелочами не подумали. Например, почему для отрыва с Земли взлетала двухступенчатая ракета, а с других планет уходили в космос на легком летательном аппарате, хотя гравитация была схожей с земной? Или откуда вообще взялся свет на планете в системе черной дыры?

–3
Абстрактный дебаркадер

Про ракету Коняев все доходчиво объяснил в ветке выше, почитайте. А что же такого выйдет в течение полугода, что все потеряют память? Хоббит? Сомневаюсь, что Интерстеллар канет в небытие, но уверен, что Глебов Капустиных уж точно не вспомнят.

0
Абстрактный дебаркадер
–14
Абстрактный дебаркадер

Хуйла.

0
Читать все 112 комментариев
null