Офтоп
Виктор Степанов

Крепостная книжка

Как появились и почему до сих пор не исчезли паспорта

В середине ноября депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьёв предложил обязать всех, кто впервые получает российский паспорт, приносить торжественную клятву на верность родине, её народу и конституции. По мнению политика, такая церемония позволит гражданам почувствовать себя жителями большого и великого государства.

Инициатива стала далеко не первой попыткой тем или иным образом изменить существующую в стране паспортную систему. TJ попытался разобраться, как возник и как со временем эволюционировал в России институт общегражданских паспортов, а также почему их вообще до сих пор не отменили.

Ворота особого режима

Историки считают: первые упоминания о прообразе всех современных паспортов можно встретить ещё в Библии. Описывая времена правления царя Артаксеркса I, одна из книг Ветхого Завета рассказывает о специальном документе, который выдавался при переходе человека из одного города в другой и гарантировал его безопасность и защиту во время путешествия.

В Средневековье паспорта фактически представляли собой особые грамоты, выдававшиеся в первую очередь бродягам, солдатам и людям, приехавшим из заражённых чумой стран. Такие бумаги позволяли отличить обычного путешественника от нищего бездомного или больного человека, а также предотвращать дезертирство в армиях.

Само слово «паспорт», изначально означавшее грамоту, позволявшую «входить через порт» (portus), то есть прибывать куда-либо через главные городские ворота, получило широкое распространие только к XVI-XVII векам. К тому времени во Франции, немецких княжествах и большинстве других европейских стран сложились системы учёта граждан при их перемещении не только через границы, но и внутри самого государства.

Приезд посольства царя Московии на заседании представителей штатов в Гааге, 1631 г.

К середине XIX века паспорта стали сдерживать промышленное развитие Запада и от них постепенно стали отказываться. Передвигаться по Европе в течение нескольких десятилетий можно было практически без документов. Во многом этому поспособствовало бурное развитие железных дорог. Пассажиров, пользовавшихся поездами, становилось всё больше, и отслеживать их многочисленные переезды из одной страны в другую было затруднительно.

Возрождение паспортной системы началось только после Первой мировой. Усилившийся во время военных действий контроль на границах привёл к появлению специальных пунктов досмотра. В то же время распространение фотографии впервые сделало обязательным вклейку в паспорт изображения его владельца — словесного описания внешнего вида оказалось уже недостаточно. Война также привела к введению системы въездных виз как вторичных документов, подтверждающих право на пересечение границы.

С появлением различных международных договоров и объединением стран Европы в Европейский союз, паспорта в большинстве западных стран окончательно закрепились в роли документа, удостоверяющего личность при путешествиях. Внутри страны для подтверждения своей личности жители в большинстве случаев могут обойтись идентификационной карточкой или водительскими правами.

История российской паспортной системы куда более сложна и запутанна.

Пашпорт или клеймо

Особые грамоты, позволявшие русским купцам выезжать за границу и там торговать, стали выдаваться ещё в середине X века. Упоминания об этом можно найти в летописях.

Для основной массы населения никаких удостоверяющих документов тогда не существовало. С развитием налоговой системы в Киеве и Новгороде людей стали «учитывать», то есть заносить в специальные книги, по которым вёлся контроль за их платежами.

Кроме того на Руси долгое время действовал так называемый принцип «знатка»: у любого человека, который не принадлежал к той или иной общине, должен быть поручитель из членов общины, подтверждавший бы его личность.

Благодаря учёту населения, собирать налоги значительно проще.

В 1200-х годах у покидающих Великий Новгород жителей уже были «проезжие грамоты». Позже такие же бумаги стали выдавать не только тем, кто покидал княжество, но и въезжавшим в него иностранцам.

Окончательно механизм выдачи «проезжих» или «отпускных» свидетельств закрепил свод судебных законов 1497 года. Формально такие грамоты могли выдаваться в том числе и холопам, но со временем круг тех, кто мог выписывать документы крепостным, существенно сузился.

Настоящие паспорта («пашпорта») появились при Петре I. Несколькими указами царя в стране была окончательно закреплена система, при которой даже для перемещений из города в город или из уезда в уезд требовалось специальное разрешение.

За контроль перемещений отвечали местные воеводы. Им предписывалось не пропускать людей без паспортов, а у любого путешественника требовать «пашпорт или проездное письмо». Чтобы получить такое письмо, нужно было иметь достаточные основания для переезда, а также доказать факт неучастия в тех или иных постоянных работах.

Одновременно подвергались контролю и все, кто принимал у себя на постой едущих из одного города в другой людей. Жители Санкт-Петербурга, например, должны были сдавать властям специальные «ведомости» с отчётом о том, кто и когда у них останавливался и были ли у них при этом надлежащие документы, бумаги или «поруки» (поручительства о благонадёжности).

Стоит отметить, что «Проездные грамоты» активно подделывали, поэтому ещё долго в стране сохранялась система «заклеймённых» — тем, кого поймали в пути с подложными документами, вырывали ноздри, обрезали уши или ставили клеймо на лоб в виде орла.

Получить необходимые документы для отъезда куда-то сложнее всего было крестьянам. К 1724 году в России закрепилась система специальных «отлучных» или «покормёжных» бумаг для крестьянского сословия. «Отлучные» давались тем, кто ехал на работу в пределах своего уезда. Такой документ могли также получить помещики и приказчики. «Покормёжная» нужна была тем, кто собирался в другие уезды. Во второй половине XVIII века за выдачу краткосрочных (до года) или долгосрочных проездных документов и паспортов нужно было платить специальную пошлину. Обычно она составляла от 10 копеек до рубля.

Поездка одобрена

С одной стороны, паспортный механизм существенно упростил налоговый учёт, с другой — документы ещё долго оставались рукописными, что приводило к их частой подделке или покупке за взятку. «Печатные пашпорта» появились только благодаря указу 1803 года и распространялись на купцов, крестьян и мещан.

Специальный « Устав о паспортах и беглых» требовал не только проверять документы при путешествии между городами, но и, к примеру, вселять людей в квартиры только при предъявлении паспорта. Задержание полицией с просроченным паспортом грозило арестом на двое или трое суток с последующей высылкой по месту постоянного проживания. Если же человек и вовсе не мог подтвердить свою личность, его приравнивали к бродяге и могли отправить в ссылку в Сибирь «на водворение».

Дворянам паспорт был ни к чему. Достаточно было показать грамоту, подтверждавшую благородное происхождение.

Единственным сословием, которого паспортная система не затрагивала, был дворяне. Лицам дворянского рода позволялось не иметь никаких проездных документов, а удостоверением их личности служила «грамота на дворянское достоинство».

Самым серьёзным законодательным нововведением в паспортной системе империи стало положение «О видах на жительство», принятое в 1894-м и вступившее в силу в 1895-м году. Положение регламентировало, какая информация должна в обязательном порядке заноситься в паспорт, а также вводила книги записи и учёта всех паспортов в местах их выдачи (прописка паспорта).

Как и раньше, в месте постоянного проживания паспорт не требовался, однако для выезда более чем на 50 вёрст или более чем на шесть месяцев, его уже нужно было получить. В соседние волости можно было выехать на сельскохозяйственные работы без паспорта и на больший срок.

Получили паспорта в основном мужчины. Жёны, сыновья до 18 лет и дочери до 21 года просто заносились в бумаги главы семейства. Женщина могла подать прошение о выдаче паспорта только с разрешения супруга.

Положение ввело также бессрочные паспортные книжки для не задействованных на службе дворян. Получить такую можно было в полицейском управлении. При прохождении службы все необходимые бумаги выдавались по месту её прохождения.

Паспортные книжки с указанием имени, фамилии, особых примет, семейного положения, места жительства и вероисповедания оставались главным документом царской России вплоть до революции.

Параллельно с внутренними паспортами с петровских времён существовали и их аналоги, служившие удостоверением для выезда за границу. В XVIII веке для отъезда за рубеж нужно было купить за плату загранпаспорт в Коллегии иностранных дел.

Такие паспорта выдавали практически беспрепятственно вплоть до 1831 года. Тогда было введено ограничение, согласно которому дети от 10 до 18 лет должны были воспитываться в России, чтобы не потерять право на дальнейшую госслужбу.

Уехать за границу надолго позволялось, но отказ вернуться в установленный срок, расценивался как государственное преступление. Российским подданным из числа дворян можно было находиться за пределами империи до пяти лет. Купцам, ведущим дела в Азии, — до семи лет. Для других сословий предельный срок составлял три года.

Получить заграничный паспорт можно было у градоначальника или губернатора, предоставив справку из полиции об отсутствии препятствий к отъезду, а также по поручительству знакомого «надёжного лица». При этом часто выдача документов легко осуществлялось коррупционным путём. За деньги оформить всё необходимое для выезда можно было буквально за полчаса.

Трудовой документ

С приходом к власти большевиков паспорта отменили. Декрет ВЦИК от 11 (24) ноября 1917 года уничтожал все существовавшие на тот момент сословия и гражданские чины. Без них любые удостоверяющие личность документы автоматически становились простыми бумажками. Во многом отмена паспортов была не столько идеологическим, сколько рациональным политическим решением — в условиях революции и гражданской войны слабо поддающаяся контролю внутренняя миграция увеличилась до небывалых масштабов и вести какой бы то ни было учёт стало невозможным.

Одновременно с отменой внутренних паспортов новые власти ужесточили контроль за выездом и въездом в страну. Для попадания в РСФСР стали требовать паспорт, заверенный советским представителем за рубежом, располагавшимся в Стокгольме. При этом даже с разрешением на въезд все путешествующие подвергались тщательному досмотру с возможной конфискацией любых «подозрительных и опасных» документов и вещей.

Идея навсегда избавиться от паспортов в СССР так и не стала реальностью.

Походившая на хаос свобода от паспортов длилась почти год. В октябре 1918-го на смену царским паспортным книжкам пришли книжки трудовые. Предполагалось, что теперь именно они должны были стать главным удостоверением личности, так как именно трудовая деятельность становилась в стране определяющим гражданина фактором. Трудовую можно было получить в том числе и сдав свой старый паспорт.

Новый процесс учёта налаживался с трудом. Даже в Москве и Санкт-Петербурге книжки удалось выдать далеко не всем. Случаев дезертирства, мародёрства и бегства с рабочих мест меньше не становилось.

В 1920 году специальная инструкция НКВД предписывала начать регистрацию граждан с помощью «паспортов и временных свидетельств». Получить их можно было только в управлении милиции уезда или города.

Однако в 1923 году рухнула и эта модель. Декретом ВЦИК органам самоуправления и милиции запрещалось тем или иным образом стеснять свободы передвижения граждан по РСФСР — селиться дозволялось где угодно. Получить удостоверение личности сроком на три года можно было исключительно по желанию. Никакого наказания за отсутствие документа не предусматривалось.

В 1925 году советскими властями также было принято постановление «О прописке». Жителям вменялась обязанность регистрироваться по месту жительства, однако на деле это была лишь формальность — сделать это можно было по любому документу вплоть до профсоюзного билета.

Практически полная свобода перемещения, как внутри страны, так и при выезде из неё сохранялась до начала 30-х годов. После отказа от принципов НЭПа (новой экономической политики) и охватившего СССР голода, паспорта решено было вернуть.

Начиная с 1932 года паспорт должны были получать все жители СССР старше 16 лет, проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках. Начиная с этого момента паспорт стал единственным документом, способным подтвердить личность человека. Кроме того, вводилась обязательная прописка паспорта — встать на учёт, предоставив свои данные в милиции нужно было не поздее 24 часов с момента прибытия на новое место жительства. При отъезде более чем на два месяца с учёта нужно было сняться.

В советских документах указывалось не сословие (их упразднили), а так называемое социальное положение — отметка о том, что человек является рабочим, колхозником или занимается другим видом деятельности.

Для выезда за рубеж постепенно была введена система выездных виз. Многочисленные ограничения делали поездку за границу практически недоступной для подавляющего большинства граждан СССР.

Период полусвободы

Общегражданский паспорт остался главным удостоверением личности в России и после развала Союза. В настоящее время паспортные данные требуются для оформления различных госуслуг, при покупке билетов на поезда, автобусы и самолёты внутреннего сообщения.

Летом 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев также подписал постановление правительства, согласно которому предъявлять паспорт необходимо для получения доступа к публичным сетям Wi-Fi. Нововведение вызвало широкий резонанс, однако позже Минкомсвязи пояснило, что мера касается только так называемых пунктов коллективного доступа к сети, существующих в основном на почтовых отделениях.

Института прописки в России формально не существует. Все граждане обладают правом свободного перемещения по территории страны. Но при длительном пребывании вне постоянного места жительства требуется пройти процедуру временной регистрации.

Личность российского гражданина за границей удостоверяет заграничный паспорт. При необходимости в него необходимо проставлять въездные визы. Выездные визы на момент написания этой заметки в российском законодательстве предусмотрены не были.

***

С 2015 года в России должно начаться введение нового вида удостоверяющих документов — универсальной пластиковой карты, вроде тех, что сегодня существуют на Западе. Проект позиционируется как отличный способ избавиться от устаревшей системы бумажных паспортов, однако на деле свободнее граждане себя вряд ли почувствуют.

Бумажные паспорта сохранят, а карта сможет заменять их только в определённых (далеко не во всех) случаях. Отменять общегражданские паспорта не будут как минимум до 2030. Временная регистрация, по сути напоминающая ещё петровские порядки въезда и выезда из городов, судя по всему, также останется ещё надолго.


Уши, лапы и хвост, вот это всё,
Виктор Степанов,
TJ

#Статья #история #паспорт #прописка #визы #как_появились_паспорта