Офтоп
Виктор Степанов

В интернет «утёк» проект правил поведения журналистов «Эха Москвы» в соцсетях

В интернет «утёк» предварительный текст правил поведения сотрудников «Эха Москвы» в соцсетях, который в настоящее время составляется на радио. Журналисту Олегу Кашину 2 декабря удалось получить доступ к документу, а издание Roem.ru опубликовало ссылку на его копию на сервисе Google Drive.

Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов

Обновлено: добавлен комментарий помощника главного редактора «Эха Москвы» Олеси Рябцевой.

Появившийся в сети файл представляет собой шестистраничный документ, посвящённый основным этическим правилам и нормам, которые в будущем планируется распространить на редакцию «Эха Москвы», ведущую личные страницы в Facebook, Twitter и других социальных сетях.

Проект правил состоит из преамбулы, описания аккаунтов, к которым применяются и не применяются ограничения, а также раздела «Основные рекомендации» с пояснениями по корпоративным, политическим и этическим вопросам публикаций в интернете. Остальная часть «кодекса» посвящена ретвитам, цитированию и описанию спорных ситуаций.

Как говорится в документе, радиостанция «не препятствует свободному ведению аккаунтов в социальных сетях и не может требовать от сотрудников не писать определенные сообщения или писать их в определенном духе». В то же время составители правил отмечают: журналист «Эха Москвы» должен понимать, что для аудитории он всегда является представителем своего СМИ, вне зависимости от того, находится он на рабочей смене или нет.

В части «Корпоративные вопросы» прописана обязанность журналиста не выносить в соцсети внутрикорпоративные вопросы, не критиковать коллег, не выдавать источники и не выражать позицию радиостанции как СМИ. Право на это закреплено лишь за главным редактором.

В случае, если у акционера радиостанции «Эхо Москвы» формируется претензия к журналисту «Эхо Москвы» за действия, совершенные в аккаунтах, подпадающих под эти правила, в этом случае представитель акционера вправе обратиться в Конфликтную комиссию радиостанции «Эхо Москвы» по социальным сетям.

из текста правил

В разделе «Политические вопросы» сотрудникам запрещается призывать подписчиков вступать в политические партии, агитировать за кого бы то ни было, а также «высказываться положительно о человеконенавистнических идеях».

Этическая часть документа предписывает журналистам не поощрять нарушение закона, не выражать поддержку терроризму, не проявлять расизма и «с уважением относиться к смерти людей, которые упоминаются в социальных сетях», не допуская «иронии или [...] выражения радости». Критическое отношение к погибшему и фактам его биографии при этом допускается.

Недопустимы злая ирония по поводу смерти или физического увечья этих людей, выражение радости в связи с их смертью, оскорбление умерших. Журналист может критически отнестись к деятельности умершего, или к отдельным фактам его биографии, или к его личности в целом. Он может осуждать умершего за его поступки, его деятельность или за его политику. Однако при этом ему следует соблюдать корректность формы такой критики.

из текста правил

Ретвиты и цитаты в публичных аккаунтах правила расценивают как «информационное сообщение», в которое не вложено личное отношение к теме сотрудника. Если ретвит, сделанный работником «Эха» противоречит перечисленным правилам, сделавший его человек должен объяснить в соцсети, «с какой целью он [его] делает».

Согласно копии документа на Google Drive, правила «кодекса» будут автоматически распространяться только на верифицированные страницы журналистов.

Под верификацией понимается как подтверждение аккаунта со стороны самой соцсети (например, синяя галочка в Twitter), так и «устная и письменная верификация», то есть произнесение адреса аккаунта в эфире «Эха» или его упоминание в тексте на сайте радио.

Для страниц неверифицированных, а также закрытых от публичного доступна страниц правила, как предполагается, действовать не будут.

При публикации чьей-либо цитаты, которая может вызвать общественный резонанс, следует помнить, что ее автор может впоследствии удалить ее из социальных медиа. Чтобы у аудитории не было впечатления, будто сотрудник радиостанции выдумал или исказил эту цитату, следует делать ее скриншот и опубликовать его, если оригинальное сообщение было удалено.

из текста правил

Ответственность за нарушение всех перечисленных в правилах ограничений текст возлагает исключительно на главного редактора радиостанции. В тексте отдельно отмечается, что журналист не может быть уволен за нарушение правил, однако может получить «другой вид взыскания».

Не предусмотрено наказание и за некорректные сообщения, появившиеся на странице журналиста в результате взлома. В то же время владелец аккаунта обязан удалить все оставленные хакерами публикации, если они противоречат правилам, а затем разместить в аккаунте сообщение с «рассказом о взломе».

Как сообщает Roem.ru, редакции «удалось найти источник, имевший доступ к группе», которая занимается разработкой правил. По словам источника, над текстом работают более десяти ведущих радиостанции, однако пока проект ещё не утверждён.

Ведущий «Эха Москвы» Александр Плющев

Сообщается также, что журналист Александр Плющев, конфликт вокруг некорректного твита которого едва не привёл к кадровым перестановкам на «Эхе» и спровоцировал разработку правил, составил собственную альтернативную версию документа. Согласно его предложению, СМИ не должно ограничивать высказывания сотрудников в соцсетях по любым темам, за исключением внутрикорпоративных.

Уже после «утечки» отвечающая за окончательное редактирование и составление правил помощник главреда «Эха» Олеся Рябцева прокомментировала у себя в фейсбуке появление документа, заявив, что «это не проект […], даже не черновик». По её словам, подобных версий документа в редакции радиостанции «много, и каждый можно было бы посчитать окончательным».

Слушайте, нам абсолютно не жалко — смотрите, комментируйте, критикуйте. Только не перевирайте. Окончательный вариант появится 25 декабря, когда я соберу все идеи и предложения рабочей группы в кучу, перетрумбую их и принесу Венедиктову. А пока — пользуйте, обсуждайте, пишите письма.

Олеся Рябцева, помощник главного редактора радио «Эхо Москвы»

Начать регламентирование работы собственных журналистов в интернете руководство «Эха Москвы» решило из-за твита ведущего Александра Плющева о смерти сына главы администрации президента Сергея Иванова. Сообщение в микроблоге вызвало широкий резонанс и стало причиной публичного конфликта между редакцией «Эха» и главным акционером СМИ — компанией «Газпром-медиа». Конфликт едва не привёл к увольнению Плющева (решение о его увольнении было принято в обход устава радиостанции, а затем отменено), а также отставке главреда Алексея Венедиктова.

Уже после того, как инцидент был улажен, помощник главного редактора станции Олеся Рябцева сообщила, что займётся составлением правил поведения штатных сотрудников радио в социальных сетях. Сообщалось, что в дальнейшем, если опыт применения правил окажется положительным, их могут распространить на всех российских журналистов в целом. Пользователи сети и представители российских медиа усмотрели подобных планах угрозу свободе слова в стране.

#Александр_Плющев #Эхо_Москвы #Алексей_Венедиктов #Леся_Рябцева #кодекс_поведения_журналистов_в_соцсетях