Офтоп
Владислав Цыплухин

Соцсеть, которую похоронили

Менеджер издательского дома «Комитет» об «Одноклассниках» и восприятии местной аудитории

Совру, если скажу, что не смеялся над новостью о том, что пользователи «Одноклассников» два года принимали форму для написания комментариев в группе «Яндекса» за поисковую строку. Смеялся. И ссылки друзьям отправлял. И группу с цитатами почитываю. Но есть всё же что-то глубоко печальное в общем тренде надменного восприятия сидящих там людей. Это необъяснимое «что-то» для меня живёт по соседству с таким же смешным и одновременно грустным «ватником».

Размышления на эту тему приводят туда, где ты начинаешь пытаться выбрать одну из двух точек зрения на то, кто во всём в этом виноват: власть довела или собственная лень и отсутствие стремлений у людей? Почему они не видят взаимосвязи между падающим курсом рубля и качеством руководства в стране? «Ведь могли бы и на Википедии с курсом макроэкономики ознакомиться».

Говорят, что наши беды закончатся в тот момент, когда страна перестанет смотреть телевизор и выйдет в интернет. Телевизор смотреть люди не перестали — это правда. Но в интернет уже вышли. И ничего не изменилось, потому что здесь их никто не ждёт. Они просто законсервировались в своей среде, снаружи которой — надменные и «всё понимающие об устройстве страны» снобы. Свою ленту в «Одноклассниках» я читаю от корки до корки. Каждый день. Это мой единственный шанс посмотреть на страну дальше коворкинга и московской кофейни. Страница там — единственное место, где среди анимированных подарков и идиотов, которых хватает везде, сохранилась прямота мысли и обычное сопереживание от милых российских тётушек, которые напоминают мне о детстве.

Я тоже улыбаюсь, видя каждый день формулировку «Ставь класс, если…», но эти картинки — не плод отставшего от действительности воображения, а проекция жизни, которая их до сих пор окружает.

Столичная брезгливость по отношению к «Одноклассникам» даёт основания разным технологам без особых усилий и наличия таланта держать внутри сети однородность политических взглядов. Если на «Фейсбуке» ещё нужно побиться с колумнистами, то во второй по величине российской соцсети всё просто — десятки миллионов людей потребляют расистские демотиваторы с изображением Обамы и банана. Навальный своей группой не занимается. «Медуза» со своей объясняющей на пальцах сложные процессы картотекой там вряд ли появится. «Слон» своих колумнистов размещать там тоже не будет, потому что сначала надо добиться интереса аудитории, а затем ещё понятным языком запаковать — смысла в этом они, скорее всего, не увидят. Что-то пытается «Дождь».

После нескольких месяцев существования TJ на «Одноклассниках», пробуя различные способы подачи новостей, я могу сказать, что аудитория восприимчива и готова разбираться. Приходится разбавлять котами, шутками, но они с такой же охотой ставят класс новостям, рассказывающим о лжи федеральных каналов. Чтобы заставить людей услышать нас и переучить их на новый стиль, мы пытаемся начать говорить с ними на одном языке. Именно поэтому группа там называется не TJournal. Мы начали с малого — «Новости интернета», и сегодня нас уже читают 14 500 человек, которые охотно переходят на сайт.

На протяжении всего времени написания текста хотелось добавить банальный вывод о том, что для изменения и прогресса нужно начать пересекать изолированные друг от друга миры. Что пересечение должно сопровождаться терпимостью и пониманием. Эти выводы периодически можно в более изящной форме прочитать в текстах умных людей, но читают их те, кому объяснять уже ничего не требуется.

В одной из своих последних колонок Кашин рассуждает, почему скандал с GetTaxi, когда они переименовывали водителей с иностранными именами на российские, не мог повториться в США. Что их государство лучше нашего, потому что там за такое компанию довели бы до банкротства. У нас — спускают с рук, а, значит, это только первый звонок грядущих межнациональных проблем в России. Появление этой колонки, кстати, как раз доказательство медиаизоляции «Фейсбука»: несколько публикаций в нишевых СМИ — и проблема уже возведена колумнистами до национального масштаба. С тем, что вопрос масштабный, поспорить сложно. Только повод для его обсуждения кажется неожиданным. Особенно если сравнить его с тем, что мы в своих головах уже успели похоронить десятки миллионов законсервированных в оранжевой банке соотечественников, которые между тем продолжают жить своей жизнью.