Офтоп
Вадим Елистратов

Заметки на полях

Мысли и замечания о событиях минувшей недели и взгляд на внутреннюю «кухню» редакции от шеф-редактора TJ

Sony и чёрный день для свободы слова, Instagram и мёртвые души, Minecraft и горы денег, польза и вред от подорожания игр, финал сериала The Newsroom, прощание Apple с Россией, неработающий Tetris от Ubisoft и другие мысли и наблюдения о событиях минувшей недели, а также зарисовки из жизни редакции от шеф-редактора TJ в новой рубрике «Заметки на полях».

Sony и чёрный день для свободы слова

Минувшая неделя с захватом заложников в Сиднее и вторым Бесланом в Пакистане в очередной раз напомнила миру, что терроризм живее всех живых: не где-то там далеко, а потенциально здесь, рядом — в кафе за углом. В это же время США столкнулась с самой новой и в перспективе самой страшной его формой.

Когда мы опубликовали новость о том, что хакеры всё же вынудили Sony Pictures снять с проката комедию «Интервью», в комментариях появилось много людей, которые просто не поняли сути происходящего: ну посмотрим одной тупой комедией меньше, ну и ладно.

До последнего времени так думали и многие американцы, но на этой неделе вместе с Бараком Обамой они внезапно осознали страшную суть: по словам ФБР, Северная Корея с помощью угроз терактов, шантажа и самой масштабной в истории хакерской атаки лишила американскую кинокомпанию права на свободу слова.

При этом дальнейший обмен заявлениями от Обамы и Sony «взрывает мозг» ещё сильнее. Президент США назвал отказ от фильма «Интервью» ошибкой (хакеры вынудили Sony удалить все упоминания о картине, включая трейлеры и официальный сайт) и пообещал, что преступления Северной Кореи не останутся безнаказанными: рассматривается её включение в список стран, поддерживающих терроризм.

В ответ глава Sony Pictures Майкл Линтон намекнул Обаме, что компанию «взяли за яйца», и у него просто не было никакого выбора. Очевидно, что хакеры пообещали опубликовать нечто такое, из-за чего Sony понесёт колоссальные финансовые или репутационные убытки. Библиотеку ещё не вышедших фильмов? Информацию о внутренних махинациях? Он вместе с сопредседателем Эми Паскаль планировал по почте чьё-то заказное убийство? Кто знает.

При этом у США почти нет рычагов давления на Северную Корею. Как она может заставить хакеров перестать дёргать за ниточки американские корпорации? Война? Точечные спецоперации? Кибератаки? Ответы на эти вопросы нам ещё предстоит узнать. А пока будем надеяться, что корейцы не решат ополчиться на другие фильмы.

Промежуточные результаты этой истории удивительны: туповатая комедия с не самыми радужными рецензиями стала иконой, символом свободы слова и яблоком раздора между двумя державами. Американцы уже перепродают связанный с ней мерчендайз втридорога и печатают футболки о корейской цензуре.

Instagram и мёртвые души

На минувшей неделе Instagram запустил масштабную чистку ботов, и многие пользователи лишились сотен, а то и миллионов подписчиков. Казалось бы, кого это может волновать, если теперь всё стало честнее? В действительности много кого.

Но одно дело разгневанные подростки, которые количество фолловеров — подобно героям сериала Community с их очками MeowMeowBeanz — считают показателем престижа. Другое дело — титаны индустрии.

Джастин Бибер, например, лишился целых трёх миллионов подписчиков и уступил первую строчку Ким Кардашьян, потерявшей всего 1,2 миллиона. Теперь у него лишь 20 миллионов, а у неё — 22,2. Фанаты уже призывают всех подписываться на Бибера, чтобы вернуть ему корону. Настоящая драма.

Инди и огромные деньги

На этой неделе с инди-игрой Minecraft произошли две очень странные вещи, так или иначе связанные с деньгами.

Сначала компания Telltale, которая создаёт интерактивные сериалы по мотивам The Walking Dead, «Игры престолов» и другой чужой интеллектуальной собственности, анонсировала игру Minecraft Story Mode. На первый взгляд это очень и очень глупая затея: ведь у Minecraft нет никакого сюжета, это всё равно что снять фильм по мотивам конструкт...

Минуточку! В этом году же вышел чудесный «Лего. Фильм», который прекрасно показал, как можно создавать истории в подобных мирах, поэтому ополчаться на Story Mode пока не стоит. Как это связано с деньгами? Вероятно, новые владельцы из Microsoft увидели в Telltale возможность добавить бренду дополнительный вес, и мы в ближайшее время увидим ещё целую кучу кросс-промо по мотивам Minecraft.

Во-вторых, сам создатель Minecraft Маркус Перссон купил себе за 70 миллионов долларов особняк, в котором собирались жить Бейонсе и Jay-Z. В твиттере уже шутят о новом мировом порядке, в котором настоящими звёздами становятся программисты, и так оно, в общем-то, и есть. Но тут возникает ещё один вопрос. Можем ли мы продолжать называть инди-разработчиком человека с 2,5 миллиардами долларов на карманные расходы? Слову «инди» в последние годы явно требуется ревизия.

Самое жуткое наблюдение о состоянии кинематографа

Блогер Александр Яропольский осознал, что Майкл Бэй в 2014 году стал самым успешным режиссёром. Разделяем его печаль.

Все ещё летом успели поворчать насчет этого миллиарда, но учитывая то, что «Исход» и «Сойка» показали слабые цифры, а «Хоббиту» опять, весьма вероятно, не хватит совсем чуть-чуть до заветных семи нулей, назрел новый вывод. Окончательный. Страшный! Смешной. «Трансформеры 4» — самый кассовый фильм 2014 года, а бывший коллега Финчера, протеже Спилберга, воровавший у обоих кадры и целые эпизоды, посмешище и самая лёгкая цель для помидоров — самый успешный режиссёр.

Cтудент ВГИКа Александр Яропольский у себя в блоге

Одна игра в месяц

После пугающих инсайдов о том, что цифровой магазин Steam резко повысит цены на игры в соответствии с новыми курсами валют, в российском игрожуре запустилась интересная дискуссия. Блогер Антон Логвинов заявил, что ничего плохого в дорогих играх не видит: просто люди станут разборчивее.

Друзья, если что, средний игрок на Западе покупает две игры в год. Игроки, которые покупают одну игру в месяц считаются хардкорными. Я честно не понимаю, в чём проблема с играми по 6 тысяч. Для русского человека невозможность поиграть во всё — прямо невыносимая мысль. Я к тому, что не надо паники. Да, кризис — тяжело, но не смертельно. Ценить игры будем больше, говна покупать — меньше.

Антон Логвинов, блогер

Его поддержал и главный редактор российской версии IGN Константин Говорун.

Вот серьёзно, есть проблема (как раз из-за пиратства). Люди в России хотят покупать МНОГО игр. Значительно больше, чем способны пройти. В реальности достаточно покупать ОДНУ игру в месяц, но тщательно её выбрать (пресса, советы друзей, видео и т.п.). Меня просто выворачивает, когда я слышу людей, которые гордятся «коллекциями» на Steam: «100 игр, 70 даже не запускали, только 5 прошли».

Константин Говорун, главный редактор IGN Russia

Но давайте начистоту: дешёвые игры всё-таки лучше, чем дорогие во всех отношениях. В наше время, когда рецензиям можно доверять далеко не всегда (скольким людям не понравились захваленные прессой Dragon Age: Inquisition и Middle-earth: Shadow of Mordor?), невозможность попробовать очередной громкий проект может легко привести к катастрофе — ошибочной трате солидной суммы.

Именно поэтому лично у меня сложилась привычка покупать большинство интересных мне громких релизов (я принципиально отвергаю пиратство), а потом естественным путём находить среди них по-настоящему мои. Например, я бы пропустил потрясающую Brothers: A Tale of Two Sons, если бы не отхватил её на распродаже из простого желания урвать со скидкой хоть что-нибудь. И такое происходит постоянно.

Да, система «купи шесть игр и пройди из них три» на первый взгляд ужасна, но в таком случае возникает полная уверенность, что ты не пропустил ничего действительно важного. В варианте с покупкой одной дорогой игры в месяц можно ещё долго думать о том, сделал ли ты правильный выбор или ошибся.

Однако в одном Логвинов и Говорун правы: нас никто не спрашивает, поэтому мы должны подстраиваться к новому порядку и искать в нём плюсы. В ближайшее время игра для PlayStation 4 может подорожать до 5 тысяч рублей (за такие деньги мы привыкли покупать мелкую бытовую технику), а цифровая копия для PC — до 1400-2000 рублей. Тут-то мы, наверное, и поймём, зачем американцы и европейцы ежегодно сметают с прилавков предсказуемую и надёжную Call of Duty и игнорируют неожиданные бриллианты вроде Wolfenstein: The New Order.

Тем временем в Steam идёт грандиозная зимняя распродажа — возможно, последняя до неизбежного роста цен. Не упустите шанс накупить хороших игр впрок.

The Newsroom всё

До последнего времени в мире существовало более-менее два сериала, идеально резонировавших с TJ, и оба из них выходили на HBO: The Newsroom и Silicon Valley. Рано утром в понедельник по московскому времени на экраны вышла последняя серия шоу Аарона Соркина о вымышленном новостном канале ACN.

The Newsroom практически с самого начала одновременно любили и ненавидели. Ненавидели за то, что Соркин избегал актуальных вопросов и высказывал только проверенные временем мысли о громких новостях прошлого (убийство Усамы бен Ладена, теракт в Бостоне). Любили — за стремительные и при этом невероятно умные диалоги, которыми славится автор, и лоск старого Голливуда, присущий сериалу.

Минусы минусами, плюсы плюсами, но The Newsroom всё-таки был нужен этому миру. За что его хочется действительно поблагодарить, так это за возвращение романтики в образ медиа. Он напомнил массам, что журналисты могут быть настоящими героями, а не популистами, набрасывающимися на учёного за похабную рубашку, и теперь благодаря ему все знают, что такое двойное подтверждение и почему анонимного источника нельзя выдавать.

Что в The Newsroom было действительно плохо, так это то, как Соркин однобоко показывал новые медиа вроде того, что вы прямо сейчас читаете. Однако к финалу ему удалось перебороть себя, помирив старое поколение с новым, и показать, что интернет-журналистика ничуть не хуже дедовского варианта с ручкой и блокнотом — главное, чтобы люди за ней стояли достойные. Всё-таки сериал добрался до своего Мемфиса.

Apple нас бросила

Онлайн-магазин Apple до сих пор закрыт. Партнёры компании в России взвинтили цены на её технику до такого уровня, что её не сможет себе позволить большая часть населения страны. Самое дешёвое приложение в App Store теперь стоит 62 рубля, а серьёзные игры и программы для профессионалов подорожали до 700 и более рублей. Tweetbot для Mac сегодня стоит более 1200 рублей.

Из этого всего напрашивается простой вывод: Apple нас бросила.

Эти новости позволили ведущему аналитику Эльдару Муртазину всю неделю писать ядовитые твиты о компании: ведь другие производители, включая Samsung, подняли цены куда более деликатно, а тот же цифровой магазин Steam пообещал не умножать цены на два из-за роста курса валют, как поступила Apple.

Честно говоря, очень странно, что подобные слова исходят из уст именно аналитика. Он-то как раз должен был понимать, что поведение Apple абсолютно последовательно. Apple стала Apple в том числе потому, что почти никогда не брала на себя чужих проблем, и в особенности — проблем на местах. Кто продвигает «яблоки» в США? Операторы. Кто в последние годы продвигал их в России? Операторы и реселлеры, которым великодушно позволено торговать техникой Apple.

Очевидно, что продажи в России для Apple были не так уж и важны, поэтому она спокойно минимизировала риски здесь и сейчас, наплевав на свою рыночную долю, которую в будущем, возможно, придётся отвоёвывать обратно, и решив зарабатывать на каждом отдельном телефоне по максимуму. Apple предсказуемо отказалась проявлять гибкость и терять деньги даже не продаже отдельных телефонов: ей не интересно торговать в условиях резкого колебания курса рубля за валюту, которая обесценивается прямо на глазах.

Ситуация со временем нормализуется, и компания вновь полноценно вернётся в нашу страну, но сейчас она не будет «входить в наше положение» и идти против своих интересов только потому, что у России возникли проблемы. Очевидно, что для неё это меньшее из зол.

Ubisoft не смогла сделать Tetris

Как я писал в пилотном выпуске «Заметок», для разработчиков французской Ubisoft 2014 год не был простым: не выполнивший свои обещания Watch Dogs, сырой до мозга костей Assassin's Creed: Unity, проблемы на других фронтах.

И вот на этой неделе Ubisoft звонко ударилось о дно: её новый Tetris тормозит на PlayStation 4.

К слову, на днях к Assassin's Creed: Unity вышел патч размером в 6,7 гигабайта, в котором виртуальный Париж полностью пересобрали для того, чтобы игра перестала так ужасно тормозить. Даже не знаю, с чем сравнить масштабы катастрофы. Такого с играми AAA-класса ещё не случалось.

Находки недели

Мы неожиданно для себя обнаружили, что «Афиша» запустила свой аналог «Неформата за неделю». Правда, в лёгкой форме подборки ссылок без подводок. Мы польщены.

Ищем поводы для оптимизма

На прошлой неделе в комментариях меня пожурили за пессимизм: мол, TJ всегда был таким радостным, а теперь вещает картинку мрачного бытья (пусть и через фильтры Инстаграма).

За последующие семь дней у одного из моих друзей сократили зарплату, у матери — уволили с работы пять человек и отменили премию, которую она обычно тратила на развлечения в новогодние каникулы, подруга из туристического бизнеса пожаловалась, что на автобусные туры не набирается даже половины необходимой нормы.

Кто в здравом уме поедет сейчас в Европу? По текущему курсу там обед в McDonald's стоит как здесь поход в гинзовский ресторан: наш технический директор во вторник купил в Хельсинки Биг-Мак за 500 рублей (6,80 евро), не успев с утра проверить курс валют.

В начале августа я написал колонку, где на примере первых санкций и пропадающих с полок магазинов финских йогуртов попытался передать это неотвратимое чувство, что вся Россия на пути к чему-то по-настоящему плохому, и мы ничего не можем с этим поделать.

Тогда многие зациклились на йогуртах, посмеялись и забыли. Теперь мы смотрим на магазины техники, в которых все хоть сколько-нибудь пристойные телевизоры буквально вырваны с корнем желающими поскорее избавиться от своих рублёвых накоплений людьми, чтобы на ближайшее время забраться в нору и ждать, когда всё нормализуется.

И это общее состояние: люди вокруг отменяют свои планы по заграничным поездкам на следующий год, затягивают пояса и с ужасом наблюдают, как ценники ползут вверх.

Тем временем Владимир Путин с трибуны обещает, что надо просто потерпеть, не больше двух лет. Оптимизм? Со временем он вернётся, но сейчас повод для радости только в том, что в непростые времена мы входим держась за руки с любимыми людьми.

Пост про вино не был шуткой

Запись с текстом «Наш редактор Виктор, который через месяц переезжает в США со своей рублевой зарплатой, пришел в офис с двумя бутылками вина и ни с кем не разговаривает», опубликованная в день, когда евро пробил потолок в 100 рублей, вызвала широкий резонанс и даже добралась до The Moscow Times (последний абзац).

Спешу подтвердить, что в ней не было ни капли вымысла: вечером того же дня в офисе стояла особая атмосфера.

До связи через неделю, берегите себя,
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #Minecraft #кризис #Sony_Pictures #Неформат_за_неделю #Заметки_на_полях #The_Newsroom