Офтоп
Вадим Елистратов

Общество злоупотребления

Шеф-редактор TJ о том, что будет с нами, когда мы достигнем предела потребления информации в сутки

Колонка шеф-редактора TJ о чувстве информационной избыточности, которое возникло у многих людей в последнее время, и о том, к чему она приведёт в будущем, когда мы достигнем своего предела потребления контента в сутки.

Про информационную наркоманию как таковую

Как и главный редактор ЦП Константин Панфилов, я могу смело причислить себя к информационным наркоманам. Эта зависимость в моей жизни порой принимала самые удивительные формы, не всегда понятные окружающим, и однажды даже довела меня до предела человеческих возможностей.

Так уж вышло, что после окончания вуза я около года занимался самокопанием и перебивался небольшими заработками в сети. Наверное, многие люди, сидя дома так долго, сошли бы с ума от безделья и в конечном итоге вылетели бы пулей на первую попавшуюся офисную работу с девяти до шести, но мне было вполне комфортно.

Дело в том, что тогда я на самом деле очень и очень много работал. Бесплатно и почти на износ, но работал. Развивал небольшое, но хорошо прилипшее ко мне за многие годы хобби — мой блог.

Перестав тратить время на учёбу, я заметил, как это маленькое предприятие с головой затягивает меня: начал собирать источники, читать в день тысячи твитов и сотни статей из RSS. Я превратился в информационную губку.

Я успевал проходить все заметные игры, читал книги и журналы, ходил в кино на всё, что было в прокате, огромными пачками начинал новые сериалы и обо всём этом писал у себя на странице во «ВКонтакте», находя всё больше единомышленников. Тогда ещё многие из моих подписчиков удивлялись тому, что страницу ведёт всего лишь один человек, а не несколько.

В конечном итоге эта история закончилась, пожалуй, самой сильной в моей жизни депрессией: в один прекрасный момент я перегрузил себя и перестал успевать делать то, что хотел. У меня попросту закончилось время в сутках, а количество областей знаний, в которых хотелось бы разбираться, наоборот, продолжало расти.

Большинству из нас родители с детства твердят, что всё на свете возможно — стоит только захотеть. Поэтому столкновение с собственным пределом всегда становится для человека большим горем.

Впрочем, справиться с этим недугом мне помогло то, что его вызвало — моя систематичность. То, что помогало мне искать новые источники вдохновения, помогло от них и избавиться. Спустя некоторое время, начав работать в TJ, я уже без сожаления отказывался от некоторых увлечений целиком и не становился от этого менее счастливым.

Однако в последнее время чувство нависающей информационной махины вновь начало возвращаться: для удобства о происходящем я расскажу на примере игр и сериалов.

Про потребление игр

Осенью 2014 года многие начали замечать, что с игровой индустрией происходит нечто неладное. Быть может, это ошибочное ощущение, но оно появилось не только у меня с моим вечным дефицитом времени, но и у моих друзей-студентов. Игры стали слишком длинными.

Случилось это из чисто экономических соображений: даже за пределами текущей кризисной России играть — весьма дорогое удовольствие, поэтому пользователи всегда хотят получить за свои 60 долларов как можно больше.

Именно этот незамысловатый тренд практически полностью уничтожил такое понятие как «игра на вечер»: подобные проекты начали с треском проваливаться. Теперь быть компактными себе могут позволить только инди (да и те всё чаще переходят грань), а полноценные AAA-проекты окончательно превратились в безразмерных монстров, на исследование каждого из которых могут уйти десятки часов.

Новая часть Dragon Age настолько огромная, что даже через 70 часов в ней можно найти для себя новые локации

Осенью 2014 года ситуация дошла до своей крайней формы: с разницей в считанные недели все основные издатели выпустили проекты, каждый из которых у занятого человека способен на месяцы закрыть потребность в играх.

Моя Twitter-лента на глазах распалась на несколько категорий: играющие в Destiny (сотни часов), играющие в Far Cry 4 (до 41 часа), играющие в Assassin's Creed: Unity (до 73 часов), играющие в Shadow of Mordor (до 30 часов), играющие в переиздание GTA V (до 73 часов) и играющие в Dragon Age: Inquisition (до 114 часов).

Эти группы начали немного пересекаться только недавно, но человека, который бы осилил все важные осенние релизы, как ещё несколько лет назад делал я сам, я не встречал. При этом большую часть из этих проектов СМИ ругают за огромное количество однообразных миссий, убрав которые разработчики могли бы сделать действительно невероятное развлечение, но этого не происходит, потому что торговля теперь идёт на вес.

На то, чтобы пройти Far Cry 4, у меня ушло 40 часов, и это всё, что я себе смог позволить с ноября

Про потребление кино и сериалов

Перенасыщение заметно не только в игровой индустрии, но и в более классических сферах. Именно поэтому наш материал о хороших коротких шоу, которые стоит посмотреть за каникулы, уже собрал более 106 тысяч просмотров.

Сериалов стало так много и они поглощают столько времени, что первичной экспертизы от друзей и знакомых перестало хватать. Возникла потребность в отчаянных сериаломанах, способных из этого многообразия вытащить хоть что-нибудь приличное и поделиться этим с публикой.

Дальше ситуация будет становится только хуже, и причиной тому — онлайн-кинотеатры. До последнего времени классическое кино и ТВ уже не могло наращивать объёмы огромными темпами по одной простой причине — у них есть расписание. Но сервисы вроде Netflix в теории могут выпускать по новому шоу хоть каждый день, если возникнет такая потребность, и они намерены заполнить собой всё доступное пространство.

Новости о том, что производством такого контента занимаются всё новые игроки, появляются регулярно. Вот Amazon решил начать снимать полнометражные фильмы, а вот PlayStation 10 марта запускает свой первый телесериал Powers.

Неизбежная саморегуляция

Кино, игры и сериалы — это лишь удобные для меня примеры. Похожие процессы происходят в мире музыки и, например, мобильных приложений. В наше время уже, кажется, все перестали следить за новинками в App Store, обращая внимания только на проекты уровня Slack или Monument Valley, раскрученные прессой.

В краткосрочной перспективе можно предположить, что компании, завалившие нас контентом, в определённый момент столкнутся с трудностями: вполне достойные, но не лучшие на рынке игры, приложения и сериалы всё чаще начнут с треском проваливаться в борьбе за внимание аудитории. В прошедшем году, кажется, не выдержала до сих пор успешная серия Assassin's Creed.

Именно из-за саморегуляции рынка у нас всё же есть надежда на хотя бы частичное возвращение коротких игр вроде Wolfenstein: The New Order, сокращение количества запускаемых сериалов и общего оздоровления сложившейся ситуации, в которой люди вынуждены искать крупицы нового опыта в десятках часов однообразия, но пока телодвижений в эту сторону не видно.

Что из этого получится

Вступление про наличие предела информационной вместимости у каждого человека и примеры про игры и сериалы были сделаны, чтобы подвести к довольно мрачной мысли о нашем будущем.

Слоган TJ гласит «Ты либо в тренде, либо уходи», и именно быть в тренде с каждым годом становится всё сложнее. Чтобы знать, что творится во всех самых популярных сферах жизни, уже нужно проводить за потреблением информации по несколько часов в день.

И чем дальше, тем больше нужно будет прилагать усилий, чтобы оставаться хотя бы на базовом уровне и не чувствовать себя бессильным, потому что, как показывает история с той же Sony Pictures, информация в ближайшие годы станет ценным ресурсом в мире, а осведомлённость — самым ценным качеством.

В скором времени работники игровой и киноиндустрии поймут, что являются прямыми конкурентами в борьбе за человеческое время: ведь пока игрок проходит 70-часовую Dragon Age, он не тратит время на кино.

Нельзя исключать, что из-за наличия предела количества данных, которые может потреблять человек, между людьми начнётся кастование по этому признаку. Например, разработав какую-нибудь методику раннего обнаружения, люди будут создавать из детей физиков с самого раннего детства. Или историков. Или экспертов по сериалам.

Много лет назад я где-то прочитал, что в будущем спокойно почитать классическую художественную книгу смогут себе позволить только очень богатые люди — все остальные будут слишком заняты поддержанием себя «в тренде». И с каждым годом мне кажется, что эти прогнозы сбываются.

Привет, меня зовут Вадим, и я информационный наркоман,
Вадим Елистратов,
TJ

# #колонка #избыточность_информации