Офтоп
Вадим Елистратов

Заметки на полях

Мысли и замечания о событиях минувшей недели и взгляд на внутреннюю «кухню» редакции от шеф-редактора TJ

Бессмысленная война с троллингом, «Афиша» и кризис, тема курения на TJ, англоязычная Meduza, интересные материалы от коллег и другие мысли и наблюдения о событиях минувшей недели, а также взгляд на устройство редакции TJ от нашего шеф-редактора.

«Афиша» нашла

На этой неделе мы зафиксировали флешмоб, в рамках которого пользователи твиттера с переменным успехом шутили по шаблону «"Афиша" нашла пять мест...» Насмешки эти были направлены не столько в адрес самой «Афиши», сколько в направлении лайфстайловых изданий как таковых, потому что во многих твитах ту же самую формулировку применяли и для The Village.

Тут надо отметить, что таким образом мы не пытаемся возвыситься над коллегами, нет. Все журналисты прекрасно понимают, что от шаблонов отказываться нельзя, просто потому что шаблоны работают. Наоборот, удивительно, что никто ещё не направил прожектор на наши обязательные формулировки.

Ребята из «Афиши» вроде как не обиделись и даже принялись иронизировать сами над собой.

Однако флешмоб этот, пусть и небольшой по меркам даже русского сегмента твиттера (нам на это, конечно же, указали в комментариях), демонстрирует то, насколько сильно в последнее время изменилось отношение пользователей сети к лайфстайловым изданиям.

Во времена, когда наши с вами зарплаты «подешевели» в полтора-два раза (теперь мы живём в мире, где топовая игровая видеокарта стоит 40 тысяч рублей вместо 20), изданиям про рестораны и концерты придётся несладко.

Как будто бы в подтверждение этих мыслей 5 февраля «Афиша» объявила, что впервые с 1999 года перестанет выходить раз в две недели: журнал станет ежемесячным. По словам главного редактора, речь идёт о простом перераспределении ресурсов, но верится в это почему-то с трудом.

Издание также обещает вновь перезапустить свой сайт, который совсем недавно, в октябре 2013-го, разделился на три части. Мы предполагаем, что в рамках очередного перезапуска «Волна», «Воздух» и «Город» сольются обратно. В «Афише» нам рассказали, что с 1 февраля над «Волной» работает всего лишь один человек. При таких ресурсах в столь непростой период содержать три издания вместо одного действительно нерационально.

Кинокритик Роман Волобуев, покинувший «Афишу» несколько лет назад, видит ситуацию в самом грустном свете.

Вода мокрая, котята пушистые, Meduza англоязычная

В начале прошедшей недели наши коллеги из Meduza объявили о запуске англоязычной версии своего сайта с без преувеличения гениальным слоганом «Real Russia, Today».

Нечего и говорить, что решение это было правильным. Не просто правильным, а неизбежным. Не совсем ясно, почему никто этого не решился сделать раньше.

Учитывая накалившиеся отношения между Россией и США, на Западе возник запрос на альтернативную точку зрения помимо той, что предлагают Russia Today и «Спутник».

Эффект от запуска Meduza с её оппозиционным имиджем не заставил себя ждать: уже в день анонса BuzzFeed опубликовал первый материал со ссылкой на «Медузу». Очевидно, что таким образом даже с небольшими ресурсами и переводом на английский лишь избранных материалов издание добьётся заметного успеха.

Бессмысленная борьба с троллингом

Терпеть не могу слово троллинг (во многом потому, что, его очень часто неверно используют), но на этой неделе без него было никак не обойтись. День за днём различные крупные бренды, IT-гиганты уровня Twitter и другие причастные вступают в борьбу с ненавистью в сети.

К сожалению, крестовый поход на троллинг бесполезен: эту гипотезу, например, подтверждает потрясающий сюжет про то, как портал Gawker подорвал рекламную кампанию Coca-Cola, подсунув ей для публикации цитаты Гитлера.

Производитель газировки предстал в образе этакого кота Леопольда и сказал: «Ребята, давайте жить дружно», но восвояси, конечно же, вернулся обиженный и униженный. И винить в произошедшем надо не конкретно Gawker, а законы природы в целом: если бы этого не сделали они, то сделал бы кто-нибудь другой.

Жертвой троллинга в сети может стать как отдельный пользователь, так и гигантская корпорация. Подобное поведение заложено в человеческой природе: никакие меры не смогут убить дедовщину в армии, остановить задиру в школьном дворе и положить конец ненависти в интернете. Если есть место для общения, есть и агрессия.

Поэтому Coca-Cola и всем остальным хочется напомнить безотказное правило, которому нас всех учили в детстве: перестань реагировать и задира отстанет. А многомиллионные кампании по борьбе с троллингом — это, наоборот, отличный способ приумножить его количество.

Неделя (против) курения на TJ

На этой неделе у нас вышло целых две статьи про курение: одна рассказывает, как табачные компании десятилетиями создают иллюзию безвредности сигарет, а вторая является этаким экскурсом в новую историю борьбы с этой привычкой.

То, что оба материала выступили против курения, а не за него, это не выражение нашей позиции: этот вопрос мы даже не обсуждали. Более того, часть редакции курит.

Но лично я рад такому тону материалов. За свою жизнь я выкурил три сигареты, но до последнего времени оставался терпимым к этой привычке. Но чем больше обсуждаю этот вопрос с курильщиками, тем большим противником курения становлюсь.

Понятное дело, что спорить об этом вопросе можно целую вечность, но мне больно смотреть на то, как многие любимые и уважаемые мной люди день за днём существуют в плену нескольких иллюзий.

Во-первых, думают, что курением они вредят и делают неприятно только себе, а во-вторых, путают возвращение в нормальное состояние после сигареты с улучшением (как и при любой другой зависимости) и, наконец, в-третьих, продолжают убеждать себя в том, что в новом мире, одержимом здоровым образом жизни, сигарета в руках не вредит их образу.

Представьте, что Марк Цукерберг курит. Билл Гейтс. Тим Кук. Сатья Наделла. Это попросту невозможно. А потом мы будем удивляться, почему они так долго живут и красиво стареют.

Работа коллег

Главным материалом этой недели на ЦП стал уморительный сюжет о том, как «Яндекс» и Mail.Ru Group случайно запустили двухфакторную аутентификацию в один день и публично повздорили на этот счёт с помощью демотиваторов. Также советуем обратить внимание на статью о жизни IT-компаний Крыма после блокировок: тема действительно интересная.

Нельзя не отметить и очень здорово придуманный выход «Роема» с новостными сайтами, которые полностью проигнорировали историю о предполагаемой неизвестной дочери Владимира Путина. В случае со СМИ гробовое молчание тоже важный показатель.

Занятную идею в тот же понедельник продвинул и Look At Me, рассказав о том, как меняется парадигма нашего пользования техникой. По мнению редакции, мы будем всё менее охотно бежать в магазин за новым смартфоном, потому что и со старым всё в порядке: технологии продолжают стремительно развиваться, но большинство людей просто не видит разницы между тем, как снимают, например, iPhone 5 и iPhone 5s.

3 февраля интересный фичер вышел у The Village: в нём директор курьерской службы интернет-магазина рассказывает, каким образом их обманывают клиенты.

Быстро или никогда?

На этой неделе в редакции произошёл небольшой казус, который вынудил меня в очередной раз задуматься о принципах работы TJ. Насколько вы знаете, нас здесь всего лишь четверо (а из-за рассинхронизации с Виктором, живущим в США, зачастую даже трое), поэтому одновременно в разработке в TJ может находиться достаточно скромное количество материалов.

Иногда случается так, что какая-нибудь хорошая тема для статьи по разным причинам остаётся подвешенной в воздухе, а когда у нас доходят до неё руки, мы замечаем, что несколько конкурентов уже как час или два выпустили соответствующие материалы.

Даже с ограниченными ресурсами нам хочется (а зачастую и удаётся) быть самыми быстрыми, однако получается так не всегда. И вот 4 февраля я переоценил свои силы и не передал историю об одержимом редакторе «Википедии» другому автору. Итог: она вышла в половину шестого, хотя имела все шансы выйти в три.

Для таких случаев у нас есть принцип: если не успели, то в материале должна появиться добавленная стоимость. То есть, утренняя новость, на которую не хватило рук, к вечеру должна превратиться в какую-то статью или подборку.

Принцип этот достаточно прост, но история про «википедиста» попала в промежуток неопределённости, когда было не совсем понятно, нужно и можно ли расширять сюжет в какую-либо сторону или достаточно выпустить его как новость. Так или иначе статья стала одной из самых рейтинговых на прошедшей неделе и задержка ей не помешала стать заметной частью картины дня читателя TJ.

Последний момент очень важен, потому что мы часто замечаем, как конкурентам удаётся выйти с материалом заметно позже нас и при этом перетянуть на себя внимание «отставших» пользователей даже с большим успехом, чем нам тех, кто жаждет оперативности. Чего уж там говорить: на этой неделе новость о сериале «Я влюблена в Дотера» моя девушка скинула мне ссылкой на ВОС, очень удивившись тому, что мы написали её куда раньше. А всё потому, что именно их анонс в соцсетях был сделан в удобное ей время.

При этом какого-то вывода из этих рассуждений не будет: нам самим пока не ясно, каким образом добиться идеальной коммуникации с читателями. Если у вас возникли мысли на этот счёт, озвучьте их в комментариях.

Новости от редакции

По традиции небольшой экскурс во внутреннюю кухню TJ.

На этой неделе мы впервые в истории опубликовали лонгрид, придуманный и написанный нашим читателем. Будем надеяться, что это превратится в традицию и в конечном итоге станет неотъемлемой частью коллективного TJ.

Кроме того, мы продолжаем поиски нового редактора, поэтому по-прежнему ждём ваших писем.

И, наконец, в прошлый раз я не дал понять этот момент чётко, но в каждом выпуске «Заметок» теперь можно задавать вопросы редакции, на которые я по возможности буду отвечать спустя неделю.

До связи через неделю,
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #Афиша #Coca_Cola #Meduza #Неформат_за_неделю #Заметки_на_полях #Gawker