Офтоп
Вадим Елистратов

Оттеночное суждение

Шеф-редактор TJ посмотрел «скандальный» фильм «Пятьдесят оттенков серого» и не нашёл в нём никакой провокации

12 февраля в российском прокате стартовал фильм «Пятьдесят оттенков серого» — экранизация первой части нашумевшей книжной трилогии писательницы Э. Л. Джеймс о причудливом любовном романе между студенткой Анастейшей Стил и молодым миллиардером с нестандартными сексуальными пристрастиями Кристианом Греем.

Шеф-редактор TJ под покровом ночи посмотрел картину в кинотеатре неподалёку от редакции и не нашёл в ней ничего провокационного.

Если попытаться уложить рецензию на «Пятьдесят оттенков серого» в два слова, то звучать она будет как «"Сумерки" вернулись»: к счастью для дам, которые ищут такого рода способы побега от реальности, и к несчастью для молодых людей, которых эти дамы потащат в кинотеатры.

Безусловно, студия Universal подошла к вопросу более основательно, чем Summit — «Оттенки» отдалённо похожи на кино благодаря более интересному выбору режиссёра — но «под капотом» у двух популярных серий один и тот же набор деталей.

Сравнения с «Сумерками» уместны и потому, что «Оттенки» начинались как фанатская надстройка над творчеством Стефани Майер. Э. Л. Джеймс поправила детали на свой вкус, убрала из уравнения фентезийную чепуху про разборки древних кланов и вынесла в центр истории ту часть, где главная героиня постепенно достаёт скелеты из шкафа таинственного незнакомца, любовь к которому запретна, но оттого особенно привлекательна.

То, что от «Оттенков» не стоит ждать большой глубины, становится понятно с первых же кадров: главная героиня нарочито водит по своим пышным губам карандашом с фирменной маркировкой «GREY», заставляя дядюшку Фрейда раз-другой перевернуться в гробу.

Как и в «Сумерках», отношения между героями здесь выстраиваются неправдоподобно: если в порно для мужчин люди начинают заниматься сексом «а потому что», то здесь таким образом влюбляются и решаются на отступления от своих принципов ради друг друга.

За весь фильм Грей лишь один или два раза хвалит личностные качества Анастейши, тогда как сам из чисто мужских поступков делает три вещи — спасает девушку от проезжающего велосипеда, спасает от поцелуя друга, «под градусом» набравшегося решимости выбраться из френдзоны, и, наконец, не использует возможность заняться сексом со слишком пьяной главной героиней, не способной ему отказать.

Эта скудность образующих связи ситуаций приводит к тому, что даже на финальных титрах не совсем понятно, за что герои друг друга любят. На экране между тем поступательно развивается история отношений совершенно другого рода. Кристиан предлагает Анастейше подписать контракт, согласно которому она фактически становится его собственностью. Девушку такое положение вещей смущает — она хочет ходить в рестораны и держаться в кино за ручку, а не быть секс-игрушкой выходного дня, и потому продолжает ломаться.

На том, подмахнёт ли она золотым пером контракт с дьяволом, и держится вся нехитрая интрига произведения.

Если с сюжетного скелета снять мясо, то получается, что «Пятьдесят оттенков серого» — это фильм о том, как мужчина уговаривает женщину ему «дать» (пусть и в несколько расширенном смысле), даря всё более дорогие подарки (книги, ноутбук, машина) и катая её на всё более впечатляющих транспортных средствах. Такой вид отношений не нов и окружает нас в повседневной жизни, но с чего вдруг Джеймс пришло в голову воспевать его — вопрос.

Беспрецедентности и скандальности нет и в постельных сценах: в фильме несколько подробных, но довольно целомудренно снятых секс-эпизодов, по сравнению с которыми любая серия «Игры престолов» выглядит настоящим порно. Все истязания ограничиваются связываниями и различными видами порки, чем сейчас вряд ли можно хоть кого-то шокировать: про анальный фистинг и анальную пробку герои только шутят на словах, улыбаясь как пятиклассники, увидевшие иллюстрацию с анатомией пениса в учебнике по биологии.

Когда ближе к финалу история «девочка ломается — мальчик покупает подарки» начинает сильно утомлять, хочется обратить внимание на, пожалуй, единственное неоспоримое достоинство фильма — его саундтрек.

В качестве локомотива специально подготовленной к премьере пластинки Universal выпустила канадского певца The Weeknd, который здесь со своими нежными песнями про секс звучит как никогда уместно. Однако и хорошие треки авторы используют довольно прямолинейно: полёт над Сиэтлом под Элли Гулдинг, секс под замедленную версию «Crazy In Love» от Бейонсе — всё это только лишний раз заставляет воспринимать фильм как длинный видеоклип.

«Пятьдесят оттенков серого», как это ни парадоксально, попадают в самый скучный качественный промежуток под названием «плохо, но не настолько плохо, чтобы было интересно ругать». Обещая вызов, провокацию и скандальность, студия Universal всех обвела вокруг пальца, как и сам Кристиан Грей, который предупреждает девушек, что «жёстко трахается», а потом устраивает затяжную торжественную церемонию из стягивания трусиков.

И даже культовой эротической драмы из фильма не получается: в плане химии исполнителям главных ролей далеко до знаменитых тандемов Дуглас-Стоун и Рурк-Бейсингер.

В конечном итоге получается, что фильм рассказывает не столько о странном мире фанатов БДСМ, сколько о странном мире аудитории подобных книг, которая не может посмотреть софткор-порно, если в нём нет дополнительных полутора часов душевных терзаний и плохоньких диалогов с одной единственной смешной шуткой про некрофилию.

Посмотрел за ваши грехи,
Вадим Елистратов,
TJ

#Колонка #рецензии #Пятьдесят_оттенков_серого #Fifty_Shades_of_Grey