Офтоп
Вадим Елистратов

Гид по главным фильмам «Оскара-2015»

Подготовка к церемонии «Оскар-2015»: Какие фильмы-фавориты и где стоит посмотреть, а какие можно пропустить

В ночь с 22 на 23 февраля в лос-анджелесском Kodak Theatre состоится 87-ая церемония вручения престижнейшей кинопремии «Оскар». По этому поводу шеф-редактор TJ совместно с обозревателем Маргаритой Синютиной предлагает гид по фаворитам церемонии: какие фильмы и где стоит посмотреть, а какие можно пропустить.

«Бёрдмэн»

Приглашая гениального мексиканского оператора Эммануэля Любецки («Гравитация», «Дитя человеческое») поработать над своим фильмом, любой режиссёр должен быть готовым к тому, что мысли, которые хочется донести до зрителей, могут навсегда остаться в тени выдающейся технической формы итогового произведения.

В «Бёрдмэне» Любецки ловко создаёт иллюзию, будто весь фильм снят одним непрерывным планом, пряча монтажные склейки в тёмные закоулки бродвейского театра, где бывшая звезда блокбастеров в исполнении Майкла Китона ставит на кон свою карьеру в попытке превратиться в настоящего актёра.

К счастью, постановщик Алехандро Гонсалес Иньярриту не дал технической стороне фильма победить и наполнил картину достойным содержанием. «Бёрдмэн» — это не только своего рода биография Майкла Китона и потому, возможно, самая яркая его роль в жизни (параллели с Бэтменом очевидны), но и увлекательная попытка столкнуть культуры Голливуда и Бродвея.

Этот фильм вряд ли когда-нибудь станет народным, уж слишком его проблематика далека от масс, но киноакадемикам такие истории очень нравятся — вспоминается тот же триумф «Артиста». «Бёрдмэна» пропускать никак нельзя, потому что он имеет все шансы стать триумфатором «Оскара-2015».

Как посмотреть: фильм стартовал в российском прокате 22 января, однако его сеансы всё ещё можно найти в некоторых кинотеатрах больших городов. Кроме того, в США картина вышла на Blu-ray, так что в сети уже есть копии с самым лучшим качеством картинки.

«Отель "Гранд Будапешт"»

Вечно молодой чудак Уэс Андерсон («Водная жизнь», «Королевство полной луны») снял, пожалуй, свой самый доступный и эффектный фильм, и тут же получил девять заслуженных номинаций на «Оскар».

«Гранд Будапешт» настолько прекрасен, что, кажется, был сделан в какой-то другой — лучшей чем наша — реальности и попал в этот мир совершенно случайно. Нет ничего удивительного в том, что маститые актёры хотят сниматься у Андерсона даже в самых мелких ролях — каждый кадр этого фильма безупречен и наполнен любовью, поэтому у них наверняка создаётся вполне закономерное чувство, будто они не просто отработали пару дублей, а стали частью произведения искусства.

Независимо от успеха на «Оскаре» «Гранд Будапешт» должны видеть все: такое кино в наше время на вес золота.

Как посмотреть: картину, вышедшую в российский прокат в марте, всё ещё показывают в некоторых кинотеатрах. Кроме того, она давно доступна на Blu-ray, DVD и в сети.

«Игра в имитацию»

То, что «Игра в имитацию» снята откровенно «под награды», становится понятно сразу. Исторический фильм, биографический фильм, фильм про войну и фильм про героя, которого сжили с этого света за его сексуальные пристрастия — все эти «теги» должны были превратить «Игру в имитацию» в безупречную машину для получения «Оскаров».

Тем не менее работа норвежца Мортена Тильдума провалилась почти на всех премиях гильдий, входящих в киноакадемию, и наверняка не получит заветную статуэтку. Почему?

Фильм пытается захватить слишком много тем сразу и раскрывает их поверхностно. Война здесь показана обезличенными вставками кинохроники и компьютерной графики, почти не вызывающими эмоций. История взлома шифровальной машины фашистов раскрывается буквально в один-два сюжетных поворота, а личная драма Тьюринга остаётся на заднем плане почти до самого финала, где завершается лишь сухим лаконичным титром.

К несчастью для огромной армии фанатов и Бенедикт Камбербэтч не показывает в фильме ничего выдающегося, за исключением одной действительно мощной сцены в заключительной части истории. «Игра в имитацию» не безнадёжна, но на фоне конкурентов из номинации на «Лучший фильм» смотрится бледно.

Как посмотреть: картина стартовала в российском прокате 5 февраля, так что её совсем не трудно посмотреть в кинотеатре. Альтернатива — пиратский DVD-скринер, который годится разве что для просмотра на телефоне.

«Вселенная Стивена Хокинга»

Пожалуй, лучший байопик из всех, что попали на «Оскар-2015». В отличие от «Игры в имитацию», «Вселенная» выглядит цельным и законченным произведением, создатели которого точно знали, что они хотели донести до зрителя.

Одна проблема — это не фильм о Стивене Хокинге, а фильм о его жене, чья книга легла в основу сценария. Именно поэтому знаменитый учёный во «Вселенной» показан человеком без недостатков, а его идеи и научные теории в истории всплывают подобно красиво оформленным цитатам из какой-нибудь группы во «ВКонтакте» — вне контекста, без глубины.

Если смириться с таким положением вещей и принять историю жизни Хокинга в формате драмы об отношениях с молодыми и красивыми актёрами в главных ролях, то в финале под трек группы Cinematic Orchestra не грех и слезу пустить.

Как посмотреть: фильм выйдет в российский прокат 26 февраля, уже после вручения «Оскара», однако 17 февраля в США он вышел на Blu-ray, поэтому уже доступен в сети в самом лучшем качестве — но только нелегально.

«Одержимость»

Самый простой и самый эффектный фильм-фаворит «Оскара-2015». «Одержимость» — это прямолинейная история о том, что по-настоящему хороший учитель должен быть врагом ученика, а лучше — коварным опереточным злодеем, не ведущим переговоров.

Картина ни разу не отходит с заданного пути и последовательно раскрывает это вечное противостояние, вынуждая исполнителей главных ролей буквально жить жизнями своих героев.

Во время съёмок ошеломительных барабанных соло Майлзу Теллеру специально не давали отдыхать, а его руки зачастую были покрыты настоящими мозолями и кровью, тогда как гений эпизода Дж. К. Симмонс, не раз воплощавший на экране образы редкостных сволочей, «выключил тормоза» и вволю отыгрался на своём экранном партнёре.

«Одержимость» — стремительная музыкальная феерия, которая, возможно, и не станет триумфатором «Оскара», но явно не «потонет» вместе с ним, как очередное мало кому нужное фестивальное кино.

Как посмотреть: некоторые кинотеатры в крупных городах показывают фильм единичными сеансами, однако в сети уже доступны его качественные копии.

«Отрочество»

Главное достижение режиссёра Ричарда Линклейтера в «Отрочестве» в том, что он не облажался. Снимая фильм на вечные темы в течение двенадцати лет с одними и теми же актёрами, можно было сломаться под грузом собственных амбиций и наделать море ошибок, но автор не совершил ни одной.

«Отрочество» не претендует на гениальность, но самыми простыми методами напоминает зрителям саму суть человеческого существования. Картина стала своеобразным ответом «Древу жизни» Терренса Малика. Пока Малик плетёт сложные концепции кадрами с космосом и динозаврами, Линклейтер достигает примерно такого же эффекта, снимая то, как здорово сидеть на бревне с едва знакомой девушкой, которая застенчиво тебе улыбается.

«Отрочество» стоит посмотреть не только для себя, но и для подготовки к «Оскару»: фильм имеет все шансы отметиться на церемонии.

Как посмотреть: фильм так и не добрался до российских кинотеатров, однако его можно как легально, так и нелегально посмотреть в сети.

«Охотник на лис»

Режиссёр Беннет Миллер, построивший карьеру на байопиках, снял байопик. Неожиданность.

«Охотник на лис» — история о психически нестабильном миллионере и филантропе Джоне Дюпоне и двух братьях «из ларца» — рестлерах Дэйве и Марке Шульцах (а не про охоту на лис, как можно было подумать).

Тягучее, меланхоличное и довольно мрачное полотно не снискало главную номинацию на «Оскар», однако у комедийного актёра Стива Карелла, почти до неузнаваемости изменившегося с помощью накладного носа, есть все шансы получить статуэтку за лучшую мужскую роль.

Как посмотреть: после почти никем не замеченной российской премьеры 29 января у фильма всё ещё осталось небольшое количество сеансов. Альтернатива — качественные копии на торрентах.

«Снайпер»

Предыдущий громкий успех Клинта Иствуда в качестве режиссёра пришелся на 2008 год вместе с фильмами «Подмена» и «Гран Торино». Если же последующие «Непокорённый» и «Потустороннее» не особо кому-то запомнились, но хотя бы окупились в прокате, то на «Дж. Эдгара» в исполнении Дикаприо с отваливающимся слоями гримом и на «Парней из Джерси» желающих посмотреть оказалось мало, да и критики отнеслись к ним без восторга.

Реабилитироваться и собрать урожай в виде денег и наград бывший герой вестернов решил, сняв фильм по мемуарам Криса Кайла — самого успешного снайпера в истории США, на счету которого 255 убийств.

Заблаговременно появившаяся интернет-шутка про Zero Dark Hurt Locker (смесь из названий двух последних лент Кэтрин Бигелоу) оказалась в точку — Иствуд снял компиляцию из всех фильмов последних лет про Ирак, да и ещё и с тележкой штампов военных кинокартин сверху (клиповый монтаж с тренировками, пост-травматический синдром и всё-всё-всё).

В этом году половина номинированных фильмов снята по реальным событиям и одному лекалу, но реальные шансы на победу есть только у оригинальных историй («Отрочество», «Бердмен», «Одержимость»), так что можно сделать вывод, что из чьих-то мемуаров манок для наград плохой. Подобные картины выбирают только для того, чтобы забить список номинантов. И Брэдли Купер в главной роли — тоже знак того, что «Оскара» не видать, ведь он сам актёр, которого из года в год номинируют для создания фона.

Как посмотреть: фильм доберётся до российского проката только 5 марта, но в сети его пока можно посмотреть только в виде пиратского DVD-скринера. Легально фильм можно будет посмотреть и заранее в рамках «Оскар-уикэндов», которые будут проводить некоторые кинотеатры.

У меня будет «Гранд Будапешт», если академики никак не отметят «Одержимость»,
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #Охотник_на_лис #Отрочество #Оскар_2015 #Бёрдмэн #Отель_Гранд_Будапешт #Вселенная_Стивена_Хокинга #Игра_в_имитацию #Одержимость #Снайпер #лучшие_фильмы_Оскара_2015 #что_посмотреть_из_номинантов_на_Оскар