Как это работает: Два часа «без монтажных склеек» в фильме «Бёрдмэн» Статьи редакции

Как снимался фильм-триумфатор «Оскара-2015» и откуда растут ноги у используемой в нём техники «непрерывной» съёмки

В ночь с 22 на 23 февраля триумфатором церемонии вручения престижной кинопремии «Оскар» стал фильм «Бёрдмэн» режиссёра Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Однако, несмотря на все творческие достижения картины, зрители продолжают обсуждать её техническую сторону: история о рефлексии стареющей голливудской звезды выглядит как единая 119-минутная сцена без монтажных склеек.

TJ решил разобраться, как «Бёрдмэн» создавался, откуда растут ноги у этой техники «непрерывной» съёмки и какие ещё картины последних лет могут ею похвастаться.

Потайные склейки

Миф о «Бёрдмэне», который следует развеять первым делом: фильм не снимался единым непрерывным планом. Картина состоит из порядка сотни фрагментов, протяжённость самых длинных из которых составляет около десяти минут.

Чтобы достигнуть эффекта «неотключаемой камеры», оператор Эммануэль Любецки, отработавший эту технику ещё на фильме «Дитя человеческое», использовал потайные монтажные склейки. Чтобы их заметить, достаточно посмотреть некоторые фрагменты «Бёрдмэна» в замедленном воспроизведении.

Стоит рассмотреть, например, сцену, где Ригган (Майкл Китон) выходит из театра, чтобы совершить короткую прогулку до бара вместе с Майком (Эдвард Нортон). Камера в этом эпизоде сначала следует за главным героем, а после того, как тот открывает двери на улицу, на мгновение вылетает вперёд. В этот момент из обзора зрителя пропадают и двери, и сам Китон, который спустя секунду вновь появляется в кадре. Однако между съёмками Китона на улице и Китона внутри для актёра могли пройти часы или даже дни.

Для поддержания иллюзии непрерывности в этой сцене авторам нужно было всего лишь снять актёра, открывающего двери, а потом заменить находящийся за ними зелёный экран на кадры из следующей сцены. Трюк здесь состоял лишь в том, чтобы синхронизировать движения камеры в конце одного дубля и в начале другого таким образом, чтобы зрители не заметили перехода.

Дальше прогулку по Бродвею прерывают склейкой в тот момент, когда камера на мгновение переводит своё внимание на уличного барабанщика. Миллисекунды, пока она направлена в стену, авторам хватило для того, чтобы начать новую сцену.

Когда Майк приглашает Риггана в бар, камера на мгновение оказывается в темноте, позволяя авторам начать снимать эпизод внутри питейного заведения уже с нового дубля.

Призрачная камера

Похожим образом авторы действуют и когда им нужно «просунуть» оператора в какое-нибудь небольшое отверстие. В одном из эпизодов камера как будто бы пролетает в гримёрку Риггана через стальную решётку в окне, однако реализован этот трюк точно так же, как и выход главного героя из театра на Бродвей. До окна идёт один дубль, а в помещении — уже другой, и связывают их между собой только аккуратно наложенные на кадр цветы и решётка.

Компьютерную графику активно использовали и во всех эпизодах с зеркалами: иначе оператор неизбежно появился бы в одном из многочисленных отражений.

Цифровой монтаж прямо в кадре

Во время работы над «Бёрдмэном» Иньярриту столкнулся с проблемой, которая чаще всего не беспокоит других режиссёров. Некоторые по-настоящему непрерывные эпизоды в фильме длятся по десять минут, и большое количество дублей не только стоило бы огромных денег, но и измотало бы всю съёмочную группу.

В эпизоде, когда главный герой знакомится с персонажем Эдварда Нортона, режиссёру понравились разные дубли для каждого из актёров, поэтому специалистам из студии Rodeo FX пришлось склеивать их между собой с помощью компьютерной графики. Задача была нетривиальной: камера в этом эпизоде вращалась вокруг Нортона и Китона, а фоновая обстановка в двух отснятых фрагментах отличалась.

По словам специалистов Rodeo FX, всего на двухчасовой фильм Иньярриту приходится девяносто минут спецэффектов, о большей части из которых зрители никогда не узнают. Например, когда Ригган громит свою гримёрку с помощью телекинеза, все разрушенные им объекты на самом деле выполнены с помощью фотореалистичной компьютерной графики.

В разговоре с TJ Илья Найшуллер, режиссёр фильма «Хардкор», целиком снятого от первого лица с элементами «однокадровости», поделился своим мнением о технической стороне «Бёрдмэна».

Илья Найшуллер,Музыкант, кинорежиссёр

Много «однокадровых» сцен фильма на самом деле собиралось из нескольких дублей. Так как камера всегда «гуляла», им приходилось строить 3D-декорации и привязывать всё это дело к живому миру. Что показательно, создатели «Бёрдмэна» дождались завершения наградного сезона чтобы разрушить миф о непрерывности сцен. Мне лично кажется, что именно такая графика достойна призов в первую очередь, ибо она абсолютно незаметна и при этом крайне эффектно погружает зрителя в происходящее на экране. В «Хардкоре» мы постоянно используем похожие трюки для склеивания кадров в примерно таких же целях — для погружения зрителя. Нам также важно ощущение однокадровости, при том что мы в погоне за ритмом отказались от полностью однокадрового фильма и порезали всё, что снижает темп повествования, сохранив ощущение непрерывности только в экшен-сценах.

Тем удивительнее, что эпизод, в котором главный герой выбегает на Таймс-сквер в одних трусах, действительно снимался на улице: у авторов не было денег ни на то, чтобы перекрыть площадь и заполнить её статистами, ни на то, чтобы отстроить декорации и нарисовать всегда оживлённый центр Нью-Йорка.

Поэтому режиссёр нанял барабанщиков, которые отвлекли внимание толпы от Китона в трусах, а актёр быстро и без лишнего шума пробежался по улице вместе с четырьмя членами съёмочной группы, а ещё восемь из них следили за толпой. К тому моменту, как зеваки поняли, что происходит, эпизод уже был отснят.

Истоки и перспективы

С точки зрения логики сами по себе длинные планы естественны для кино. Если взять смартфон и два часа снимать на него непрерывное видео, у любого желающего появится свой собственный «Бёрдмэн». Проблема только в том, что смотреться он будет скучно. Отсутствие или видимое отсутствие склеек накладывает на авторов множество ограничений, и интереснее всего наблюдать за тем, как кинематографисты с ними справляются.

Именно поэтому вся магия в якобы бесшовном «Бёрдмэне» заключается в его монтаже, а не в самих непрерывных планах — как бы парадоксально это ни звучало. Тот же «Русский ковчег» Александра Сокурова снят настоящим единым полуторачасовым планом, но за ним стоят утомительные репетиции, а не чудеса пост-продакшна.

Одним из самых ярких примеров «однокадрового» кино является «Верёвка» Альфреда Хичкока 1948 года. Основанную на одноимённой пьесе 81-минутную картину маэстро снял всего с девятью монтажными склейками, которые, как и его современные коллеги, всячески пытался скрыть.

Если говорить о режиссёре Иньярриту и операторе Любецки (оба мексиканцы), то их страсть к съёмкам длинными планами берёт начало в популярном среди мексиканских режиссёров тренде «plano secuencia» (единым планом). Приёмы из «Бёрдмэна» Любецки начал развивать ещё вместе с Альфонсо Куароном (тоже мексиканцем) при работе над фильмами «Гравитация» и «Дитя человеческое».

Но если «Гравитацию» с её до сих пор не превзойдённым 17-минутным «plano secuencia» во вступлении мир оценил по заслугам, то прорыв «Дитя человеческого» он начинает осознавать только сейчас. Способы помещать камеру в самую гущу событий и снимать экшен-эпизоды длинным планом Куарон и Любецки разработали ещё десять лет назад.

Для того, чтобы снять четырёхминутную непрерывную сцену нападения на машину для «Дитя человеческого», авторы фильма полностью перестроили автомобиль, так чтобы у него появилось два невидимых в кадре дополнительных водителя, а на крыше установили механизм, позволяющей камере протискиваться между актёрами, сидящими в салоне. И уже тогда Любецки и Куарон придумали прятать склейки в статичных кадрах — технологию, возведённую «Бёрдмэном» в абсолют.

В области «однокадровости» себя уже успело попробовать и телевидение: один из эпизодов сериала «Настоящий детектив» длится шесть нетронутых монтажёром минут, во время которых главный герой успевает поучаствовать в кровавом столкновении двух криминальных банд и полиции.

Длинные планы в кино используются уже давно, однако успех «Бёрдмэна» наверняка превратит их в тренд: не стоит удивляться, если ключевая экшен-сцена в одном из грядущих летних блокбастеров будет снята без склеек — по крайней мере, явных. Да и в грядущей череде экранизаций популярных компьютерных игр длинные планы придутся «к столу» — ведь сами по себе игры однокадровые с рождения.

Фанател от Любецки до того, как это стало мейнстримом,
Вадим Елистратов,
TJ

0
59 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Террористический месяц

Интересно, а кто-то реально думал, что монтажа не было?

30
Террористический месяц

Кто-то до сих пор верит, что земля плоская. Забыл на какой планете живешь чтоль.

23
Террористический месяц

Вы еще скажите, что на орбите китайской космической станции нет!

0
Террористический месяц

А небесная твердь как?

0
Террористический месяц
0
Террористический месяц

Очень интересно. Спасибо.

19
Террористический месяц

В фильме "Веревка" (1948) Хичкока, который тоже выглядит как один дубль, склейки маскировались подобным "Бердмэну" образом : уходом за объекты и спины персонажей. Только все это делалось без спецеффектов. Всего девять склеек на 80 минутный фильм.

13
Террористический месяц

В видео показаны некоторые склейки:

0
Террористический месяц

Ну эти склейки вообще настолько очевидны что похожи просто на фишку фильма. Зритель их видит очень явно. Каждая сцена заканчивается откровенным втыканием объектива камеры в спину актёру, даже если перед этим камера стояла неподвижно.

2
Террористический месяц

В "Веревке" Хичкок пытался добиться непрерывности действия в реальном времени, тем самым на постепенно нагнетая саспенс. Здесь склейки не "трюк", а вынужденная мера, т.к. бобин 35-мм пленки хватало примерно на 10 минут.
Сейчас не все понимают, что "Бердмэн" состоит из разных дублей, а в 1948 году данный способ монтажа и съемки были слишком экспериментальным и для неискушенных зрителей всё казалось одним длинным планом.

4
Террористический месяц

Смотрела фильм и считала склейки.) Операторская работа и актерская игра прям очень понравились, но сам фильм как-то не впечатлил.

9
Террористический месяц

но сам фильм как-то не впечатлил.

Это потому, что ты склейки считала))

17
Террористический месяц

Комментарий удален по просьбе пользователя

0
Террористический месяц

я в целом обожаю длинные планы, но к экшен сценах они смотрятся максимально эффектно, а когда задумываешься сколько труда вложено в минутные сцены, когда десятки людей, должны действовать четко и синхронно. Из самого свежего очень поразила сцена в церкви в кингсмене. Хоть там и не настолько длинные планы, но смотрится очень цельно

7
Террористический месяц

Комментарий удален по просьбе пользователя

3
Террористический месяц

Как же никто не вспомнил про "Искупление".

0
Террористический месяц

Ну поговаривают, что сцена в церкви чуть ли не одним дублем снята была. Но слабо верится, да.

0
Террористический месяц

не похоже, что одним. Я могу ошибаться, но даже по экранке видны кое-где склейки в самой сцене и использование компьютерных моделей вместо реальных съемок. Но самое главное, что эффект цельного плана все-таки создан.
 
Мне особенно нравится тенденция, что сейчас в экшен сценах камера становится все более и более самостоятельным "спецэффектом".

11
Террористический месяц

Комментарий удален по просьбе пользователя

5
Террористический месяц

Съемки и монтаж Бёрдмэна очень впечатляют. И большое спасибо за статью - очень интересно.

5
Террористический месяц

Кстати, очень странно, что длинные планы из фильма "Дитя человеческое" как-то действительно остались обделены вниманием. Помню как мы с коллегами-операторами в свое время по нескольку раз пересматривали сцену погони (упомянутой в статье) и сцену боевого столкновения в городе, которая тоже длится достаточно долго, с участием кучи народа, с танками, выстрелами по зданиям и т.д.

А еще есть картина Хичкока "Веревка", снятая всего в 10 монтажных склеек, тоже мало заметных глазу.

4
Террористический месяц

Любители кино сразу обратили внимание. Просто СМИ об этом не писали. Блогеры писали.

1
Террористический месяц

Друг давным давно советовал "Дитя человеческое", аргументируя невероятной операторской работой. Теперь я понимаю, что он имел ввиду.

1
Террористический месяц

Сцена прохода главгероя "Дитя человеческого" через поле боя просто гениальна.

1
Террористический месяц

Ещё по теме

5
Террористический месяц

Комментарий удален по просьбе пользователя

3
Террористический месяц

Вот еще одна бесподобная сцена одним планом

3
Террористический месяц

Про "Необратимость" почему-то никто не вспоминает.

3
Террористический месяц

Не знаю почему, но я чертовски рад за этих двух мексиканцев.

2
Террористический месяц

Было бы здорово упомянуть операторскую работу в фильме Алексея Учителя — Прогулка

2
Террористический месяц

После интерстеллара все решили что разбираются в теории относительности, теперь все решат что разбираются в режессуре

–1
Террористический месяц

Пару раз во время просмотра, я в голове сам себе проговаривал: "опа, склеили". Так же делала и моя девушка. А потом я понял, что это портит всю иллюзию и общее впечатление. Конечно же, понятно, что там очень много графики и монтажной работы, но если не задумываться и не искать эти склейки, картина реально завораживает.)

1
Террористический месяц

Небольшая статья на русском языке о технической составляющей "Бердмэна": о декорациях, спецэффектах и т.п.
http://startfilm.ru/news/article/7776/

1
Террористический месяц

не могу объяснить почему, видимо здесь таких много, я всегда непроизвольно замечаю такие сцены и потом отвлекаюсь на ахуенность такой работы. Збс статья, збс такие фильмы

1
Террористический месяц

Фильм на отлично, про монтаж понял к середине кина, пару раз замечал компьютерные декорации, но в целом это не принципально, и фильму идет на пользу.
не говрите майклу бэю, что так можно снимать, пажаласта.

1
Террористический месяц

В том же Kingsman сцена в церкви снята якобы одним дублем, а по факту — очень крутой монтаж.
Мне нравится этот тренд, каждый раз от длительных кадров испытываю эстетический оргазм.

0
Террористический месяц

Чтобы не быть голословным.

3
Террористический месяц

По-моему "одним дублем" и "одним кадром" не то же самое. Один дубль это значит сняли сцену и больше к ней не возвращались.

1
Террористический месяц

Угу. Один кадр — это статичное изображение. Из 25 кадров собирается секунда видео.

То, о чём тут идёт речь — это именно дубли. Сцены — это набор событий, связанных одной мыслью или местом действия. Одну сцену можно снять 30-ю дублями, а можно одним, как это любит делать Любецки.
То есть, да, дубли — это повторы действий, если с первого раза не вышло снять так, как задумывалось. Но в итоге в финальный вариант ленты входит всё равно один дубль.

1
Террористический месяц

У нас было так:
Кадр - это статичное изображение из последовательности которых состоит видео. Обычно 1/25-я секунды.
План - это отрезок видео от включения камеры (или монтажной склейки) до выключения камеры (строго следующая монтажная склейка). План может состоять из проездов/отъездов/наездов/панорамы или быть статичным.
Сцена - так как вы сказали: "набор событий, связанных одной мыслью или местом действия"
Дубль - это "эпизод съемки сцены". От команды включения камеры на площадке до команды выключения камеры.

Еще вспомнил - то что делает Любецки у нас называлось "внутрикадровый монтаж".

1
Террористический месяц

О, как. Спасибо. :)

0
Террористический месяц

Бердмэн прекрасен

После просмотра я был уверен в том, что он получит свои самые главные Оскары

Один из лучших фильмов последних лет

Кстати, странный "миф" о том, что фильм снят одним дублем)

Из одноклассников что ли взяли миф этот?)

–3
Террористический месяц

Огромное спасибо за статью, Вадим. Знаю, ты от Бердмена не в восторге, но приятно, что такая работа была проделана, за Найшуллера отдельное спасибо :)

0
Террористический месяц

Жду Возвращенца с нетерпением! Иньярриту и Любецки - отличная команда)

0
Террористический месяц

Мне долгий пролет камеры в Хранителях понравился, это было круто)

И в Глазах змеи вступительная сцена минут 15 с таким эффектом сделана, хотя фильм в целом средний.

0
Террористический месяц

Не про Монтаж, но про сюжет. Альпачино снялся в похожем фильме. Где тоже известный дядя, давно всеми позабытый, находит любовь, хотя хотел покончить с собой, ибо никому не нужен
http://www.kinopoisk.ru/film/493217/

Унижение 2014 года.

0
Террористический месяц

К слову, Хидео Кодзима, наверное первым стал использовать данный прием в компьютерных играх. Чего только стоит вступительный ролик к его последней части Metal Gear Solid, показанный еще в 2013ом.

0
Террористический месяц

64 год, Урусевский

0
Террористический месяц

Бля, я еще не читал на ТЖ более херовой статьи, чем эта.

–58
Террористический месяц
7
Террористический месяц

Чем же она хреновая?

0
Террористический месяц

Хотя бы тем, что 2/3 содержания этой статьи уже обсасывалось на пикабу.

–59
Террористический месяц

Пха. Логика просто охуенная. Я вот Пикабу не читаю и что же? Человек может и позаимствовал у них материала и принёс сюда. Что делает от этого статью хреновой, энивей?

15
Террористический месяц

Уважаемый сэр, как вы думаете, чьей именно проблемой должно являться то, что вы любите сидеть на Пикабу, где и лицезрели "2/3 содержания этой статьи"?

13
Террористический месяц

Чтение пикабу это как будто поедание конфеток, пока тебе, со всех сторон, ссут в лицо. Что-бы нормально читать нужно охуеть сколько фильтров поставить. Легче совсем не читать.

8
Террористический месяц

Пикабу? Там разве еще не зашкварено сидеть? Одни посты про путина и о том как хохлы соснули.

7
Террористический месяц

Комментарий удален по просьбе пользователя

1
Террористический месяц

Комментарий удален по просьбе пользователя

–1
Террористический месяц

Приемы, использованные в этом фильме, довольно новые. Впрочем, ничего интересного в них нет.

–1
Читать все 59 комментариев
null