Офтоп
Вадим Елистратов

Заметки на полях

Мысли о прошедшей неделе и «кухня» редакции: «Чаппи», скандал с зарплатами в Look At Media и скучная MWC

Скучный Mobile World Congress, бум виртуальной реальности на GDC, страсти вокруг Half-Life 3, скандал с зарплатами в Look At Me, премьера фильма «Чаппи», интересные материалы от коллег, ответы на вопросы читателей и другие мысли и наблюдения о событиях минувшей недели, а также новости о жизни редакции TJ от шеф-редактора.

Boring World Congress

Второй год подряд выставка Mobile World Congress в Барселоне проходит без «огонька». Конечно же, мы заметили, как наши западные коллеги наконец-то воспряли духом после мёртвого посленовогоднего периода и наштамповали море заметок об MWC, но есть в этом всём одна большая загвоздка — настоящих новостей среди этих текстов не так уж и много.

Десятки вендоров показали свои новые смартфоны, планшеты, портативные камеры и ещё бог знает что, но нас это всё с каждым разом волнует всё меньше. HTC в третий раз перевыпустила один и тот же смартфон, улучшив характеристики — окей. Samsung наконец-то сделала флагман без пластика — замечательно. Кто-то там выпустил SD-карту объёмом в сотни гигабайт — превосходно.

HTC One M9 — кажется, самый скучный смартфон-флагман в истории

Одна проблема — всё это лишь технологии ради технологий, и ни одна из них никак не изменит нашу с вами жизнь. Время революций прошло и пришёл застой: особенно это касается рынка смартфонов и планшетов.

По этому поводу хочется процитировать колонку Павла Городницкого из небольшого издания «Палач» под названием «Почему у нас не стоит на новые смартфоны».

На самом деле, революцию смартфонов убил не напрямую iPhone, а мобильный интернет, пришедший вместе с айфоном. Как только тарифы упали до адекватных цифр, а скорость интернета увеличилась до уровня комфортного использования, все остальные фишки перестали быть важными. Вспомните, как вы сами пользуетесь смартфоном: у меня это 80% соцсетей, еще 10% – поисковик, еще 10% – все остальное.

Павел Городницкий

«Умные» часы и луддитство

Одной из самых обсуждаемых новинок MWC стали «умные» часы Huaiwei, главное достоинство которых в том, что они похожи на обычные. Серьёзно. На их возможностях внимания никто не заострял. Все писали: «смотрите, они круглые и выглядят как обычные часы, вот здорово».

Но постойте: зачем «умным» часам вообще быть круглыми? С точки зрения их функций эта форма не имеет никакого смысла: не годится для просмотра изображений, неудобна для показа текста, да и приложения верстать для такого дисплея сложнее.

Круглая форма Huaiwei определяется только тем, что раньше на механических часах были стрелки, делающие круговые движения. Теперь никаких круговых движений нет. Да и стрелки не нужны — время можно показывать как угодно.

Получается, что участники ещё молодого рынка «умных» часов ориентируются на луддитов — на людей, которые хотят, чтобы им было привычно даже вопреки логике. Это как если бы мобильники сейчас продолжали выглядеть как дисковые телефоны только потому, что к ним многие привыкли.

Кто-то скажет, что круглые часы выглядят стильно, но почему бы не отбросить традиции и не попробовать изобрести новое «стильно»? Главная функция смартфонов с годами превратила их в огромные сенсорные экраны, очевидно, что и круглым «умным» часам в будущем места не найдётся.

Виртуальная реальность в каждый дом

Одновременно с MWC в Сан-Франциско проходила другая важная выставка — Game Developers Conference. На ней обычно анонсируют мало игр (организована она всё же для разработчиков, а не для простых пользователей), но показывают много интересных технологий и дают понимание того, куда в ближайшие годы будет двигаться вся индустрия.

В случае компьютерных игр ответ простой — виртуальная реальность, виртуальная реальность и ещё раз виртуальная реальность. По словам блогера Сергея Галёнкина, посетившего GDC лично, на ней только и говорят о VR — как о самих шлемах, так и о средствах разработки для них.

Sony уже объявила, что её очки виртуальной реальности для PlayStation 4 поступят в продажу в начале 2016 года, а HTC и Valve пообещали выпустить свои Vive уже осенью 2015-го. Похоже, мы совсем скоро узнаем, станет ли виртуальная реальность THE NEXT BIG THING или схлопнется и займёт относительно небольшую нишу, как 3D-кино.

Отдельно хочется отметить ситуацию с HTC Vive. Шлем, который на первый взгляд ничем не лучше решений конкурентов, сначала приняли прохладно, но потом с выставки начали появляться восторженные отзывы — говорят, что это первые VR-очки, от которых не устаёшь через полчаса. Похоже, на бурно развивающемся рынке в одночасье появился новый сильный игрок.

Half-Life 3 снова не вышла

Другой горячей темой GDC в очередной раз стала Valve и её легендарный, но никогда официально не анонсировавшийся шутер. Компания Гейба Ньюэла сделала множество анонсов, включая собственные очки виртуальной реальности и новый игровой движок Source 2, но не показала ни одной игры по этим технологиям — только вдохновлённое вселенной Portal техно-демо, которое многие ошибочно приняли за Portal 3.

Тот факт, что лекция одного из разработчиков Valve случайно выпала на три часа третьего дня третьего месяца, запустил новую волну слухов об анонсе Half-Life 3, но получилось всё как в приведённом ниже ролике.

Проблемы IT-изданий с российскими и западными новостями

На этой неделе в российских медиа запустилось сразу две дискуссии о том, что и как эти самые медиа пишут. Сначала наш главный редактор обратил внимание на то, как медлительно работают местные издания с западными новостями и попытался разобраться в причинах этого феномена.

А потом Антон Гладкобородов из Coub посетовал на то, что российские СМИ игнорируют успехи местных IT-проектов (мы тоже не стали писать новость об обновлении приложения Coub, да).

В данном случае разумнее всего привести фрагменты комментария нашего главного редактора к посту Гладкобородова. Лучше тут и не скажешь.

У нас есть определённый ресурс. Времени, внимания, сил, желания. Всё это сказывается на вероятности появления той или иной заметки. Главное, что в каждый момент времени происходят сразу несколько интересных нам событий, и приходится делать выбор — что важно, что хочется написать самому, что интересно читателю, с кем у нас есть контакт для создания эксклюзивности или дополнительной ценности. И в ситуации, когда приложение Coub получает обновление, а ты пишешь, например, про FREAK attack или разрывающую соцсети кампанию «Яндекса», у тебя, конечно, горизонт видимости такой «большой» новости слегка завален.

(...)

И у нас, и на западе издания не считают себя рупорами пиарщиков, поэтому и не обозревают выход каждого обновления. Наверное, это делает с успехом только The Next Web, но что-то я не вижу у них новостей про Stampsy, Luka или Coub. Или TechCrunch написал про апдейт приложения Coub для iOS? А знают ли про Coub издания The Verge или Recode?

И хотя тут сетовали на отсутствие активности PR-отделов некоторых компаний, это не решающий фактор. Решающий — это желание идти на контакт с обеих сторон. Это когда одни пользуются не только калькулятором, а другие — не только жалуются, что про них никто не пишет, но придумывают способы привлечь внимание аудитории изданий, если она им нужна. Или зачем нужны новости про Luka и Y Combinator «Ленте.ру» или как должен «Дождь» рассказать про Readymag?

Никита Лихачёв, главный редактор TJ

Look At Me и деньги

Другой громкий медиаскандал недели — ситуация с оплатой труда внештатных сотрудников в холдинге Look At Media. 2 марта фотограф Зарина Кодзаева пожаловалась на многомесячные задержки выплат, и это вызвало лавинообразный эффект — к ней присоединилось множество других обиженных издательским домом голосов.

Итог этой истории оказался впечатляющим — Look At Media полностью отказались от труда внештатников до первого июня, чтобы выплатить все задолженности. Как шутили по этому поводу в твиттере, «Мы тебе заплатим, но ты уволен».

В действительности мы регулярно слышим о том, что в других изданиях возникают ситуации с задержкой выплат на месяцы, и люди, работая с утра до вечера, влезают в долги, чтобы оплачивать квартиру и питаться.

Слоган американской социальной рекламной кампании о домашнем насилии

Обманчивый «Чаппи»

На этой неделе в российский прокат вышел третий фильм режиссёра Нила Бломкампа («Район №9», «Элизиум») под названием «Чаппи». Если вы вдруг решили сходить на него на выходных, ожидая правдоподобную историю об искусственном интеллекте и роботах, то, возможно, вам стоит отменить бронь.

В действительности «Чаппи» — это детская сказка о ребёнке в теле робота, в которой зачем-то есть сцены насилия. Вопросы робототехники, искусственного разума и бессмертия автора не интересуют совсем.

«Чаппи» — это все-таки не фильм об искусственном интеллекте. Если бы я пытался снять реалистичное кино на эту тему, это было бы другое кино. Я бы консультировался с программистами, исследователями, старался сделать всё правильно. Но на этот раз в таких консультациях не было нужды: я снимал картину о роботе-ребенке, так что мог немного смошенничать.

Нил Бломкамп, режиссёр

Фотография недели

Пожалуй, самое важное изображение, появившееся в сети за последние семь дней — создатель некогда вызывавшей насмешки маленькой инди-игры про кубики на обложке номера Forbes, посвящённого миллиардерам.

Такое ощущение, что это сюжет какого-то фантастического фильма про 35-летнего мужчину, который нашёл волшебную лампу с джинном.

Внеклассное чтение

  • Редактор «Кинопоиска» Татьяна Шорохова написала полезную заметку, рассказывающую о том, каким образом окупаются голливудские фильмы. И нет, речь не о том, что кинотеатры забирают половину прибыли — всё намного сложнее.
  • У наших коллег из ЦП стоит почитать хронику эпичной перепалки между Олегом Тиньковым и сотрудниками «Рокетбанка».
  • «Афиша» попросила сценаристов прокомментировать список тем, предложенных Минкультом для картин, претендующих на государственную поддержку. Кроме того, у них стоит почитать статью об известных людях, которым симптомы аутизма не помешали добиться успеха в жизни.
  • Один из самых недооценённых материалов недели на TJ — наш главный редактор законспектировал лекцию Демьяна Кудрявцева «о будущем медиа». Интересно, пусть и далеко от современных реалий.
  • На Look At Me стоит обратить внимание на статью про неожиданно прибыльные профессии.

Ответы на вопросы читателей

В комментариях под каждым выпуском «Заметок» вы можете задавать мне вопросы, ответы на которые получите через неделю.

Paul Potseluev: Какие зарубежные техноСМИ мониторите? Какой по продолжительности жизненный цикл среднего материала на TJ (от задумки до спада активности)? Спасибо.

Какие СМИ мы мониторим, хорошо видно по нашему медиатору. Естественно, мы не ограничиваемся чтением некого набора сайтов. Идеи для статей и новости нам регулярно подкидывают читатели, Twitter и другие ухищрения.

Антон Процюк: А как у вас дела с поиском нового редактора? Есть сейчас стажёры?

Сейчас в редакторском Slack «варятся» два человека, которые время от времени помогают нам, но не на постоянной основе. И это не значит, что мы уже кого-то нашли и вот-вот возьмём. К сожалению, нет. Мы в активном поиске.

Тут ситуация как с девушками. Ты либо находишь ту, которая уже всё прекрасно понимает, но успела завести множество неистребимых тараканов в голове, либо начинаешь кого-то «нулевого» учить всем азам с призрачной возможностью спустя долгое время получить идеального кандидата.

Marat Khamadeev: А вы налоги платите с денег за комментарии?

Ну а почему нет-то?

Какой-то чувак: Вообще, было б здорово, если б вы публиковали больше фото (или даже видео), демонстрирующих «внутрячок» редакции, что происходит с вами #прямосейчас.

В одном из прошлых выпусков я писал, что мы решили пока не встречаться в офисе (раньше делали это по два дня в неделю, чередуясь с ЦП), но на этой неделе всё же один раз съехались. Не знаю, каких вы фотографий ждёте: мы не стоим на головах, а большую часть времени молча (пока Лихачёв не начнёт над чем-нибудь ржать) стучим по своим клавиатурам.

В этот раз вот на рабочем месте Филиппа Концаренко я нашёл англоязычный Wired (тот самый номер с Павлом Дуровым) и бутылку вина. Такие вот дела.

Калина Красная: Сталкивались ли журналисты TJ с реакцией цензурных органов на опубликованные материалы? Возможно, существуют негласные правила, о чем писать не следует. Каково в целом отношение редакции к этим правилам, если таковые присутствуют даже на интуитивном уровне?

Кроме Роскомнадзора со вполне понятными претензиями на моём веку к нам никто не приходил. Каких-то чётких правил, о чём писать, у нас нет: все эти вопросы решаются с точки зрения здравого смысла. Разве что, лично меня попросили не углубляться в узконаправленные новости про игры: теперь на такие материалы мы решаемся, только если вся редакция понимает их важность.

Неделя в редакции

На этой неделе мы не только выпустили бета-версию своего нового iOS-приложения, но и уже успели обновить его с учётом отзывов пользователей. Оно пока, конечно, не «летает», но на то она и «бета».

Приложение очень светлое и аккуратное на вид. Поддерживает iPhone 6, iPhone 6 Plus и iPad. Надеемся, вам понравится.

После перезапуска TJ новые аппы для iOS и Android были для нас одним из главных приоритетов, потому что текущая версия не охватывает клуб читателей. Собственно, наша «перезагрузка» завершится тогда, когда вы сможете, увидев что-то интересное на улице, сфотографировать это на смартфон и тут же опубликовать на TJ.

Что касается общего настроения в TJ: мы всё ещё ищем нового редактора. Тот факт, что нас всего трое, работает как естественный ограничитель даже в творческом смысле — уходить с головой в большие материалы получается реже, потому что никакого подкрепления нет. Постоянно приходится отвлекаться от текстов и заниматься микроменеджментом.

Мы, конечно же, не унываем и просто делаем то, что нужно делать в такой ситуации — работаем.

До связи через неделю, девушек с наступающим 8 марта,
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #Look_At_Media #Half_Life_3 #Чаппи #Заметки_на_полях #MWC_2015 #Mobile_World_Congress_2015 #HTC_Vive