Офтоп
Вадим Елистратов

Заметки на полях

Мысли о прошедшей неделе и «кухня» редакции: возвращение нетбуков, исчезновение Путина и «Последний человек на Земле»

Apple Watch и проблема наследования, возвращение нетбуков, исчезновение Путина, сериал «Последний человек на земле», интересные материалы от коллег, ответы на вопросы читателей и другие мысли и наблюдения о событиях минувшей недели, а также новости о жизни редакции TJ от шеф-редактора.

Apple сама не знает, зачем нужны Watch, и это нормально

Минувшая неделя была очень тихой, если не сказать прямо — скучной. В понедельник прошла презентация Apple, явно ничьи представления о мире не перевернувшая, и после неё, кажется, так больше ничего важного и не случилось.

Поэтому последние несколько дней прошли в постепенно утихающих спорах об Apple Watch. Вопросов для дискуссий они создали не так уж и много, и главным из них стал самый банальный — «брать или не брать».

Журналисты решили в данном случае особо не рисковать и пошли по проторенной дорожке — начали писать колонки о том, почему они НЕ купят Apple Watch. В случае с Apple показное игнорирование всегда приносит много внимания и, конечно же, трафика. Честно говоря, в этот раз таких материалов было так много, что в глаза, наоборот, начали бросаться только восторженные отзывы.

Но, чтобы понять, что действительно происходит с Apple Watch и какое их ждёт будущее, лучше читать не эти колонки, а вспомнить, как в своё время СМИ приняли iPad.

На этот раз, в виде исключения, первая реакция не была хором восторженных голосов. Пока iPad был недоступен (его собирались пустить в продажу в апреле), и некоторые из посмотревших демонстрацию Джобса не вполне поняли, что это такое. Накачанный стероидами iPhone? «Я не испытывал подобного разочарования с тех пор, как Снуки и Ситьюэйшн переспали», — писал обозреватель журнала Newsweek Дэниел Лайонс, который по совместительству выступал в интернет-пародии как «Фальшивый Стив Джобс». Один из авторов блога Gizmodo опубликовал статью под названием «Восемь отстойных особенностей iPad» (не поддерживает мультизадачность, нет видеокамер, не поддерживает Flash…). Даже название стало в блогосфере предметом насмешек, сопровождавшихся язвительными комментариями на тему женских гигиенических товаров и прокладок «макси». Хэш-тег #iTampon в тот день занял третье место в списке самых популярных тем в микроблогах Twitter.

Фрагмент из биографии Стива Джобса

Устройство, которое впоследствии разошлось сотнями миллионов штук, миру не смог объяснить даже сам Стив Джобс. Из текста его биографии становится ясно, что в первое время Apple не понимала, как рекламировать iPad, потому что сама не знала, зачем он действительно нужен.

Корпорация из Купертино так давно не презентовала принципиально новые устройства, что все позабыли, что ни одно из них не казалось обязательной частью нашей жизни на старте. Тот же iPad определило чутьё Джобса, увидевшего потенциал в такой форме, и идеи разработчиков приложений, которые этот потенциал сумели раскрыть.

В случае с Watch задача Apple состоит в примерно том же — дать первоначальный толчок устройству на рынке своей фирменной аурой, а затем, спустя год, уже более уверенно презентовать Apple Watch 2 с помощью кейсов, придуманных самими пользователями и разработчиками.

Поэтому дальнейшую судьбу часов Apple скорее всего определит не стартовый пакет программ от гигантов вроде Uber и Twitter, показавшийся прессе скучным. Её определит какой-нибудь ещё никому не известный стартап, который «взлетит» именно благодаря уникальному применению Watch.

Watch и проблема наследования

Куда менее явный и куда более интересный вопрос, связанный с Watch — это так называемая «проблема наследования». Самая дорогая разновидность часов стоит более десяти тысяч долларов или, согласно текущему курсу, более 600 тысяч рублей.

Корпус из золота превращает эти устройства в ювелирные украшения, и тут-то и возникает очень серьёзная проблема. Дорогие Apple Watch — словно шоколадная конфета в обёртке из драгоценного металла: внешне красиво, но начинка, ради которой всё затевалось, очень быстро портится.

«Умные» часы за десять с лишним тысяч долларов нельзя оставить в наследство, потому что через три-четыре года их поддержка прекратится, а аккумуляторы окончательно износятся. И что дальше?

В голову приходит масса вариантов, но наиболее реалистичным кажется только один — для покупателей Apple Watch Edition будет создана программа замены. Отдал устройство на переплавку — получил солидную скидку на новую модель.

Эти нюансы также позволяют предположить, что Watch будут устаревать не так стремительно, как iPhone и iPad, а Apple из технологического гиганта, продающего миллиарды одинаковых смартфонов, превратится в более персонализированную компанию, не бросающую пользователей некоторых своих устройств сразу по истечении гарантийного срока.

Внезапное возвращение нетбуков

После того, как планшеты захватили мир, казалось, что категория нетбуков навсегда канула в лету. Кому нужны маленькие слабые ноутбуки для сёрфинга в сети, если для этого теперь есть более удобное устройство?

Однако в 2015 году нетбуки в несколько извращённой форме неожиданно возвращаются. Да, новый MacBook от Apple и второе поколение Chromebook от Google — это по сути нетбуки. Хотя бы потому, что у первого всего один порт и мобильный процессор, а у второго — связывающая по рукам и ногам Chrome OS.

В своё время Стив Джобс говорил, что никому не нужен экран с пристёгнутой клавиатурой, однако новый MacBook 2015 года именно им и является. И ни этот факт, ни звание «нетбука» нельзя считать оскорбительным.

Дело в том, что в будущем все ноутбуки будут нетбуками — тончайшими «раскладушками» без единого порта, заряжающиеся по «воздуху» от стола, на котором стоят. Просто мы к этой мысли пока не привыкли.

Исчезновение Путина

Кто и когда первым обратил внимание на то, что президент России пропал, не ясно, однако факт остаётся фактом. 11 марта СМИ сообщили, что Путин не появлялся на публике с 6 марта, и одновременно оповестили о том, что по неофициальной информации он отменил свой визит в Казахстан из-за болезни.

Утром 13 марта президент (якобы?) направил телеграмму в адрес участников Чемпионата миру по шорт-треку, и многие серьёзные издания вышли с абсурдными по своей сути заголовками.

В тот же день Путин (якобы?) встретился с председателем верховного суда Вячеславом Лебедевым, однако пользователи сети тут же решили, что репортаж смонтирован из старых кадров.

К пятнице стало окончательно понятно, что Путину придётся появиться где-нибудь на публике, чтобы доказать, что он жив. Ещё неделю назад такая ситуация могла бы показать немыслимой, но зато теперь можно абсолютно точно сказать, что президент России больше, чем просто президент. Многие жители страны вполне уверены, что в случае смерти Путина, этот факт будут скрывать до последнего, как будто речь идёт о каком-нибудь царе.

Так или иначе, из «исчезновения», чем бы оно ни было, получился хороший повод для шуток.

Последний человек на Земле

Первого марта на телеканале Fox достаточно тихо (в России уж точно) стартовал сериал «Последний человек на Земле», о котором вы ещё могли не слышать, но обязательно услышите.

Я не раз замечал, что по-настоящему культовые шоу всегда объединяет концепция, укладывающаяся в одно предложение — «маньяк убивает маньяков» («Декстер»), «учитель химии узнаёт, что у него рак, и начинает варить метамфетамин» («Во все тяжкие»), «выжившие пассажиры упавшего самолёта оказываются на необитаемом острове» («Остаться в живых»).

Так вот «Последний человек на Земле» — именно такой сериал. У него всё ясно уже из названия: правда, через несколько эпизодов выяснятся, что слово «man» в заглавии означает не «человек», а «мужчина», но суть остаётся неизменной.

Это шоу — ответ модной нынче теме пост-апокалипсиса: здесь после того, как всё человечество вымирает, главные герои не сражаются за выживание, а, наоборот, маются от безделья на руинах избыточности, в которой мы все живём.

И самое главное: концепция «Последнего человека на Земле» даёт авторам неисчерпаемое поле для остроумных шуток, которые зачастую совершенно неожиданным образом выбираются за рамки шоу.

Вопросы читателей

В комментариях под каждым выпуском «Заметок» вы можете задавать мне вопросы о жизни редакции, не связанные с технической стороной проекта. Ответы по традиции будут опубликованы через неделю.

Нел Аратюнян: Вадим, с момента введения системы закрытых платных комментариев прошло уже около трёх месяцев, если не ошибаюсь. Сделай отчет, оправдала ли себя такая система закрытого клуба, что с трафиком, доходом, сколько всего народу зарегистрировалось? Открой нам цифры или, если не хочешь, сообщи абстрактно, нужен ли был ваш перезапуск или нет.

Сообщать цифры не в моей компетенции, но если у Влада или Никиты вдруг возникнет подобное желание, я думаю, что они сделают это в комментариях или в очередном посте о состоянии дел в клубе читателей.

В том, что перезапуск состоялся, ни у кого в редакции сомнений нет. TJ начал работать совсем по-другому, и нам нравится, в каком направлении он двигается.

Если говорить о комментариях, то их качество на сайте заметно повысилось. Когда я читаю, что пишут под нашими постами во «ВКонтакте», я зачастую прихожу в ужас и начинаю радоваться тому, что на сайте имеется подобная нехитрая фильтрация — карма и психологический 33-рублёвый барьер, смысл которого многие так и не поняли (нет, на эти деньги мы не сможем жить на Канарах до конца дней).

А о клубе читателей и говорить нечего — радуют каждый день, зачастую замечая новости быстрее нас. В конце концов, клуб уже дорос до того, что превратился в самостоятельное издание с внутренней саморегуляцией и своим собственным набором страниц в соцсетях. И дальше будет только круче.

Ghost: «Разве что, лично меня попросили не углубляться в узконаправленные новости про игры». А в чём причина, разве у TJ были какие-то ошибки? Мне кажется какие-то общие вещи, как дата выхода MGS V, закрытие Maxis вполне себе можно выносить на главную, но решать вам. Просто наши игровые СМИ (ну кроме IGN, который в последний год очень радует), не то чтобы пример профессионализма.

Мы не углубляемся в тему игр отчасти потому, что она приносит с собой аудиторию, которая нас не слишком интересует. Поэтому мы в данном случае освещаем только прецеденты и вещи, понятные большинству читателей. У нас хватит компетенции написать статью про новое DLC к Destiny, но это просто не формат TJ.

Нашу позицию по этой теме я вижу где-то между The Verge и Wired, не забивающих информационные каналы скриншотами и трейлерами, а пишущими об играх, когда те становятся общекультурным явлением.

С другой стороны, когда в клубе читателей появится деление на темы, думаю, там будет раздел для игр, куда я сам стану с радостью писать.

mari.chou: Тут выяснилось, что у редакции нет гайда, ну или его не предоставляют отдельным редакторам (хотя вряд ли). Почему?

Не совсем понял, о каком гайде идёт речь, но, судя по контексту, речь о редакционном уставе. У нас его нет, потому что мы постоянно меняемся и эволюционируем. То, что работало год назад, сегодня уже не имеет смысла. И наоборот.

Поэтому, чтобы «въехать» в TJ нужно время. Редакционная политика хранится у нас в головах и состоит из тысяч маленьких решений, принимаемых ежедневно. Например мы раньше писали «гигагерц» вместо «ГГЦ», а недавно поняли, что оно того не стоит. Или запрещаем себе публиковать в соцсетях некоторые особенно заезженные картинки-мемы. Так и живём.

Внеклассное чтение

  • Материал недели у наших коллег из ЦП по TJ-шному весёлый: сотрудники маркетинговой компании привлекли внимание к своему ребрендингу обнажённой фотосессией.
  • «Афиша» продолжает успешно эксплуатировать тему вызванной кризисом «стильной бедности». Материал о лучшей шаверме в городе — настоящий шедевр: «Вы можете добавлять в шаурму все что угодно, кроме пафоса — этот ингредиент убьет саму суть. После дюрюма на душе безжизненно и холодно. Хотя вроде и вкусно».
  • На The Village явно неделя здоровья. Там можно узнать, зачем ходить к врачу, если ничего не болит, и что будет с волосами, если зимой ходить без шапки.
  • Meduza в пятницу рассказала, как устроен Роскомнадзор, а чуть ранее подробно раскрыла историю с плагиатом главной песни 2013 года.

Неделя в редакции

Непростой период с нехваткой одного редактора на TJ (самый долгий на моей памяти) продолжается, хотя наши стажёры Саша Щепилов и Женя Кузьмин теперь заметно облегчают его.

Восьмое марта часть редакции провела с цветами в руках, часть — распевая в караоке Джастина Тимберлейка, а я тем временем практиковался в кондитерских делах.

До связи через неделю,
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #Apple_Watch #Неформат_за_неделю #Заметки_на_полях #нетбуки #Путин_исчез #Последний_человек_на_Земле