Финляндия откажется от преподавания по предметам в пользу преподавания по темам Статьи редакции

Правительство Финляндии намерено провести крупнейшую реформу в истории образования страны, введя преподавание по темам вместо преподавания по предметам. Об этом сообщает The Independent.

Несмотря на то, что система образования Финляндии считается одной из лучших в мире (в 2012 году государство занимало двенадцатое место в престижнейшем рейтинге PISA по качеству обучения), власти страны намерены устроить местным старшим школам настоящую встряску.

Вместо привычного преподавания по предметам в Финляндии предлагают ввести обучение «по явлениям» или по темам. В новом режиме от школьника не потребуют проходить полные курсы физики и английской литературы, а позволят выбрать их отдельные фрагменты, которые пригодятся ему в будущем.

Главная задача инновационной системы образования — избавиться от вечных вопросов «Зачем мне это знать?» и «Для чего я это учу?». Каждая «тема» будет состоять из целого комплекса привычных предметов — например, во время курса «работы в кафетерии» подростки смогут получать знания о языках, математике, навыках письма и общения с клиентами. При этом записываться на любую «тему» учащийся будет, руководствуясь представлением о её необходимости для своей дальнейшей жизни.

Новая система станет испытанием не только для учеников, которым предстоит работать небольшими коллективами, чтобы получать навыки работы в команде, но и для преподавателей — им также придётся более тесно взаимодействовать друг с другом. Каждая «тема» разделена на несколько занятий с разными учителями, чьи программы должны идеально дополнять друг друга.

Глава департамента образования Хельсинки Марьо Киллонен (Marjo Kyllonen), автор реформы, намерена привлекать преподавателей к новому способу обучения небольшими прибавками к зарплате.

Школы сейчас учат детей старомодным образом, больше подходящим для XX века, но в наше время запросы изменились, нам нужно что-то подходящее для XXI века.

Марьо Киллонен, инициатор реформы образования

Первые тесты новой системы обучения показали положительную динамику: ученики более заинтересованы в образовании, если видят непосредственную пользу от каждого предмета. Завершить реформу по всей стране предполагается уже к 2020 году.

Помимо этого в Финляндии с 2016 года ученикам разрешат почти полностью отказаться во время занятий от ручки и карандаша в пользу компьютерной клавиатуры. Тем не менее занятия с прописями пока полностью отменять не планируется.

0
74 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Уполномоченный файл

Комментарии на многих сайтах к этой новости поражают воображение, конечно. Почему даже довольно образованные люди заведомо считают, что если кто-то учится по отличающейся от их программе, то это будет менее эффективно?

Или это так вбитая в голову мысль «советская система образования самая лучшая в мире» отзывается?

45
Уполномоченный файл

Потому что подавляющее большинство школьников не способно самостоятельно выбрать специальность, тему. Даже средне специальное образование (внезапно оно весьма похоже на описываемое в статье, не по структуре, а по сути) начинается слишком рано. А на выходе получаются люди, способные работать разве что в кафетерии. Преимущество классического образования, в том, что оно учит думать. Оно формирует широкий кругозор. Безусловно и у меня были предметы, которые я недолюбливал, но сейчас я понимаю, что они были важны. А школьники в их возрасте этого не понимают.
По сути, задача образования - развить мозг, мышление, сами знания уже второстепенны. А что разовьют курсы бариста? Но чего там, глупыми людьми проще управлять.

19
Уполномоченный файл

Преимущество классического образования, в том, что оно учит думать

Блядь, по зубам аж дать охота. Скажи ещё, что учит учиться. «Классическое образование» — это когда тебя задрачивают на какую-то невнятную хуйню, потому что кто-то считает, что это нужно.
Давай я расскажу тебе о сосисках. О моей замечательной коллекции сосисок. У меня много сосисок. Разных, красивых. Есть длинные сосиски. Есть короткие сосиски. Есть толстые сосиски. Есть тонкие сосиски. Есть розовые сосиски. Есть белые сосиски. Есть соевые сосиски. Есть свиные сосиски. Есть говяжьи сосиски. Есть сырные сосиски. Есть копчёные сосиски. И каждое сочетание характеристик носит своё имя. И каждое тебе нужно знать назубок. Зачем? Чтобы сдать сосисковедение, конечно! Тебе это ого-го как пригодится в жизни, а кругозор-то как расширит! И похуй, что ты хочешь работать астрономом. Астрономы тоже едят сосиски, видишь, наука-то прикладная, без сосисочек в жизни никуда! Пиздец просто.

40
Уполномоченный файл

Преимущество классического образования, в том, что оно учит думать

Классическое образование учит сдавать тесты и контрольные, а не думать

А что разовьют курсы бариста?

Помимо курсов бариста там будут и другие курсы. Школьники смогут пробовать себя в разных сферах, чтобы понять что им действительно нравится и чем им хочется заниматься всю жизнь. А в "классическом" образовании школьникам приходится в 17 лет выбирать направление в вузе имея крайне смутные представления о том чем они будут заниматься.

19
Уполномоченный файл

Классическое образование учит сдавать тесты и контрольные, а не думать

Тесты и контрольные работы это не более чем методы контроля освоения учеником учебного материала. Вы знаете какие-то другие методы, которые позволят выяснить что у него там отложилось в голове?

7
Уполномоченный файл

А как насчет того чтобы обойтись без контрольных работ?

1
Уполномоченный файл

Ну, вам, видимо, виднее, что там эти финны придумали, почему они так придумали. Куда уж их министерству образования до нашей классической школы, которая учит думать! А эта ювенальная юстиция! Детей забирают из-за подзатыльников, изверги!

11
Уполномоченный файл

Напомните, как ставить смайлик фейспалма?

3
Уполномоченный файл

В России в школах учат думать, в армии не думать, а в ВУЗах выкручиваться.

2
Уполномоченный файл

В школах теперь учат писать ЕГЭ.

2
Уполномоченный файл

там похоже сейчас не только ЕГЭ, там еще всякие доЕГЭ появились.

0
Уполномоченный файл

Какой умный, аргументированный ответ, Илья. Браво!

2
Уполномоченный файл

Как видно, у моего тёзки, прошу прощения за термин, "бомбит" на этой теме.

1
Уполномоченный файл

Насколько я понимаю, дети не будут выбирать содержимое пакета:

"мне две информатики и астрономию, пожалуйста. А физику можете совсем не давать"

Будут бандлы:

"Работа в кафе" содержит базовую математику, жонглирование предметами и стрессоустойчивость.

"Программист" содержит высшую математику, основы ооп, язык на выбор углублённо и основные базовые.

И тд

2
Уполномоченный файл

Преимущество классического образования, в том, что оно учит думать. Оно формирует широкий кругозор. Безусловно и у меня были предметы, которые я недолюбливал, но сейчас я понимаю, что они были важны. А школьники в их возрасте этого не понимают.

И именно поэтому школьники не учат те предметы которые недолюбливают и не получают никакого широкого кругозора

1
Уполномоченный файл

То, что у вас получается думать, и вам понадобились знания из школы/ВУЗа совсем не означает, что у всех так. Есть вероятность, что вы бы и без образования были образованы :)

0
Уполномоченный файл

Комментарий удален по просьбе пользователя

0
Уполномоченный файл

Всю жизнь не любила школы за то, что приходилось учить ненавистные предметы. Здорово, что у кого-то может появиться возможность изучать те предметы, которые вызывают неподдельный интерес. Я думаю, что в случае с подобной системой образования многие науки смогут изучать более детально и скрупулезно, а не "пробегаться по основам", как это бывает обычно в школах и даже университетах. В любом случае интересно будет взглянуть на результаты этого эксперимента.

15
Уполномоченный файл

Я думаю, что реальная реформа в Финляндии отличается от популизаторского изложения в прессе. Скорее всего, речь идёт о старших классах и об отдельных дополнительных направлениях. А экспериментирование в образовании идёт постоянно, новые методики, новые программы - дело обычное. Помните, наверное, "Два капитана" Каверина?

> Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский. На уроке естествознания утка изучалась как утка: какие у нее крылышки, какие лапки, как она плавает и так далее. На уроке географии та же утка изучалась как житель земного шара: нужно было на карте показать, где она живет и где ее нет. На русском Серафима Петровна учила нас писать "у-т-к-а" и читала что-нибудь об утках из Брема. Мимоходом она сообщала нам, что по-немецки утка так-то, а по-французски так-то. Кажется, это называлось тогда "комплексным методом".

15
Уполномоченный файл

» А экспериментирование в образовании идёт постоянно
Эксперементирование может и идёт, но результаты экспериментов нигде не используются. «Это всё интересно и очень эффективно, но лучше мы будем и дальше учить как 150 лет назад»

2
Уполномоченный файл

Комментарий удален по просьбе пользователя

12
Уполномоченный файл

Запишутся на десяток разных тем, будут выбирать.

2
Уполномоченный файл

Комментарий удален по просьбе пользователя

15
Уполномоченный файл

Комментарий удален по просьбе пользователя

6
Уполномоченный файл

Пусть поют и рисуют, или художники и певцы уже не люди?

1
Уполномоченный файл

Комментарий удален по просьбе пользователя

4
Уполномоченный файл

На данный момент эта система внедрена в старших классах, думают над тем чтобы расширить ее до детей от 12 лет. Там дети уже примерно представляют что им нравится помимо рисования и пения.

0
Уполномоченный файл

Тунеядцы же.

0
Уполномоченный файл

Всю свою принудительно-образовательную часть жизни мечтала о такой системе образования. Мне кажется, только такая схема и сможет развить из ребенка талантливого специалиста, который будет заниматься интересной ему работой. А интерес к работе и двигает прогресс.

8
Уполномоченный файл

В школе дают ровно такой минимум знаний по всем предметам, чтобы ты мог не чувствовать себя иноплагетянином.

В школе не нужен такой подход по темам, дети должны изучать все предметы, для избирательности существуют высшие учебные заведения

9
Уполномоченный файл

минимум знаний

Охуеть просто, ебал я такие минимумы. В школах не просто грузят тоннами ненужной информации. Основная проблема в том, что в учебника есть тема — и нужно её зазубрить. Чтобы знать. Пригодится.
Почему бы не идти от обратного — есть какое-то явление, а уже его объяснять? Например, разобрать по кусочкам, почему радуга цветная, откуда она появляется, или почему в очках-поляроидах не видно отражений, или что производная — это скорость изменения скорости. В итоге не получается ни хуя прикладного, просто разрознённые массивы знаний, которые висят мёртвым грузом.
Финны пошли против этого, молодцы. Думаю у них будет список обязательных тем, чтобы покрыть базовые знания, причём из него дети вынесут намного больше пользы, потому что будут знать не бесполезные частности, а принципы, по которым объекты на планете взаимодействуют друг с другом.

16
Уполномоченный файл

Про зубрение не понял, это вы про какой предмет? Ботанику, что ли?
Если вам в школе не объясняли, что производная — это скорость изменения скорости, то это факт вашей личной биографии (зачёркнуто) проблема вашей школы, а не "классической" системы образования. Про поляризацию вот не припомню, а про радугу мы в школе достаточно подробно разбирали, хоть и без количественных расчётов.

7
Уполномоченный файл

Внимание, сейчас я приведу один замечательный факт личной биографии 95% людей зачёркнуто проблем их школы.
Вы не знаете, что такое «момент инерции» и «момент силы». Вы можете даже помнить, что это векторная физическая величина, равная векторному произведению радиус-вектора (проведённого от оси вращения к точке приложения силы — по определению) на вектор этой силы. Можно даже вспомнить какие-то формулы для тел разной формы или теорему Штейнера. Но зачем он нужен? Что это вообще такое? Неизвестно.
Я считал, что учился, в школе, которая казалась мне приличной. Сдавал лабы по физике на эту тему, но не знал, что это. В универе тоже. Только на втором курсе посмотрел этот видос. Понял за десять секунд. Момент инерции  и момент силы — это как масса и сила, но при вращении.
Может, я, конечно, ошибаюсь, и это, как говорится, — известные каждому школьнику понятия, но, судя по моим наблюдениям, большинство учившихся по замечательной «классической» системе образования живут с кругозором такой ширины, что вышеизложенным концепциям там места нет, не говоря уже о многих других.
Короче, я к чему: «классическая» система хороша только в теории, и если вываливать на человека груду слабо связанных знаний, даже не объясняя толком, что это и зачем они в жизни нужны, то он ничего из них не вынесет и не запомнит. Вообще. И ни о каком «кругозоре» не может идти и речи.

9
Уполномоченный файл

Литература например. Зубри стихи и все такое.

2
Уполномоченный файл

История, например. Я только сейчас, спустя 15 лет, начал понимать смысл некоторых исторических событий, и то благодаря интернету, где можно рассудительно прочитать разные источники и сопоставить у себя в уме. Вспоминается, что это уже рассказывали в школе и институте, но тогда это воспринималось совсем-совсем по-другому, оторванно от реальности. С литературой та же самая история. Все это запихивали в голову, но только взрослые люди могут понять взрослые темы.

2
Уполномоченный файл

"Бородино".

0
Уполномоченный файл

Единственный предмет, по которому заставляли постоянно что-то зубрить в школе, - это русский язык (правила, исключения из них и тд). Но от него никуда не деться. Хороший учитель всегда может заинтересовать учеников своим предметом. Если не нравится предмет, то делай минимум и получай свою 3 (не относится к основным предметам, так как грамотно писать и считать должен уметь любой выпускник школы), а на любимый трать больше времени (умные родители поймут такое стремление). Если уж речь пошла о массивах информации, то стоит сказать, что в ВУЗе объем получаемой информации в десятки раз превышает школьный курс, в котором действительно дается самый минимум.

2
Уполномоченный файл

Лол, а зачем его зубрить? Нужно им пользоваться просто, вот и всё. Никогда не учил, просто читал книжки, по большей части пишу правильно на автомате. Причём это применимо и к любым другим областям — если «пользоваться» ими (применять на практике для достижения своих целей), то навыки появятся сами собой, немного систематизации и знаний со стороны учителя — и уже есть полезное в повседневности умение. То есть, то, зачем, в сущности, и учатся. Сейчас же обучение ведётся без цели, запоминание информации ради запоминания информации и сдачи тестов. Именно это мне и не нравится.

12

Комментарий удален

Уполномоченный файл

дак она очень консервативна и не успевает меняться за миром. Сейчас человек должен учиться уже постоянно и 11 классов образования на жизнь не хватит.

3
Уполномоченный файл

И студенты ошибаются в выборе профессий, что уж говорить о школьниках. с другой стороны, неплохо было бы попробовать, может и получится что-то у финнов

5
Уполномоченный файл

Идея, по-моему, охуенная. Не знаю, как пойдёт реализация, но направление очень правильное.
Можно показать фотоаппарат, и, объясняя принцип его работы, объяснить и про линзы, преломление, дифракцию, аберрации, свет, спектр, восприятие цветов человеческим глазом и формирование оного на матрице фотоаппарата и экранах, частично ТММ за счёт объяснения работы внутренних деталей, в конце концов, снимать нормально научили бы, а то покупают себе зеркалок и снимают на автомате. И для такого быстрого курса хватит буквально одного дня, но запомнится на всю жизнь. Если нет — хотя бы есть обрывки идей в голове, можно восстановить детали картину. Сейчас учат деталям, но полной картины в голове ни у кого так и не складывается.
Есть, конечно, предметы вроде истории, по которым что-то более инновационное, кроме как собственно изложение истории, придумать трудно, но на них можно и старые методы оставить.

4
Уполномоченный файл

Хотел бы я посмотреть, как бы Вы объяснили ТММ на фотоаппарате. А заодно и Тервер на игральный костях, Физику по видео с youtube...Останутся отдельные представления о том или ином явлении (может быть правильные и на всю жизнь), но цельного представления о положении вещей не будет. Такой недоучка, который знает о том, о сём, и то весьма поверхностно.

6
Уполномоченный файл

implying сейчас не так

А чем, собственно, нынче ситуация отличается?

2
Уполномоченный файл

Вангую что ваш "быстрый курс" надоест 90% детей через один академический час. Остальные 10% и так не скучают на уроках физики.

0
Уполномоченный файл

Вангую, что иди-ка ты на хуй.
«Я считаю, ты неправ.»
Спасибо за веское мнение.

2
Уполномоченный файл

Не знаю. Это очень субъективно, в том смысле, что кто-то будет решать что для меня важно,а что нет.

0
Уполномоченный файл

Блять, ты статью-то хоть читал? Ты и будешь выбирать, в этом вся суть реформы: выбор сферы деятельности и группировка знаний вокруг неё, а не пальба в небо.
А что сейчас за тебя уже давно выбрали и ты вообще ни на то повлиять не можешь — это, значит, не смущает.
Пиздец, тред ебинских ответов какой-то.

2
Уполномоченный файл

из этого треда я узнала, что у Даниила Здорова в школе всё было плохо.

4
Уполномоченный файл

Это просто супер! Если такая система будет успешной - это будет прорыв

3
Уполномоченный файл

Здесь очень в тему будет выступление этого чувака. Посмотрите его, он преподаватель, профессор, рыцарь, в конце концов, так что имеет достаточную квалификацию чтобы говорить на эту тему. В отличии от меня, например.
http://www.ted.com/talks/ken_robinson_says_schools_kill_creativity/

3
Уполномоченный файл

все будут выбирать "руководитель предприятия", а в итоге работать в "кафетерии"

3
Уполномоченный файл

Очень интересный подход, для меня бы это точно повысило продуктивность. Всегда в универе было не ясно, для чего мне нужен тот или иной предмет, что очень раздражало.

2
Уполномоченный файл

Классный подход, на мой взгляд. Хотя странно, что ни слова о геймификации.

2
Уполномоченный файл

Мне кажется, мы забыли в этом треде один важный элемент образования, систем и бла-бла - это педагог. Какой классный педагог - так классно и выдается и усваивается материал. Нормальный учитель не забудет про применимость в жизни. + в продвинутых школах хорошо развиты секции (нормальные такие, а не унылые).
Но да, не все школы в стране - продвинутые, преподы - увлекательные, а за такие зарплаты и нервы новые кадры, кажется, не торопятся поднимать образование.

2
Уполномоченный файл

Если там есть узкая специализация связанная, например, с програмированием, то это мего круто. От самого начала, когда детям можно все давать в форме игры и потом через алгоритмы и логику до базисов кода.

И это куда более практично чем уйма физики и математики.
То же может быть и с дизайном и с веб разроботкой. Давать такие базисы - это же отлично и интересно.

1
Уполномоченный файл

"власти страны намерены устроить местным старшим школам настоящую встряску"
Я правильно понимаю, что младшие и средние классы будут идти по "классическому пути", а нововведение будет являться продвинутым вариантом профориентации?

1
Уполномоченный файл

По-моему фины ударились в крайность. У нас тоже крайность, только с другой стороны. Было бы неплохо сейчас учить в школах таким практическим вещам, как интернет-грамотность, различные юридические кейсы, финансовая грамотность, выживание без электроэнергии иткдл (в современном мире для новых поколений это будет актуально).
А ребенку должны помочь определить, что ему больше нравится и что лучше получается, то есть пару тройку сфер (допустим, математика и химия) и пусть двигается в том направлении и углубляется.

1
Уполномоченный файл

Довольно интересно. Конечно, это отличается от классической системы и, насколько это эффективно и правильно, покажет время. Надеюсь, у них получится.

0
Уполномоченный файл

Экспериментировать на детях... Я бы не стал, по крайней мере.

0
Уполномоченный файл

Наверняка будут вводить постепенно и следить за всем. Тем более, судя по статье, результаты пробного введения оказались более менее положительными.

0
Уполномоченный файл

Мне интересно кто решает какие темы выбрать?

0
Уполномоченный файл

Скорее всего будет составлен список тем, и школьники, в соответствии со своими требованиями, будут выбирать из них. Захочет человек стать физиком по профессии, выберет тему, где подробно преподают нужные знания, необходимые для общего понимания сути темы. Ну, и наверняка школьники потом идут в университеты, где это освещается подробнее и глубже.

0
Уполномоченный файл

Дети глупые! Им нельзя давать право выбора. Заставлять нужно и наказывать, если не хотят.

0
Уполномоченный файл

Ну, совсем не все дети глупые. Многим можно и нужно давать право выбора.

0
Уполномоченный файл

Мы тут можем до посинения перекидываться говном и вентиляторами, но истину нам покажет только время.

0
Уполномоченный файл

А время показывает, что истина в вине.

6
Уполномоченный файл

Накатим!

0
Уполномоченный файл

А вино со временем становится только лучше.

0
Уполномоченный файл

*тот самый скриншот, где время показало*

0
Уполномоченный файл

Выбор — это здорово.

0
Уполномоченный файл

Круто. Мне нравится эта система. Хотел бы, чтобы мои дети по ней учились, раз уж я не успел :)

0
Уполномоченный файл

И никто не написал что вся Финляндия этот как район Москвы. Сколько там детей-то? Может проще уже именно темы им рассказывать просто, а не предметы, которые им жутко далеки.

0
Уполномоченный файл

А чем эта идея отличается от средне специального образования?

0
Уполномоченный файл

По моему офигенная идея. Интересно как это реализуют и как это будет работать. У нас в Латвии 12 классов. Как, по мне, так в 10-12 можно точно такое вводить, потому что школьники уже примерно знают куда они хотят поступать. Например, я точно знал что мне не нужна биология. Вообще не нужна. Химия тоже практически нет. Да много было левых предметов, история культуры например. Интересно как они будут это реализовывать, в университете были предметы на выбор - три штуки, надо выбрать один. Формируются группы. А как это реализуют тут, по темам?

0
Читать все 74 комментария
null