Офтоп
Вадим Елистратов

Ценнейший из минералов

Чеченский писатель-фантаст Руслан Закриев и другие люди, попытавшиеся обвинить фильм «Аватар» в плагиате

С середины восьмидесятых и до конца девяностых Джеймс Кэмерон успел пройти путь от подающего надежды фантастического режиссёра до одного из главных голливудских постановщиков всех времён.

Фильмы, которые сделали Кэмерону имя, по большей части были сняты по оригинальным сценариям, а не по мотивам книг или игр. Именно поэтому создатель «Терминатора» вот уже несколько десятилетий не вылезает из судебных разбирательств. Художники, писатели и сценаристы выстраиваются в очереди, чтобы попытаться уличить Кэмерона в плагиате и получить возможность получить свою долю многомиллиардного «пирога» его фильмов, два из которых занимают верхние строчки в списке самых кассовых картин в истории.

В середине марта к длинному списку желающих присоединился и чеченский писатель-фантаст Руслан Закриев, подавший иск о плагиате на «Аватар» Джеймса Кэмерона в Ставропольский суд. TJ вспоминает, как и насколько успешно режиссёра атаковали подобными разбирательствами с 2009 года.

Иск №1

Одним из первых иск по поводу «Аватара» на Кэмерона подал китайский писатель Чжоу Шаомоу (Zhou Shaomou). Он отправил заявку в местный суд с требованием восьми процентов от кассовых сборов картины, сообщив, что фильм на 80% состоит из идей, описанных в его книге «Легенда о Голубом Вороне» (The Legend of the Blue Crow), написанной в 1997 году и выпущенной в 1999. Однако он не только не предоставил достаточного количества доказательств, но и, к своему удивлению, узнал, что Кэмерон придумал «Аватара» ещё в 1995 году.

Иск №2

В 2010 году у «Аватара» возникли более серьёзные проблемы. Автор Эмиль Мэлак (Emil Malak) предоставил суду сценарий фильма под названием «Терра Инкогнита» (Terra Incognita). Сюжет так и не снятой картины рассказывает о расе существ с хвостами, которые защищают свою родную планету от вторжения милитаризированной группы людей, привлечённых ценным минералом, хранящимся в её недрах. В истории Мэлака нашлись такие характерные черты «Аватара», как, например, гигантское дерево, рядом с которым жили аборигены.

Кадр из фильма «Аватар»

Мэлак заявил, что отправлял свой сценарий в студию Lightstorm Entertainment Джеймса Кэмерона ещё в 2002 году, и, по его мнению, сверхуспешная картина была построена на его идеях. В ответ на это представители студии 20th Century Fox сообщили, что наброски сюжета «Аватара» существовали ещё в 1996 году и предоставили автору компьютерный скриншот, который должен был это подтвердить. Нанятые Мэлаком эксперты не смогли установить подлинность цифрового изображения и потребовали оригинал, но в течение нескольких лет его так и не получили. Разбирательство затянулось.

Эмиль Мэлак

В конце концов, в 2014 году на очередном рассмотрении дела юристы 20th Century Fox предъявили сценаристу доказательства, которые он посчитал «убедительными». Мэлак отозвал свой иск, а представители киностудии охарактеризовали автора как «сбитого с толку» и публично обвинили в жажде наживы.

Иск №3

В 2011 судьбу с «Аватаром» решила попытать и писательница Келли Ван (Kelly Van), предоставившая суду свой роман «Воин Шейла: Проклятая» (Sheila the Warrior: The Damned), впервые опубликованный в 2003 году. По его сюжету, героиня попала на красочную планету под названием Тибет, спокойствию которой угрожали «инопланетяне-кровопийцы», желающие выкачать её ресурсы. Женщина была убеждена, что Кэмерон позаимствовал у неё историю и детали некоторых ритуалов. Однако суд посчитал сходства «слишком общими» и отклонил иск.

Кадр из фильма «Аватар»

Иск №4

Самым серьёзным испытанием для «Аватара» стал сценарист Эрик Райдер (Eric Ryder), заявивший, что он не просто имел связи со студией Lightstorm Entertainment, но и с 1996 по 1998 год работал вместе с Кэмероном над заявкой сценария под названием «K.R.Z. 2068».

Райдер утверждал, что центральной темой картины, описываемой как «3D-эпик», должна была стать экология, а рассказывать она должна была о «шпионе», которого земляне отправили на разведку к инопланетной расе. По сюжету «K.R.Z. 2068», главный герой сближался с «туземцами» и к финалу становился их духовным лидером в борьбе против людей.

По словам Райдера, через два года работы ему сообщили, что фильму не будут давать «зелёный свет», так как «никого не интересует блокбастер об экологии», поэтому сценарист якобы не получил ни цента отчислений со сборов «Аватара».

В 2010 году судья признал утверждения Райдера беспочвенными и заявил, что, согласно представленным доказательствам, у него нет сомнений в том, что Джеймс Кэмерон целиком придумал свою картину сам. Тогда же Кэмерон впервые произнёс эмоциональную речь по поводу всех похожих разбирательств.

Печально, что когда кто-нибудь снимает успешный фильм, тут же появляются люди, желающие быстро разбогатеть, говоря что их идеи были использованы в нём. Уже несколько подобных заявлений прозвучали в адрес «Аватара». Я благодарен нашим судам за то, что они последовательно признали все эти заявления беспочвенными. Как я уже говорил ранее, «Аватар» был моим самым личным фильмом, сотканным из концептов, которые я искал и разрабатывал десятилетиями.

Джеймс Кэмерон, режиссёр

Иск №5, 6, 7

Кроме того, на Кэмерона было подано ещё три иска, в которых речь так или иначе шла о романах, в которых рассказывается о борьбе с захватчиками мирной планеты, включая детскую книгу «Летучие мыши и бабочки» (Bats and Butterflies), действие которой происходило в «похожем мире». Во всех этих делах режиссёр «Аватара» одержал победу.

Иск №8

27 июня 2013 года Кэмерона впервые обвинили в копировании визуальных образов, а не сюжета. Художник Роджер Дин (Roger Dean) потребовал от режиссёра 50 миллионов долларов, обнаружив «неоспоримые сходства» 14 своих картин с кадрами из «Аватара».

17 сентября 2014 года суд признал очередную победу Кэмерона, отметив, что Дин, предоставляя «доказательства», использовал в основном изображения из книг по мотивам «Аватара», а кадры из самой картины поворачивал и вырывал из контекста таким образом, чтобы на них появились сходства с его работами.

Слева — картины Роджера Дина, справа — кадры из «Аватара»

Иск №9

Спустя шесть лет после премьеры «Аватара» попытку отсудить у Джеймса Кэмерона деньги предпринял и чеченский писатель-фантаст Руслан Закриев. В своём иске, поданном в Ставропольский суд, автор заявил, что американский постановщик использовал при создании своего блокбастера фрагменты из романа «Секретное оружие», опубликованного в 2002 году на сайте «Проза.ру».

Закриев требует от Кэмерона как минимум треть от кассовых сборов «Аватара», составляющих около 2,8 миллиарда долларов — это крупнейшая заявка из всех в адрес именитого режиссёра. Как утверждает «Русская служба новостей», Чеченский союз писателей уже провёл досудебную экспертизу, в результате которой нашёл как минимум 28 совпадений и «подтвердил», что «автором сценария "Аватара" является именно Закриев».

Военная машина накручивает обороты, готовится к вторжению. Джеймс — военнослужащий, зная, что неподчинение приказам может привести к лишению всех благ и даже жизни, поняв истинные цели своих хозяев, принимает решение перейти на сторону беспомощных жертв военной машины.

фрагмент из романа «Секретное оружие» Руслана Закриева

По словам Закриева, Кэмерон уже отвечает на его письма, а, значит, «ему есть что скрывать». Более того, в материале Znak.com от 7 апреля уточняется, что юристы режиссёра якобы начали угрожать представителям писателя иском за клевету и требованием возмещения морального ущерба, а также заявили, что иск, по их мнению, является ответной реакцией на санкции США против России.

7 апреля суд вернул Закриеву заявление, сославшись на то, что оно было неправильно составлено, однако не исключив, что после внесения правок дело может быть принято к рассмотрению.

Что дальше

За шесть лет со времени премьеры «Аватара» Джеймс Кэмерон так и не проиграл ни одного судебного разбирательства о плагиате картины, хотя подобные прецеденты в киноиндустрии уже были.

В середине января премьеру «Аватара 2» перенесли с декабря 2016 года на декабрь 2017-го. Третья и четвёртая часть саги выйдут в декабре 2018 и декабре 2019 года. Причиной переноса было названо желание Кэмерона потратить дополнительное время на проработку сюжета.

К моменту выхода «Аватара 4» режиссёру уже исполнится 65 лет, однако он убеждён, что не хочет снимать другие проекты, так как история о планете Пандора стала для него универсальной платформой для высказываний.

Всё новое — это хорошо забытый роман чеченского писателя,
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #Джеймс_Кэмерон #Аватар #иски_о_плагиате #Руслан_Закриев