Офтоп
Вадим Елистратов

Брат за брата

Шеф-редактор TJ о том, как «Форсаж» к своей седьмой части превратился в фильм по несуществующему комиксу и обрёл человеческое лицо

9 апреля на экраны российских кинотеатров выходит «Форсаж 7» — первый фильм знаменитого франчайза, который за долгие годы снимает новый режиссёр, и тот самый, во время съёмок которого не стало актёра Пола Уокера.

Шеф-редактор TJ посмотрел на предпоказе картину, которая уже претендует на миллиардные кассовые сборы, и с удивлением обнаружил в ней экранизацию несуществующего комикса, которой кончина исполнителя одной из главных ролей придала человеческое лицо.

В «Форсаже 7» герои возвращаются в родной Лос-Анджелес и заодно заезжают в события «Тройного форсажа», наконец-то сводя все временные линии в одну

К серии «Форсаж» можно относиться по-разному, но нельзя отрицать, что для студии Universal — это настоящее коммерческое чудо. Ещё в 2002 году, когда на экраны вышел «Двойной форсаж» без Вина Дизеля, казалось, что если эта история когда-нибудь и доживёт до седьмой части, то к этому времени будет выходить уже прямиком на Blu-ray, а говорить в приличном обществе про неё, как про какой-нибудь «Эффект бабочки 3», будет просто по-человечески стыдно.

Причём нельзя сказать, что даже первый «Форсаж» был чем-то по-настоящему выдающимся. Режиссёр Роб Коэн взял сюжет типичного гонконгского боевика про полицейского под прикрытием и скрестил его с романтикой уличных гонок. По-видимому, этот незамысловатый коктейль просто удачно пришёлся ко времени.

О том, что у Коэна получилось снять нечто культовое по чистой случайности, красноречиво говорят его последующие работы — сплошь чудовищные.

Тем не менее в 2006 году «Форсаж» попал в руки к малоизвестному режиссёру Джастину Лину, который очень быстро превратился для Universal в курицу, несущую золотые яйца. Он снял целых четыре части франчайза подряд, каждая последующая из которых была намного успешнее предыдущей. За это время Лин изобрёл для «Форсажа» новый формат — бразильского семейного экшен-телесериала с гоночными автомобилями, каждый эпизод которого может принимать любую желаемую форму. Фильм-ограбление? Пожалуйста. Шпионский боевик? Почему нет!

К «Форсажу 6» Лин наконец-то устал, и боссы Universal, руководствуясь одной только им понятной логикой, передали франчайз другому азиату — создателю «Пилы» Джеймсу Вану. Ставка явно оказалась удачной: «Форсаж 7» за первые выходные собрал по миру почти 400 миллионов долларов (четвёртый результат в истории) и впервые для Universal имеет шансы войти в клуб фильмов-миллиардеров.

С первых кадров седьмой части становится понятно, что Лину действительно было пора уйти на покой. Новому постановщику происходящее ещё не надоело, поэтому он умудряется скрашивать, казалось бы, вдоль и поперёк изъезженную (простите за каламбур) формулу небольшими пижонскими деталями.

Стэйтем играет в фильме злодейскую версию «Перевозчика»: дерётся так же и выбирает похожие машины

Вот Дизель гонится за главным злодеем в исполнении Джейсона Стэйтема по центру Лос-Анджелеса: вместо того, чтобы показывать нарезку из напряжённых лиц двух водителей, Ван неожиданно уводит камеру на высоту птичьего полёта и демонстрирует, насколько филигранно они оба лавируют в уличном потоке. Кажется, впервые за 14 лет существования франчайза мы узнаём, что Доминик Торетто хорош не только в переключении скоростей.

Вот Ван показывает, как Дизель и Стэйтем готовятся к лобовому столкновению, предварительно заехав в какой-то канализационный коллектор. В этот момент оператор уводит камеру за грязное стекло находящейся рядом постройки, чтобы было видно, как оно вибрирует от рёва моторов, достигая нужного эффекта не только звуком. Эти мелочи не забрасывают «Форсаж» на какой-то по-настоящему новый уровень, но явно делают его живее и интереснее. Примерно такие же положительные изменения произошли и с диалогами.

Герои по-прежнему общаются друг с другом надписями на футболках — «Да я тебя так отделаю, что для этого ещё слов не придумали!», «В уличной драке всегда побеждает улица!» — но делают это в духе персонажей комиксов, что позволяет относиться к традиционному для серии накалу идиотизма с большим снисхождением.

Формат фильма по несуществующему комиксу — пожалуй, главная находка Вана в «Форсаже 7». Герои здесь без промедления решаются на самые сумасшедшие трюки, не боятся пуль, перемещаются по миру со скоростью света и вообще мало чем похожи на реальных людей. Замени Вина Дизеля на Железного человека, Пола Уокера — на Капитана Америка, а Дуэйна Джонсона — на Халка, разницы почти никто не заметит.

Безусловно, происходящее в седьмой части невероятно далеко от показанного в первой, но, кажется, в ней была найдена именно та формула, по которой теперь должен работать этот франчайз. Например, она позволила Вану меньше заставлять героев мучительно объяснять свои действия и больше, собственно, действовать. После просмотра 137-минутного фильма создаётся впечатление, что диалогов в нём было минут двадцать: всё остальное — погони, перестрелки, драки и головокружительные трюки — снятые, конечно же, на самом высоком уровне.

Уровень безумия происходящего в «Форсаже 7» в хорошем смысле напоминает фильмы Marvel

Трюки, к слову, делают седьмой «Форсаж» до неприличия похожим на фильмы серии «Миссия: невыполнима»: здесь тоже есть сцена с тайным проникновением в арабский небоскрёб, которую уже успели одобрить физики, и своя собственная «Кроличья лапка» (шпионский «Грааль», за которым все гоняются) — только команда Дизеля решает проблемы куда более шумно, чем команда Тома Круза.

Другое важное достижение Вана — самоирония. В седьмой части «Форсажа» впервые появляется качество, которое западные кинокритики называют термином «self-awareness» — это когда режиссёр фильма понимает, что, мягко говоря, снимает весёлую белиберду и подмигивает зрителю, подшучивая над самим собой. Это касается, например, сцены, в которой Пол Уокер напряжённо паркует минивэн перед домом, или эпизода, в котором Курт Рассел в серьёзный момент вдруг начинает навязывать Вину Дизелю свой любимый сорт пива.

«Форсаж 7» можно пожурить за слишком длинные экшен-сцены, за сделанное наспех корявое и ненужное 3D, за немыслимое количество допущений и условностей, за странные мотивации героев и за ужасную предфинальную сцену с монологом Мишель Родригес, вызывающую в зрительном зале не слёзы, а громкий смех. Но это первая часть франчайза со времён оригинала, после которой остаётся хоть какое-то послевкусие. И причина тому — Пол Уокер, погибший во время ещё не законченных съёмок.

Если смотреть фильм внимательно, то сцены, в которых Уокера пришлось нарисовать, найти совсем не трудно, но большинство зрителей их не заметит

Из-за Уокера премьеру фильма пришлось отложить почти на год. Картину пытались перемонтировать так, чтобы из неё вместо рядового эпизода получилось трогательное прощание с Брайаном О'Коннером. По слухам, досъёмки с участием братьев Уокера и использованием дорогих спецэффектов от студии Питера Джексона WETA стоили Universal десятки миллионов долларов, однако работа эта была проделана не зря.

Фильм смотрится так, словно с самого начала был задуман подобным образом.

Реальная смерть Уокера придаёт «Форсажу 7» необычный оттенок. Наблюдая за тем, как актёр на экране раз за разом избегает гибели, за него волнуешься куда сильнее, чем обычно. К чести боссов Universal, они не воспользовались ни одной из многочисленных возможностей убить О'Коннера и пошли сложным путём.

Когда в финальной сцене Доминик Торетто заводит трогательную речь о своём друге Брайане О'Коннере, становится понятно, что слова эти говорит сам Вин Дизель о Поле Уокере. И в момент, когда Ван изящно показывает, как их пути расходятся, зрители в зале кинотеатра едва сдерживают слёзы — у бездушной коммерческой машины впервые за долгие годы появилось человеческое лицо. Жаль, что по такому грустному поводу.

Так за основу взято,
Вадим Елистратов,
TJ

Автор материала благодарит сеть кинотеатров «Формула Кино» за приглашение на предпоказ.

#Статья #Universal #Джейсон_Стэйтем #Пол_Уокер #Вин_Дизель #обзоры #Форсаж_7 #рецензии #Джеймс_Ван #Джастин_Лин