Офтоп
Вадим Елистратов

Заметки на полях

Мысли о прошедшей неделе и «кухня» редакции: «Номер 44», новая культура утечек и главная проблема «пчёлок»

Мединский против «клюквы», Следственный комитет против тверка, новая культура утечек, интересные материалы от коллег, ответы на вопросы читателей и другие мысли и наблюдения о событиях минувшей недели, а также новости о жизни редакции TJ от нашего шеф-редактора.

Министерство Стрейзанд

Как часто бывает, самая популярная новость недели на TJ родилась из одного случайно замеченного в ленте твита. Как бывает ещё чаще, автор этого твита был не слишком разговорчив. Хорошо, что уже через несколько минут представители киносетей подтвердили нам, что фильм «Номер 44» снимают с проката, и мы смогли выйти с категоричным заголовком, а не более слабым вариантом вроде «Пользователи сети сообщили, что бла-бла-бла».

В официальную версию произошедшего я не верю совсем. Минкульт и «ЦПШ» (прокатчик) утверждают, что сомневались в фильме «Номер 44» с его «искажениями истории» до последнего и за сутки до премьеры вдруг приняли тяжёлое решение никогда его не выпускать.

Выглядит это заявление странно. В «ЦПШ» явно уже давно знали, о чём фильм — не могли не знать, и имели от него определённые финансовые ожидания, поэтому запланировали премьеру на 16 апреля. Если бы намерения заработать на картине не было, не было бы и столь скорой и точной даты релиза.

Если верить в официальную версию, получается, что «ЦПШ» впустую прожигали рекламный бюджет, вместо того, чтобы убрать «Номер 44» на полку и поразмыслить над его прокатной судьбой. А бюджет определённо был — рядом со статьей об отмене фильма на TJ красовался баннер, возвещающий о его скорой премьере.

В то же время нельзя сказать, что Минкульт мог надавить на «ЦПШ». Скорее всего это была действительно «рекомендация», просто рекомендация из разряда тех, которые нельзя игнорировать.

Что в сложившейся ситуации непонятно, так это действия Минкульта, который как будто намеренно раз за разом наступает на одни и те же грабли. Если бы фильм вышел в кинотеатры, немногочисленные зрители бы над ним похихикали и забыли, но запрет обеспечил ему такую рекламную кампанию, о которой невозможно было мечтать.

По факту, чтобы уберечь российских зрителей от «Номера 44», Минкульту лучше всего было просто ничего не предпринимать. Зачем же ведомство раз за разом поднимает весь этот шум? Чтобы показать свою эффективность? Чтобы отвлечь внимание от чего-то другого?

Но самый важный вопрос — почему я не имею права посмотреть в кинотеатре этот отвратительный «клюквенный» фильм, если для его проката есть определённые условия. Принимать решение о том, прокатывать или не прокатывать фильм в кинотеатре, если речь не идёт о каких-то запрещённых материалах, должны сами участники рынка. В обратном случае это цензура — как её ни называй.

Тверкай пока молодой

В отличие от ситуации с «Номером 44», история с «пчёлками» куда более сложная и дискуссионная. Для начала давайте признаем, что включив это самое видео (уже более 17 миллионов просмотров), многие из нас действительно почувствовали себя не очень комфортно: эти танцы и правда вызывают по отношению к несовершеннолетним девушкам (а части из них действительно нет 18 лет) чувства, которых возникать не должно.

Если бы всё происходящее в ролике было абсолютно нормальным, он бы не начал так стремительно расходиться по сети и не привлёк бы внимание чиновников.

Однако грань в данном случае настолько тонка, что как-то внятно юридически определить, что в ролике такого неприемлемого, почти невозможно. Девушки одеты, двигаются под музыку, а похабщины в происходящем намного меньше, чем в любом музыкальном клипе, который можно увидеть на телевидении в прайм-тайм. На последнее, к слову, давят защитники этих танцев.

В том, что действия глав студии «Кредо» надо было как-то подкорректировать, сомневаться не приходится, но российские чиновники в очередной раз решили всё запретить, а затем уже начинать разбираться в ситуации. Именно на это в данном случае хочется посетовать больше всего — на отсутствие полумер: там, где нужно легонько постучать молоточком, наши власти достают строительную кувалду.

В итоге девушки не только не танцуют больше тверк, но и не танцуют вообще.

Этикет утечек

За прошедшие две недели в сети произошли сразу две громкие утечки: сначала на торренты досрочно «слили» целых четыре серии «Игры престолов», а потом в интернете за три дня до премьеры оказалась экранка долгожданного трейлера фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости».

В обоих случаях правообладателей долго контузило: вместо того, чтобы предпринимать какие-то активные действия, они делали вид, что ничего не происходит. HBO спокойно отчитался об очередном рейтинговом рекорде (утечка оказалась не слишком губительной), а Warner Bros. почти сутки думала над тем, дать ли фанатам ролик в нормальном качестве.

В итоге миллионы людей ознакомились с четырьмя сериями «Игры престолов» в формате некачественных DVD-копий, а с ожидаемым трейлером — в виде экранки, записанной кем-то очень криворуким.

А теперь вопрос: должно ли так быть каждый раз?

Безусловно, нет. И чем раньше производители контента это поймут, тем лучше. В 2015 году каждый релиз и каждая премьера должны организовываться с учётом вероятности утечки. Киностудия должна быть готовой моментально опубликовать качественную версию трейлера, если он каким-то образом попадёт в сеть. Телеканал должен быть готовым тут же выложить украденные эпизоды в свой онлайн-кинотеатр, чтобы у желающих заплатить за них деньги и не ловить спойлеры на каждом углу людей была такая возможность. В конце концов, даже Apple уже пора начинать публично обсуждать свои новые айфоны не на пресс-конференции, а когда китайцы их сфотографируют со всех возможных ракурсов.

Внеклассное чтение

  • Кинокритик Антон Долин о снятом с проката в России фильме «Номер 44».
  • У наших коллег из ЦП почитайте о том, как Элон Маск стал успешным благодаря компьютерным играм.
  • «Афиша» замечательно собрала всю «запрещёнку» последнего времени в одном материале: от «Тангейзера» до игрушечных солдатиков в немецкой форме. У них же — сравнение президентских сайтов Обамы и Путина с комментариями профессионалов.
  • The Village поговорил с людьми, которые ходят на концерты российских исполнителей. Вы же всегда хотели знать, о чём думает 33-летняя женщина, которая идёт на Диму Билана?

Ответы на вопросы читателей

В каждом выпуске «Заметок» вы можете задавать мне вопросы о жизни редакции.

Максим Бойко: Какое образование у сотрудников TJ и есть ли вообще?

Я закончил НИУ ИТМО по специальности «Автоматизация и управление в технических системах». Опережая вопросы: нет, не жалею, да, пригодилось — научили мыслить определённым образом.

Никита: с 2007 по 2011 был на бизнес-информатике в НИУ ВШЭ, получил бакалавра, потом пошёл в магистратуру на медиакоммуникации и проучился там полтора года. Отчислили за неуспеваемость (не сдал научную работу за первое полугодие второго курса).

Оля: РГПУ имени Герцена, филфак, магистерская степень по литературоведению.

Саша: начинал учиться на факультете бизнес-информатики в Высшей школе экономики, как и Никита, но через полгода бросил его и перешёл на ту же специальность, но в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Сейчас заканчиваю третий курс там.

Женя: учусь на третьем курсе журфака Сибирского федерального университета в Красноярске.

Иван Касаткин: TJ, чем увлекаются сотрудники после работы? Во сколько встают? И почему вы в «Этажах» никогда не работаете?

По поводу увлечений после работы я не успел никого опросить, так как все ушли спать. Но по сути дела это и есть ответ. После работы мы спим. Встал в 8:30, позавтракал, в 9:00 появился в чате, начал поиск темы, нашёл, утвердил и к 11 пишешь первую статью. Заканчиваем по-разному. Чаще всего достаточно долго ищем темы и упираемся в 0:00, но если нужно куда-то уйти пораньше, то редакция этому способствует. До шести точно не выбраться, да и это получается очень редко и по особой просьбе. Можете посмотреть, во сколько у нас последние статьи выходят. У редактора TJ, в общем, нет планов на вечер (хорошо, если есть силы что-то посмотреть или почитать перед сном), а в выходные мы все (кроме дежурного) стараемся подальше держаться от сети.

В «Этажах» пока перестали работать, потому что нецелесообразно. Оля в Москве, стажёры тоже в других городах, а нам с Никитой тратить по часу на дорогу, чтобы увидеться, смысла мало.

Ivan Beloborodov: Slack пользуетесь?

Конечно. Обе редакции.

Неделя в редакции

На моей памяти это была одна из самых бурных недель за последнее время. Практически не приходилось придумывать темы, они сами шли к нам в руки. Только утихли «пчёлки», как на сцену вышел «Номер 44». И так далее по списку.

Из приятного: к Никите обратились представители Instagram и дали интервью о новой политике сервиса (нам не просто дали комментарий, а предложили, да), а я сходил на пресс-показ фильма «Мстители: Эра Альтрона» (но подписал документ о неразглашении до 21 апреля, так что обсудим это позже).

Главная неожиданность — статья про задачку для сингапурских школьников вдруг обогнала «пчёлок», Путина и перевалила за 60 тысяч просмотров. Надо ли говорить, насколько приятно, когда читатели столь активно включаются в игру?

До связи через неделю,
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #Игра_престолов #тверкинг #Минкульт #Бэтмен_против_Супермена_На_заре_справедливости #Неформат_за_неделю #Заметки_на_полях #пчёлки #Номер_44