Шеф-редактор TJ об «Эре Альтрона» — единственном фильме года, способном потягаться в масштабах со «Звёздными войнами»

23 (а в части кинотеатров 22) апреля в России стартует прокат фильма «Мстители: Эра Альтрона» — второго «локомотива» студии Marvel, в котором на экране вместе появляются Железный человек, Тор, Халк и Капитан Америка. Шеф-редактор TJ посмотрел картину, обречённую стать одним из самых кассовых блокбастеров в истории, и отмечает, что концепция «супергеройского капустника» сама по себе перестала удивлять, но авторы тем не менее нашли способ превзойти оригинал почти во всём.

Предупреждение: в тексте коротко раскрывается завязка фильма, в общих чертах, без спойлеров, излагаются его основные концепции, а также упоминаются некоторые моменты из трейлеров.

В 2012 году, когда на большие экраны вышли первые «Мстители», стало очевидно, что студия Marvel будет править Голливудом еще долгие-долгие годы. С художественной точки зрения то был далеко не самый сильный фильм, но в его основе лежала новаторская для мира большого кино идея, которая навсегда изменила индустрию блокбастеров — «строительство миров» или, как говорят на Западе, «worldbuilding».

Вместо того, чтобы уподобиться коллегам по цеху и разбить свою комикс-вселенную на несколько линейных постепенно увядающих франчайзов, Marvel начала методично создавать единый мир. Тем самым она разом решила множество проблем, существовавших в индустрии, и извлекла из пересечения аудиторий своих относительно разноплановых картин огромную прибыль.

На «Мстителей» шли абсолютно все: от девочек, вздыхающих при виде Локи, до парней, заворожённых машинерией Тони Старка, а потом они возвращались домой и смотрели фильмы Marvel, которые до этого пропустили, чтобы окончательно «сесть на крючок».

Однако за прошедшие с премьеры «Мстителей» три года мир сильно изменился: зрители успели свыкнуться с мыслью о том, что Тор и Капитан Америка могут драться плечом к плечу (в первом фильме это вызывало настоящий детский восторг), а worldbuilding стал индустриальным стандартом («Звёздные войны» раз в год и «Бэтмен против Супермена» — это только начало).

Именно поэтому на старте работы над «Эрой Альтрона» режиссёр Джосс Уидон оказался в непростой ситуации. Всё, на чём «выезжали» первые «Мстители», во вторых работать не перестало бы, но всё-таки сильно потеряло бы в эффектности. Незамысловатую картину, в которой герои первый час выясняют отношения, а весь второй — дерутся с монстрами, снимать было уже нельзя.

Как и первые «Мстители», «Эра Альтрона» лишена какого-то ярко выраженного стиля. Здесь нет шекспировских диалогов, как в «Торе», или AC/DC в саундтреке, как в «Железном человеке»: Уидон вынужден держаться некого усреднённого супергероического пафоса, чтобы сохранять баланс между персонажами, поэтому многим зрителям его работа может даже показаться слегка стерильной.

То же самое касается и экшена. У Уидона нет возможности показать эффектный рукопашный бой из «Первого Мстителя» или полёты на космических кораблях в духе второго «Тора». Супергерои вынуждены подстраиваться под ритм друг друга: на фоне Халка, выкашивающего противников десятками, какие-нибудь продвинутые единоборства смотрелись бы нелепо, поэтому Капитан в «Эре Альтрона» почти всегда убивает с одного удара.

Как и в первом фильме, большинство экшен-эпизодов сиквела — городские бои и погони, из которых режиссёр выжимает все соки, вынуждая героев постоянно взаимодействовать друг с другом: вот Чёрная вдова орудует щитом Капитана, вот сам кэп подставляет его под молот Тора, чтобы тот ударной волной уничтожил танк, вот Железный человек сносит Халком целый небоскрёб. К радости фанатов фильм под завязку наполнен этими, как их называют западные критики, «моментами Marvel»: каждый герой выходит на первый план только тогда, когда это можно сделать максимально эффектно, и в этом отношении «Эра Альтрона» оставляет оригинал далеко позади.

Прямо с открывающих титров Уидон напоминает всем и о своём главном умении — способности рассказывать насыщенные истории, ловко дирижируя более чем десятком ярких персонажей. В отличие от «Мстителей», «Эра Альтрона» не тратит время на «раскачку»: с первых же минут зрителю показывают одну из самых зрелищных боевых сцен в истории Marvel и начинают закидывать таким количеством информации, что даже поклонники вселенной не сразу поймут, что вообще происходит.

Мстители атакуют заснеженную базу зловещей организации «Гидра», возродившейся во втором фильме о Капитане Америка, чтобы забрать у неё скипетр Локи, появившийся в первых «Мстителях» и украденный после развала организации «Щ.И.Т.». На экране появляется барон Вольфганг фон Штрукер из послетитровой сцены «Другой войны» и персонаж из сериала «Агенты Щ.И.Т.А.», а сами супергерои так бодро бросаются колкостями, словно зритель включил фильм с середины.

Информационный напор первых минут «Эры Альтрона» вполне может отпугнуть неподготовленного зрителя.

Впрочем, Уидон прекрасно понимает, что снимает потенциально один из самых кассовых фильмов в истории, поэтому немного сбавляет темп и начинает новый сюжетный виток, который смогут понять даже те, кто никогда не видел ни одного фильма Marvel.

Поработав над камнем в скипетре Локи в лаборатории, Тони Старк создаёт на его основе Альтрона — могущественный искусственный интеллект, перед которым стоит простая задача — защищать человечество.

К сожалению, Тони не слушал Элона Маска (официально существующего во вселенной Marvel) и не смотрел фильм «Я, робот», поэтому не смог предугадать, что Альтрон быстро изучит всю историю человечества и, руководствуясь холодной машинной логикой, решит, что лучший способ спасти людей — уничтожить их, а затем сбежит строить свои коварные планы на другой конец Земли, зловеще цитируя диснеевского «Пиноккио».

Вопреки опасениям фанатов, Альтрон оказывается не скучной расчётливой машиной, похожей на смесь Железного человека и героя игры Crysis, а одним из самых обаятельных злодеев в портфолио Marvel. Робот в исполнении актёра Джеймса Спейдера, не так давно напомнившего о себе в сериале «Чёрный список», ничем не уступает в очаровании Локи Тома Хиддлстона: он разговорчив, циничен и раз за разом вносит разлад в ряды Мстителей, чтобы они не мешали ему создавать себе всё более продвинутые телесные оболочки.

Альтрон настолько умён, что ему не удаётся найти в окружающих ни понимания, ни хотя бы достойного собеседника. Однако даже у него не получается избежать типичной для фильмов-комиксов проблемы: с первых и до последних минут картины герой Спейдера почти не меняет своей мотивации, поэтому его конфликты с Мстителями носят исключительно физический характер.

Впрочем, о любви Marvel использовать своих злодеев в качестве сюжетных функций известно давно. Вторые «Мстители» не отступают от этой концепции, но здесь Уидон приготовил для фанатов большой сюрприз: негласным главным героем «Эры Альтрона» становится Соколиный глаз Джереми Реннера — тот самый дяденька с луком и стрелами, над «важностью» которого для команды супергероев после первой части не шутил только ленивый.

В новой картине Уидона именно Соколиный глаз является тем клеем, который удерживает богов, миллиардеров и генно-модифицированных бойцов вместе. Ему достаются лучшие шутки, о его жизни зрители узнают больше всего подробностей и, наконец, он удостоен чести произнести вслух новый манифест защитников Земли, который позволяет делать далеко идущие выводы о будущем вселенной Marvel.

Одновременно персонаж Реннера выступает и символом человечества, которое так жаждет уничтожить Альтрон. Соколиный глаз хоть и убивает людей, роботов и инопланетян по три штуки за выстрел, но делает это только для того, чтобы сохранить спокойствие в родном доме.

Несмотря на то, что фильм строится на злободневной теме искусственного интеллекта, желающего уничтожить человечество, Уидон не пытается делать каких-то категоричных выводов в этой связи.

Режиссёр задаёт несколько риторических вопросов, а затем приравнивает существование человечества к одной человеческой жизни — короткой и полной глупостей, но настолько прекрасной, что за возможность прожить её до конца стоит бороться.

За два с половиной часа «Эры Альтрона», пролетающих почти незаметно, режиссёр успевает выполнить непосильную задачу: порадовать фанатов уже популярных героев, представить несколько новых, рассказать компактную притчу об Альтроне и его создателе Тони Старке, а также выступить в роли этакого стрелочника, наметив начало конфликта между Железным человеком и Капитаном Америка для «Гражданской войны», проложив дорожку к двум частям фильма «Мстители: Бесконечная война» и не оставив без внимания даже сериал «Агенты "Щ.И.Т."».

Безусловно Уидону не удаётся избежать небольших накладок: например, он находит очень странный способ, чтобы на время вывести из сюжета Тора, а история молодняка в лице Алой Ведьмы и Ртути скучнее, чем инструкция по применению стирального порошка. Однако на эти недостатки можно смело закрыть глаза, потому что «Эра Альтрона» заметно развивает концепцию «Мстителей» и выводит этот самый пресловутый worldbuilding на недостижимый для конкурентов уровень.

А в те редкие моменты, когда Уидон замедляет темп, вся эта ловко придуманная машинерия становится похожей на настоящее кино: чего стоит только красивая сцена в лесу, в которой Альтрон всё-таки находит себе равного собеседника.

But now I'm free. There are no strings on me,
Вадим Елистратов,
TJ

{ "author_name": "Вадим Елистратов", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u043e\u0440","\u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u044f","\u0440\u0435\u0446\u0435\u043d\u0437\u0438\u0438","\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b","\u043c\u0441\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438_\u044d\u0440\u0430_\u0430\u043b\u044c\u0442\u0440\u043e\u043d\u0430","\u043a\u0430\u043f\u0438\u0442\u0430\u043d_\u0430\u043c\u0435\u0440\u0438\u043a\u0430","\u0436\u0435\u043b\u0435\u0437\u043d\u044b\u0439_\u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a","marvel"], "comments": 45, "likes": 24, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 54803, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 21 Apr 2015 08:57:02 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ Отключить рекламу
Комментарии

Мощный бокал

10

Вот что у меня есть сказать по поводу фильмов аля Мстители: не надо в них искать глубокий смысл, ругать эти фильмы за их спинномозговой стиль, говорить все сделано ради денег, потому что эти фильмы аттракцион без глубокого смысла со своим стилем сделанные ради денег. НО! Сделанный хорошо, интересно, захватывающе, на что не жалко потратить денег. В противовес хочу поставить Кавказскую пленницу 2, которая сделана ради баблинского онли.

Опытный шар

9

... на экране вместе появляются Железный человек, Тор, Халк, Капитан Америка и Шеф-редактор TJ.

Холодный теркин30см

3

Читал по диагонали, через строчку)

Офтоп
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽
Обсуждаемое
Интернет
Spotify выпустил Wrapped 2020 — персональные итоги года в сервисе. Как их найти и что там интересного
Делиться своими итогами тоже можно тут.
Новости
В посёлке Красноярского края установили платную колонку с питьевой водой. Недовольные жители её расстреляли
Устройство временно не работает.
Кино и сериалы
Кинокритик Антон Долин рассказал, что ему пришлось уйти из «Вечернего Урганта» из-за рецензии на «Союз спасения»
По его словам, он знал, что этот текст может стать причиной увольнения и был к этому готов.
Популярное за три дня
Интернет
Каждый год канадцы дарят Бостону рождественскую ель. За этим стоит история 1917 года о мощном взрыве и взаимовыручке
Более 100 лет назад произошёл взрыв в Галифаксе, мощнейший в доядерную эпоху. На помощь пришли соседи, и рождественская традиция — символ того, что ничего не забыто.
Интернет
Депрессивные динозавры: тираннозавры и диплодоки борются с ментальными проблемами в популярных комикс-стрипах
Но герои не унывают — ведь они всегда находят поддержку друг у друга.
Истории
«Всюду трупы лошадей, изъеденные голые тела людей»: история отчаянного похода белогвардейцев в Персию
Как победители Чапая предпочли не сдаваться на милость Красной армии и отступили в заснеженные прикаспийские степи — без еды, воды и тёплой одежды.

Комментарии

null