Офтоп
Вадим Елистратов

Горе от ума

Шеф-редактор TJ об «Эре Альтрона» — единственном фильме года, способном потягаться в масштабах со «Звёздными войнами»

23 (а в части кинотеатров 22) апреля в России стартует прокат фильма «Мстители: Эра Альтрона» — второго «локомотива» студии Marvel, в котором на экране вместе появляются Железный человек, Тор, Халк и Капитан Америка. Шеф-редактор TJ посмотрел картину, обречённую стать одним из самых кассовых блокбастеров в истории, и отмечает, что концепция «супергеройского капустника» сама по себе перестала удивлять, но авторы тем не менее нашли способ превзойти оригинал почти во всём.

Предупреждение: в тексте коротко раскрывается завязка фильма, в общих чертах, без спойлеров, излагаются его основные концепции, а также упоминаются некоторые моменты из трейлеров.

В 2012 году, когда на большие экраны вышли первые «Мстители», стало очевидно, что студия Marvel будет править Голливудом еще долгие-долгие годы. С художественной точки зрения то был далеко не самый сильный фильм, но в его основе лежала новаторская для мира большого кино идея, которая навсегда изменила индустрию блокбастеров — «строительство миров» или, как говорят на Западе, «worldbuilding».

Вместо того, чтобы уподобиться коллегам по цеху и разбить свою комикс-вселенную на несколько линейных постепенно увядающих франчайзов, Marvel начала методично создавать единый мир. Тем самым она разом решила множество проблем, существовавших в индустрии, и извлекла из пересечения аудиторий своих относительно разноплановых картин огромную прибыль.

На «Мстителей» шли абсолютно все: от девочек, вздыхающих при виде Локи, до парней, заворожённых машинерией Тони Старка, а потом они возвращались домой и смотрели фильмы Marvel, которые до этого пропустили, чтобы окончательно «сесть на крючок».

Однако за прошедшие с премьеры «Мстителей» три года мир сильно изменился: зрители успели свыкнуться с мыслью о том, что Тор и Капитан Америка могут драться плечом к плечу (в первом фильме это вызывало настоящий детский восторг), а worldbuilding стал индустриальным стандартом («Звёздные войны» раз в год и «Бэтмен против Супермена» — это только начало).

Именно поэтому на старте работы над «Эрой Альтрона» режиссёр Джосс Уидон оказался в непростой ситуации. Всё, на чём «выезжали» первые «Мстители», во вторых работать не перестало бы, но всё-таки сильно потеряло бы в эффектности. Незамысловатую картину, в которой герои первый час выясняют отношения, а весь второй — дерутся с монстрами, снимать было уже нельзя.

Как и первые «Мстители», «Эра Альтрона» лишена какого-то ярко выраженного стиля. Здесь нет шекспировских диалогов, как в «Торе», или AC/DC в саундтреке, как в «Железном человеке»: Уидон вынужден держаться некого усреднённого супергероического пафоса, чтобы сохранять баланс между персонажами, поэтому многим зрителям его работа может даже показаться слегка стерильной.

То же самое касается и экшена. У Уидона нет возможности показать эффектный рукопашный бой из «Первого Мстителя» или полёты на космических кораблях в духе второго «Тора». Супергерои вынуждены подстраиваться под ритм друг друга: на фоне Халка, выкашивающего противников десятками, какие-нибудь продвинутые единоборства смотрелись бы нелепо, поэтому Капитан в «Эре Альтрона» почти всегда убивает с одного удара.

Как и в первом фильме, большинство экшен-эпизодов сиквела — городские бои и погони, из которых режиссёр выжимает все соки, вынуждая героев постоянно взаимодействовать друг с другом: вот Чёрная вдова орудует щитом Капитана, вот сам кэп подставляет его под молот Тора, чтобы тот ударной волной уничтожил танк, вот Железный человек сносит Халком целый небоскрёб. К радости фанатов фильм под завязку наполнен этими, как их называют западные критики, «моментами Marvel»: каждый герой выходит на первый план только тогда, когда это можно сделать максимально эффектно, и в этом отношении «Эра Альтрона» оставляет оригинал далеко позади.

Прямо с открывающих титров Уидон напоминает всем и о своём главном умении — способности рассказывать насыщенные истории, ловко дирижируя более чем десятком ярких персонажей. В отличие от «Мстителей», «Эра Альтрона» не тратит время на «раскачку»: с первых же минут зрителю показывают одну из самых зрелищных боевых сцен в истории Marvel и начинают закидывать таким количеством информации, что даже поклонники вселенной не сразу поймут, что вообще происходит.

Мстители атакуют заснеженную базу зловещей организации «Гидра», возродившейся во втором фильме о Капитане Америка, чтобы забрать у неё скипетр Локи, появившийся в первых «Мстителях» и украденный после развала организации «Щ.И.Т.». На экране появляется барон Вольфганг фон Штрукер из послетитровой сцены «Другой войны» и персонаж из сериала «Агенты Щ.И.Т.А.», а сами супергерои так бодро бросаются колкостями, словно зритель включил фильм с середины.

Информационный напор первых минут «Эры Альтрона» вполне может отпугнуть неподготовленного зрителя.

Впрочем, Уидон прекрасно понимает, что снимает потенциально один из самых кассовых фильмов в истории, поэтому немного сбавляет темп и начинает новый сюжетный виток, который смогут понять даже те, кто никогда не видел ни одного фильма Marvel.

Поработав над камнем в скипетре Локи в лаборатории, Тони Старк создаёт на его основе Альтрона — могущественный искусственный интеллект, перед которым стоит простая задача — защищать человечество.

К сожалению, Тони не слушал Элона Маска (официально существующего во вселенной Marvel) и не смотрел фильм «Я, робот», поэтому не смог предугадать, что Альтрон быстро изучит всю историю человечества и, руководствуясь холодной машинной логикой, решит, что лучший способ спасти людей — уничтожить их, а затем сбежит строить свои коварные планы на другой конец Земли, зловеще цитируя диснеевского «Пиноккио».

Вопреки опасениям фанатов, Альтрон оказывается не скучной расчётливой машиной, похожей на смесь Железного человека и героя игры Crysis, а одним из самых обаятельных злодеев в портфолио Marvel. Робот в исполнении актёра Джеймса Спейдера, не так давно напомнившего о себе в сериале «Чёрный список», ничем не уступает в очаровании Локи Тома Хиддлстона: он разговорчив, циничен и раз за разом вносит разлад в ряды Мстителей, чтобы они не мешали ему создавать себе всё более продвинутые телесные оболочки.

Альтрон настолько умён, что ему не удаётся найти в окружающих ни понимания, ни хотя бы достойного собеседника. Однако даже у него не получается избежать типичной для фильмов-комиксов проблемы: с первых и до последних минут картины герой Спейдера почти не меняет своей мотивации, поэтому его конфликты с Мстителями носят исключительно физический характер.

Впрочем, о любви Marvel использовать своих злодеев в качестве сюжетных функций известно давно. Вторые «Мстители» не отступают от этой концепции, но здесь Уидон приготовил для фанатов большой сюрприз: негласным главным героем «Эры Альтрона» становится Соколиный глаз Джереми Реннера — тот самый дяденька с луком и стрелами, над «важностью» которого для команды супергероев после первой части не шутил только ленивый.

В новой картине Уидона именно Соколиный глаз является тем клеем, который удерживает богов, миллиардеров и генно-модифицированных бойцов вместе. Ему достаются лучшие шутки, о его жизни зрители узнают больше всего подробностей и, наконец, он удостоен чести произнести вслух новый манифест защитников Земли, который позволяет делать далеко идущие выводы о будущем вселенной Marvel.

Одновременно персонаж Реннера выступает и символом человечества, которое так жаждет уничтожить Альтрон. Соколиный глаз хоть и убивает людей, роботов и инопланетян по три штуки за выстрел, но делает это только для того, чтобы сохранить спокойствие в родном доме.

Несмотря на то, что фильм строится на злободневной теме искусственного интеллекта, желающего уничтожить человечество, Уидон не пытается делать каких-то категоричных выводов в этой связи.

Режиссёр задаёт несколько риторических вопросов, а затем приравнивает существование человечества к одной человеческой жизни — короткой и полной глупостей, но настолько прекрасной, что за возможность прожить её до конца стоит бороться.

За два с половиной часа «Эры Альтрона», пролетающих почти незаметно, режиссёр успевает выполнить непосильную задачу: порадовать фанатов уже популярных героев, представить несколько новых, рассказать компактную притчу об Альтроне и его создателе Тони Старке, а также выступить в роли этакого стрелочника, наметив начало конфликта между Железным человеком и Капитаном Америка для «Гражданской войны», проложив дорожку к двум частям фильма «Мстители: Бесконечная война» и не оставив без внимания даже сериал «Агенты "Щ.И.Т."».

Безусловно Уидону не удаётся избежать небольших накладок: например, он находит очень странный способ, чтобы на время вывести из сюжета Тора, а история молодняка в лице Алой Ведьмы и Ртути скучнее, чем инструкция по применению стирального порошка. Однако на эти недостатки можно смело закрыть глаза, потому что «Эра Альтрона» заметно развивает концепцию «Мстителей» и выводит этот самый пресловутый worldbuilding на недостижимый для конкурентов уровень.

А в те редкие моменты, когда Уидон замедляет темп, вся эта ловко придуманная машинерия становится похожей на настоящее кино: чего стоит только красивая сцена в лесу, в которой Альтрон всё-таки находит себе равного собеседника.

But now I'm free. There are no strings on me,
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #Marvel #Железный_человек #обзоры #Тор #Капитан_Америка #Мстители_Эра_Альтрона #рецензии