Офтоп
Вадим Елистратов

Как я дружил в социальной сети

Шеф-редактор TJ о феномене catfish и случаях, после которых он перестал доверять незнакомцам в соцсетях

Как гласит популярная шутка, «в интернете никто не знает, что ты кот», поэтому почти каждый из нас может стать жертвой обмана. В некоторых случаях он может достигнуть больших масштабов и серьёзно ранить наши чувства.

Не вспомнив ни одной страшной истории для статьи обозревателя Ивана Талачёва, шеф-редактор TJ решил рассказать о не менее жутком феномене под названием catfish и случаях, после которых перестал доверять незнакомцам в соцсетях.

На днях мой друг Иван Талачёв, готовивший для TJ второй материал об интернет-страшилках, спросил, не припоминаю ли я каких-нибудь странных или страшных случаев, которые происходили со мной в сети.

Как оказалось, с этой точки зрения моя интернет-биография довольно скучна: мне не писали покойники, никто не крал данные моей платёжной карточки, и меня или моих друзей через соцсети никто не вербовал в британскую разведку или закрытый культ, участники которого распивают настойку из крови младенцев по утрам.

Как ни странно, самое страшное, что происходило со мной в интернете — это несколько столкновений с catfish. Слово catfish с английского языка дословно переводится как «сом» или «зубатка». В сетевом жаргоне им называют людей, которые прикидываются кем-то другим, используют чужую личину.

Истокам этого термина уже более ста лет. В начале XX века, когда в Азию начали кораблями доставлять треску с Аляски, мореплаватели столкнулись с неприятным эффектом: рыба после долгих недель бездействия теряла свой товарный вид и вкусовые качества. Проблема разрешилась, когда моряки придумали запускать в резервуары сомов: хищники покусывали треску за хвосты, распугивая её и вынуждая постоянно держаться настороже.

Примерно то же самое делают catfish и в сети — не дают нам расслабиться.

Называть таких людей catfish придумали авторы одноимённого полудокументального фильма 2010-го года выпуска (в российском прокате «Как я дружил в социальной сети»). Картина рассказывает о молодом человеке, который знакомится с красивой девушкой и её семьёй на Facebook и вместе с друзьями отправляется в путешествие, чтобы устроить своей новой пассии сюрприз. Прибыв на место, вместо идеальной семьи товарищи обнаруживают женщину, которая растит детей-аутистов и в свободное время сбегает от реальности, плетя интриги в соцсетях с помощью нескольких десятков фейковых профилей.

Первое столкновение c catfish подобно первому проявлению криминала или насилия в детстве. Ребёнок узнаёт, что ему кто-то может нанести вред, оставшись безнаказанным, и до конца жизни теряет чувство безопасности. Catfish тоже по-своему открывает глаза на реальность.

В моём случае это впервые произошло то ли в 2007, то ли в 2008 году, когда «ВКонтакте» только набирала популярность. Друг Саша (имена изменены) познакомился с девушкой по имени Таня, в которую практически моментально влюбился. Барышня была всем хороша: писала стихи, рецензии на фильмы, бесплатно ходила на рок-концерты и фотографировала звёзд в статусе прессы, занималась балетом и, что тогда казалось особенно приятным, публиковала у себя на странице пикантные снимки с фотосессий.

Образ Тани выглядел слишком хорошо, чтобы быть правдой, однако Саша этого не замечал, а я попросту не хотел лезть в их дела. Тем более, что в ней была и ложка дёгтя — красавчик-бывший из Германии и его друзья, которые постоянно писали у неё на стене и комментировали фотографии. А поскольку Таня и Саша не только общались в сети, но и встречались лично, у меня не было никаких сомнений в том, что всё, что она пишет о себе — чистая правда.

Спустя несколько недель или даже месяцев их странных отношений я решил почитать её отзывы на «Кинопоиске». Тексты были неплохими, но слишком разными по стилю. Заподозрив неладное, я вбил в Google фрагмент одного из них и узнал, что авторство принадлежит совершенно другому человеку. Остальные «её» рецензии оказались такими же.

После этого я очень пристально начал изучать её страницу во «ВКонтакте» и замечать, что на большинстве студийных фото, умело смешанных с реальными, её лица почти не было видно. На нескольких снимках её «бывшего» в действительности была изображена профессиональная модель, которую я нашёл с помощью специального сервиса поиска по картинкам (Google тогда так ещё не умел), а её друзья иногда не появлялись в сети по несколько дней и общались только друг с другом. Затем я попросил у Саши прислать мне стихотворение, которое Таня ему якобы написала, и обнаружил его на сайте любителей поэзии.

Масштабы авантюры поражали воображение: сотни удачно подобранных фотографий и целая система вымышленных людей, которые общались как друг с другом, так и с ней.

После того, как я предъявил Саше неоспоримые доказательства, у него с возлюбленной состоялся серьёзный разговор. Она ещё долго и крайне неубедительно продолжала отнекиваться, говоря, что «в интернете воруют её тексты и фото», однако с отношениями было покончено.

Этот странный и по тем временам ещё новый опыт радикально изменил наше с Сашей отношение к соцсетям. Ведь с помощью манипуляции фактами Тане удалось из скучной бездельницы с огромным количеством свободного времени превратиться в девушку мечты с бездной талантов и увлечений.

Мы и до этого прекрасно понимали, что в интернете нас могут обмануть, но не знали, что это можно сделать таким изощрённым и циничным образом.

После этого я ещё долго посмеивался над другом, твёрдо решив, что со мной такого не произойдёт никогда. Я перестал тратить время на общение с людьми, у которых страницы в соцсетях пусты, а в случае с девушками начал практически сразу предлагать перенести разговор в офлайн.

Эта тактика успешно меня оберегала, однако спустя несколько лет я всё же попался на удочку: ко мне во «ВКонтакте» с каким-то вопросом обратилась красивая девушка, и у нас очень быстро завязался интересный разговор. Переписка не закончилась и на второй день, и даже на третий. Мы общались с полудня, когда я просыпался, и до шести-семи утра. Девушка обладала выдающимся чувством юмора, поэтому я время от времени ловил себя на том, что в голос смеюсь в монитор.

Что ещё важнее — её странице было несколько лет, поэтому я был убеждён, что трачу время не впустую. Спустя неделю, когда я решил, что она «та самая», и надо начинать активные действия, идиллия начала рушиться: незнакомка отказывала во встречах, но в ответ на мою шуточную просьбу прислала мне своё фото со свежей газетой в руках. На снимке была видна часть лица, очень напоминавшее то, что я видел на других кадрах, поэтому я успокоился и продолжил общение.

В конце концов, моя собеседница пропала на несколько дней и вернулась с шокирующей новостью: в течение двух недель я общался с поддельной страницей, которая несколько лет методично пополнялась контентом, чтобы клиенты интернет-магазина думали, что их консультирует реальная девушка.

К счастью, «за пультом» был не тучный небритый мужчина, а другая девушка — почти замужняя. Она рассказала, что её парень читает мой блог и часто упоминает меня, и она решила таким странным образом выяснить, что я из себя представляю.

Чего она не ожидала, так это того, что беседа затянет её на две недели и закончится для нас обоих чудовищным конфузом.

Перед тем, как написать этот текст, я спросил несколько знакомых, попадали ли они в подобные ситуации. Как оказалось, у некоторых из них бывало и похуже: например, моя подруга целый год общалась с «парнем из другого города» и страдала от неразделённой любви, чтобы в конце концов выяснить, что всё это время переписывалась с девушкой. С catfish четыре года назад столкнулся и Влад Цыплухин.

Авторы фильма «Catfish» пришли к выводу, что этому миру нужны «сомы», потому что без них мы бы скорее всего умерли бы от скуки. Это красивая теория, с которой легко согласиться, однако во времена, когда электронная переписка стала вполне законным и здоровым способом выражения чувств, такого рода обманщики, если у них хватает фантазии и свободного времени, получают максимальную власть. Мои родители учили меня не разговаривать с незнакомцами на улицах, а я своих детей, судя по всему, буду учить не просто не общаться с ними в соцсетях, но и как следует проверять информацию.

Catfish, конечно, почти целиком состоят из вымысла, однако разбить сердце могут вполне по-настоящему.

В ожидании третьего раза,
Вадим Елистратов,
TJ

#Колонка #колонки #catfish #обман_в_соцсетях