Офтоп
Вадим Елистратов

Владимир Мединский о цензуре: «Государство в творчестве ничего не запрещает, но не всё оплачивает»

Министр культуры Владимир Мединский в колонке для «Известий» рассказал о роли государства в культуре на примере театрального искусства, отвергнув политическую цензуру, но подчеркнув необходимость участия правительства в «процессе производства гражданина» с помощью художественных ценностей.

Владимир Мединский. Фото: РБК

Мединский утверждает, что в области культуры государство должно поддерживать интересы большинства россиян. По мнению министра, народ «не признаёт политической цензуры» и одновременно «поддерживает контроль над произведениями на основе традиционных ценностей».

Министр культуры считает, что участие государства в творческих процессах обязательно, так как культура имеет стратегическую роль.

Перефразируя известную аксиому, скажу: если государство не кормит и не создаёт свою культуру, её будет кормить и создавать кто-то другой. И тогда в конечном итоге всё равно придётся кормить чужую армию.

Владимир Мединский, министр культуры

По мнению Мединского, приверженность «безусловным и естественным ценностям» создаёт само общество, давая государству право выступать в качестве регулятора.

Общество задаёт приверженность безусловным и естественным ценностям (рейтинг В. В. Путина, собственно, и есть проявление такой приверженности). И это подавляющее нормальное большинство очень расстраивается, когда сталкивается с публичным неуважением к тому, что для него важно и даже священно.

Владимир Мединский, министр культуры

Мединский убеждён, что в отношении культуры общество можно разделить на «консервативное большинство» и «творческое сообщество», которые по-разному относятся к вмешательству государства: первые требуют контроля, а вторые — слепой поддержки всех их начинаний.

Консервативное большинство гражданского общества возмущается тем, что государство безынициативно, ограничивается раздачей материальных благ и ничего не запрещает. Творческое же сообщество, напротив, при малейшем проявлении государственной воли не менее возмущенно указывает на «возвращение цензуры» и «долг государства» регулярно финансировать как плоды, так и сам процесс «свободы творчества».

Владимир Мединский, министр культуры

Несмотря на то, что Мединский понимает важность новаторства в искусстве, он считает, что дискуссия между художником и государством должна вестись «строго в поле признания общих ценностей — общих и для художника, и для власти, и для общества». Эти «общие ценности» государство поддерживает, субсидируя средства в одни проекты и игнорируя другие.

Мы должны поощрять и инициировать творческую деятельность в поле именно этих бесспорных и естественных ценностей. А в той части художественного творчества, которую государство прямо субсидирует, мы на этих ценностях настаиваем. То есть государство в творчестве ничего не запрещает. Но не всё оплачивает.

Владимир Мединский, министр культуры

Таким образом министр культуры приходит к выводу, что творческие эксперименты имеют право на существование, но они не должны нарушать определённых норм, установленных обществом и, соответственно, государством. Эту ситуацию он объяснил на примере постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре, чей директор Борис Мездрич был уволен после скандала из-за содержания произведения.

Ошибка министерства не в том, что мы уволили директора, который не счёл нужным вступить в диалог с общественностью. Ошибка в том, что мы с этим решением затянули. Вообще по-хорошему такая постановка должна была быть отвергнута директором ещё на уровне идеи.

Владимир Мединский, министр культуры

Прокуратура Новосибирска возбудила против авторов «Тангейзера» уголовное дело за «осквернение предметов религиозного почитания», однако оно было закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Тем не менее новый глава театра снял оперу с репертуара.

#Статья #Владимир_Мединский #Тангейзер #отношение_культуры_и_государства #политическая_цензура