Офтоп
Вадим Елистратов

Заметки на полях

Мысли о прошедшей неделе и жизнь редакции: «пузырь» виртуальной реальности, Запад про шаурму и скандал с Фриске

«Пузырь» виртуальной реальности, западные СМИ про шаурму, скандал с Жанной Фриске, IT-тренд на создание новостных СМИ, итоги E3, рекорды «Мира Юрского периода», интересные материалы от коллег, ответы на вопросы читателей и другие мысли и наблюдения о событиях минувшей недели, а также новости о жизни редакции TJ от нашего шеф-редактора.

Почему виртуальная реальность «не взлетит»

На этой неделе мы уже писали, почему очки HoloLens от Microsoft могут так никогда и не стать революцией: из-за небольшого угла обзора «магия» улетучивается, а устройство превращается в малополезную игрушку.

В дополнение к этому редактор портала Rock, Paper, Shotgun Джон Уокер 17 июня опубликовал беспощадную колонку под названием «Почему виртуальная реальность станет гигантским провалом».

Большинство аргументов Уокера очень убедительны. Он озвучил то, что все в глубине души понимали, но почти никто не хотел произносить вслух, радуясь тому, что в области домашних развлечений появилось нечто по-настоящему новое и на первый взгляд крутое.

Уокер отмечает, что очки виртуальной реальности стоят слишком дорого, поэтому их вряд ли купит большое количество людей. Заодно ситуацию усугубит фрагментация: подобные устройства делают десятки компаний, а единого стандарта пока ещё нет.

Крупные издатели, считает Уокер, вложатся в игры, специально разработанные для VR, но из-за небольшого количества пользователей эти развлечения не принесут прибыли. Затем вместо создания эксклюзивных проектов разработчики просто начнут добавлять VR-режим в свои обычные игры, и технология так и останется нишей, как сейчас остаётся Nvidia 3D Vision на PC.

Как и 3D, виртуальная реальность пытается делать то, с чем отлично справляется фантазия.

Производителям техники так и не удалось научить людей смотреть 3D дома. Большинство потребителей вполне устраивает плоский экран, на который можно косо посматривать, поглаживая трусы утюгом. О 3D-телевидении уже почти никто не говорит. 3D-сеансы в кинотеатрах больше не главенствуют: привычный 2D-формат снова чувствует себя прекрасно.

Oculus VR, Valve и другие компании надеются, что люди откажутся от телевизоров и начнут играть в шлемах, но этого скорее всего не случится. Большинство популярных жанров вообще не годятся для VR. Представьте, что вы 70 часов проходите «Ведьмака 3» или Dragon Age: Inquistion со шлемом на голове. Сомнительное удовольствие.

Наконец, не подходят для виртуальной реальности и шутеры, в которых прицеливание чётко привязано к углу обзора. Вообразить стремительный матч в Call of Duty или в Battlefield в очках очень сложно. В своё время Sony и Microsoft надеялись, что эти жанры навсегда изменят Kinect и PlayStation Move. И где они теперь?

Редактор RPS приходит к печальному выводу: виртуальная реальность так и останется игрушкой, с помощью которой можно будет удивить гостей, но никогда не уйдёт в мэйнстрим. Геймпад, диван и большой плоский телевизор вряд ли исчезнут в ближайшее время.

Похожего мнения придерживается глава американского подразделения Nintendo Рэджи Филс-Эйм. Компания первой запустила моду на контроллеры движений, да и вообще больше всех любит различные технологии, выносящие игру за пределы монитора, однако она совсем не вдохновлена модой на виртуальную реальность.

Всё, что я видел до этого [в области виртуальной реальности], не весело и не несёт в себе никакой социализации. Это просто технология.

Рэджи Филс-Эйм, генеральный директор Nintendo America

Не упоминай имя IMAX всуе

В дополнение к истерии вокруг виртуальной реальности маленькая история о портале Ars Technica. Его редактор в одном из материалов на тему игровой выставки E3 сравнил впечатления от использования очков SteamVR от Valve «с экраном IMAX дома».

16 июня в Ars Technica пришло письмо от корпорации IMAX, в котором она обвинила издание в «незаконном использовании торговой марки IMAX». По мнению IMAX, материал вводит пользователей в заблуждение, утверждая, что в очках виртуальной реальности можно получить впечатления, сравнимые с кинотеатром IMAX с его 37-метровым экраном и «продвинутой технологией звука».

Как отмечает Ars Technica, письмо IMAX абсурдно, так как корпорация почему-то убеждена, что владение торговой маркой позволяет ей контролировать всё, что об этой торговой марке говорят.

После того, как издание написало об инциденте статью, а его редакторы в шутку начали писать в Твиттер, что «SteamVR не как IMAX, а в сто раз лучше, чем IMAX», IMAX пришлось принести свои извинения. «Эффект Стрейзанд» в очередной раз показал свою мощь.

Красивые девушки, шаурма и западные СМИ

На этой неделе молва о группе «Красивые девушки и шаурма» во «ВКонтакте», о которой мы писали в начале июня, дошла до западных СМИ: о ней рассказывают немецкие телеканалы и пишут британские газеты.

Интереснее всего в данном случае не то, что российская забава стала мировым достоянием, а то, что её неправильно поняли. Например, Metro почему-то решила, что это кампания по продвижению «здорового отечественного питания» (якобы наша попытка заменить McDonald's) и пригласила эксперта, который «раскрыл всем глаза» на то, что на самом деле шаурма — это «вредная уличная еда».

Ещё круче выступил кулинарный блог Munchies, который назвал группу «антизападной кампанией», придуманной Владимиром Путиным. К шаурме в том числе привязали и отставку Павла Дурова, после которой контент во «ВКонтакте» якобы начал контролироваться правительством.

Все без ума от новостей

За последние несколько недель новости неожиданно стали главным IT-трендом. Точнее не сами новости, а способы их подачи.

Мы не раз писали о том, что Марк Цукерберг хочет превратить Фейсбук в главный способ потребления новостных заметок. И в первой половине мая он сделал первый серьёзный шаг к этой цели — запустил платформу Instant Articles, при помощи которой крупнейшие издания могут размещать свои статьи на серверах соцсети, чтобы материалы моментально загружались у пользователей на смартфонах.

Затем на WWDC «выстрелила» Apple, объявив о разработке своего собственного аналога Flipboard под названием Apple News. Сервис уже вызвал беспокойство не только у Flipboard и прочих аналогов, но и у других СМИ. Дело в том, что корпорация Тима Кука не просто встроит в iOS 9 красивую RSS-читалку, она нанимает редакторов для того, чтобы курировать новости. В очередной раз (как и в случае рекомендаций в Apple Music) возникает вопрос, не будет ли Apple с помощью собственных СМИ показывать удобную ей картину мира.

18 июня в игру вступил YouTube, запустив YouTube Newswire — «курируемый поток верифицированных видео», снятых свидетелями. Сервис Google в теории может стать крупнейшим в мире документальным новостным видеоканалом, где в качестве корреспондентов выступают обычные пользователи.

В тот же день портал BuzzFeed запустил нетипично строгое для себя приложение для iOS под названием BuzzFeed News, в котором коротко, сухо и по делу рассказывается о происходящем в мире.

Наконец, 19 июня стало известно, что собственный проект с курируемыми новостями создаёт Twitter. В официальном приложении сервиса скоро появится отдельная вкладка, на которой можно будет следить за важными событиями с помощью отобранных вручную пользовательских твитов.

В данном случае тренд даже не нужно подмечать: уж слишком он агрессивно и быстро развивается. Крупные IT-компании заводят себе «придворные СМИ», которые вскоре составят серьёзную конкуренцию СМИ традиционным. Особенно резонным этот шаг выглядит для Twitter и YouTube, где такого рода контента всегда было огромное количество, но им никто всерьёз не занимался.

«Мир Юрского периода» победил всех

Для тех, кто увлекается темой кассовых сборов, 2015 год стал настоящим праздником, а также живым доказательством того, что люди до сих пор не в состоянии спрогнозировать успех того или иного фильма.

Судя по всему, боссы студии Universal принесли жертву каким-то древним богам. Иначе произошедшего никак не объяснить.

Сначала «Форсаж 7» собрал в мировом прокате 1,511 миллиарда долларов (это четвёртый в истории результат, и фильм ещё может обогнать «Мстителей» с их 1,518 миллиарда). Такого успеха никто не ожидал.

Теперь «Мир Юрского периода» щёлкает абсолютные рекорды как орехи: лучший первый уик-энд в США, лучший первый уик-энд во всём мире, лучший понедельник в США. На вторых выходных четвёртая история о сбежавших динозаврах соберёт в США больше 100 миллионов. Авторы любого блокбастера мечтают о подобной сумме за первые выходные. На вторых — это уже настоящее чудо.

Судя по тому, что темпы даже не думают снижаться, фильм имеет все шансы обогнать «Форсаж 7», первых «Мстителей» и стать третьим в истории по сборам. Интересно, когда же наконец будут свергнуты «Титаник» или «Аватар».

Стоит отметить, что в случае с «Миром Юрского периода» кинокритика не сыграла совсем никакой роли. Зрители пошли в кино за простой идеей «блокбастер про динозавров» и известным брендом и получили то, что хотели.

Можете не сомневаться, «Мир Юрского периода 2» уже в разработке. Скорее всего, над ним начали думать ещё до премьеры первой части.

Итоги E3

Отдельно о виртуальной реальности мы поговорили выше. Теперь есть смысл коротко подвести итоги самой E3. Игровую выставку в этом году можно считать лучшей за последние несколько лет. На новых приставках наконец-то начали появляться так называемые «игры второй волны».

«Игры первой волны» — это когда разработчики делают то же самое, что и раньше, но с улучшенной графикой (inFamous: Second Son, Batman: Arkham Knight). «Игры второй волны» — это уже полностью переосмысленные проекты, которые могут похвастаться не только картинкой. Например, Fallout 4, где можно модифицировать почти всё, что попадается игроку на глаза, или новый Hitman, получивший черты MMO (миллионы игроков будут охотиться на одну жертву, которая по истечении времени на задание уйдёт навсегда).

Наконец, как отмечают многие СМИ, индустрия по-настоящему повзрослела. Разработчики перестали оглядываться на другие медиа (телевидение, кино), добились непосредственности. Игры становятся больше, дороже, красивее и самобытнее.

Судя по реакции фанатов, «выиграла» E3 в этом году Sony. Не потому, что сделала нечто экстраординарное, а потому что показала именно то, чего хотели игроки — немного новых франчайзов, много долгожданных продолжений старых и мало невнятных инди-проектов, которыми насытила свою презентацию Microsoft.

Не умеем по-хорошему

Любому пользователю сети известно: если умерла какая-то знаменитость, комментарии к новости лучше не читать. Иначе можно окончательно разочароваться в людях. Всегда найдутся те, кому не хватает воспитания, чтобы скрыть своё безразличие или (что вообще у меня не укладывается в голове) радость по печальному поводу.

Смерть Жанны Фриске — красивой, известной, исполнявшей легкомысленные песни, которые так легко критиковать — могла поднять всю эту грязь с особенной силой, и, к сожалению, так оно и случилось.

Чего стоит только чудовищный прямой эфир с похорон, проведённый специальным корреспондентом «Комсомольской правды».

Что касается шутки «MDK», то дискутировать о её содержании нет смысла. Что вызывает беспокойство, так это отсутствие в России нормального механизма общественного порицания. Свобода слова безусловно должна быть защищена и администраторы «MDK» могут иметь своё особое мнение о смерти Фриске, однако в любой другой стране пользователи сети, знаменитости и общество в целом отреагировали бы на этот юмор так, что авторам шутки стало бы если не стыдно, то как минимум совестливо. Сработала бы система саморегуляции.

В России же всё закончилось заявлениями в прокуратуру и ябедничеством президенту, который якобы должен прийти, разобраться и запретить «MDK» одним взмахом руки. Что, конечно же, в высшей мере неправильно и многое говорит об образе мышления россиян.

Внеклассное чтение

  • На ЦП прекрасная история о том, что случается с жизнью обычного человека, который снимает вирусное видео с сотнями миллионов просмотров.
  • Андрей Пошибякин на «Афише» в качестве гостя выставки подводит итоги E3 2015.
  • «Афиша» про скандальную рекламную кампанию телеканала «Ю».
  • То, на что не хватило рук в TJ: картины, «написанные» нейронными сетями.
  • Перевод в клубе TJ: колонка о том, как начать правильно использовать сервисы отложенного чтения вроде Pocket.

Ответы на вопросы читателей

Надяо-котяо: планируется ли всё-таки такая штука, как «подарить подписку другу»?

Пока нет, но думаю, что рано или поздно эта функция появится. Как и многие другие идеи, она витает в воздухе и ждёт своего часа.

Александр Асадчих: ребята, кому-нибудь из вас хотелось когда-либо на время бросить журналистскую деятельность и написать свою книгу? Если да, то какую?

Никита в походе, так что ответить на этот вопрос пока не может, но, если что, отпишется в комментариях, когда вернётся.

Оля: «В детстве хотелось, я всерьёз намеревалась написать роман про жирафов. Может, когда-нибудь и напишу».

Что касается меня, то я уверен, что в ближайшие годы не смогу написать хорошую книгу. Нон-фикшн, нечто основанное на реальных событиях ещё возможно, но художественную литературу точно нет. Чтобы написать хороший роман, нужен огромный жизненный опыт и умение ставить себя на место других людей, высочайшая степень эмпатии. Этого можно достигнуть только много пожив и много повидав.

Амир Мухамедов: обидны ли для Никиты шутки про его возраст?

Насколько я знаю, нет. Ну и вообще мы работаем в индустрии, где круто быть молодым и совсем не круто быть «динозавром», который всё меньше понимает, что вокруг происходит и что будет в тренде в ближайшие несколько лет. Пускай Никиту считают «молодым выскочкой» хоть сколько угодно долго. Это куда лучше, чем если бы кто-то говорил, что он «заржавел».

_: как относитесь, когда комментарии к статье перестают быть собственно ими и становятся соревнованием в остроумии ради развлечения и лайков? И когда даже относительно серьёзная новость в итоге получает отклик из шуточек.

Всё хорошо в меру. И серьёзные дискуссии нужны, и шуточки (естественно, если речь не о материале, где шутить некрасиво).

Vladimir Kornienko: как часто в редакции возникают споры и дискуссии и насколько они серьезные?

Довольно редко. Основные рабочие моменты у нас обговорены, и мы все с ними согласны, так что в этом плане обычно спокойно. 99% процентов конфликтов в редакции можно разделить на две категории «Зачем написали эту ***** [фигню]?» и «Почему пропустили эту крутоту?».

Неделя в редакции

Эта неделя была одной из самых активных и интересных за последнее время. Правда, у нас почти постоянно «выпадал» один из членов редакции. Сначала я ушёл с головой в трансляцию E3, а в четверг и пятницу Никита уехал в поход.

Корпоратив

В прошлую пятницу «Заметок» не было, потому что у нас случился корпоратив. Я просто физически не успел бы закончить этот текст. В Петербург приехал погостить наш коммерческий директор Андрей Загоруйко, и мы большой компанией чудесно провели вечер. Такие встречи у нас бывают довольно редко, так что было приятно вспомнить, как кто выглядит, и пообщаться в непринуждённой обстановке.

Без комментариев

На этой неделе мы приняли решение отключить комментарии в нашем сообществе во «ВКонтакте». Если тестовый период пройдёт нормально, так останется навсегда. Причина на поверхности: нас мало, и мы не в состоянии контролировать всё, что там пишется.

Мы уже давно не углубляемся в дебри обсуждений в группе, но когда публикуем запись, видим, как там быстро появляется три комментария вроде «пох», «и чё?» и «ну ок».

Теперь не видим.

До связи через неделю,
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #виртуальная_реальность #Жанна_Фриске #Мир_Юрского_периода #Неформат_за_неделю #Заметки_на_полях #E3_2015 #MDK